ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ




СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны ЗНАТЬ:

· сферы и способы обучения;

· педагогические приемы.

УМЕТЬ:

оценить потребность в обучении;

· оценить исходный уровень знаний, умений пациента;

· мотивировать обучение;

· оценить способность к обучению;

· определить содержание обучения;

· организовать обучение;

· составить индивидуальный план обучения и реализовать его;

· оценить качество и эффективность обучения.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Определение сестринской педагогики. Сущность.

2. Определение обучения в сестринском деле.

3. Задачи обучения в сестринском деле.

4. Сферы обучения.

5. Методы обучения.

6. Приемы обучения.

7. Понятия формальных и неформальных методов обучения.

8. Мотивация к обучению.

9. Способность, определение, виды.

10. Готовность пациента к усвоению информации.

11. Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"ПЕДАГОГИКА - ЕСТЬ ВЕЧНЫЙ ПУТЬ В ЦАРСТВО ЗНАНИЙ"

Е. С.Маковецкая

Предметом педагогики как области научного познания является вос­питание и обучение.

ОБУЧЕНИЕ - неотъемлемая часть педагогической деятельности.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук­репить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

2) максимальная адаптация к болезни.

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспе­чивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состо­ит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близ­кие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего ос­новных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профес­сиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обу­чения пациента, а в случае необходимости, и его близких.

Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

 

СФЕРЫОБУЧЕНИЯ: их три:

 

- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения;

-

- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;

-

- ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умст­венной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необыч­ной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия: Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоцио­нально.

 

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской дея­тельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и спе­циальных знаний.

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

 

 

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

 

1. словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

2. наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и так далее)

3. практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, сме­на повязок, введение инсулина и так далее)

Например: шаги по измерению АД.

Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими бло­ками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.

ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение

желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

1. Восприятие (наблюдение).

2. Запоминание (повторение, составление логических схем, выделе­ние опорных сигналов).

3. Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобще­ние, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной об­становке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполне­ния привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), пред­ставляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового об­раза жизни).

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закре­пить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструк­тора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация сти­мулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепле­ния и восстановления своего здоровья.

МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Мотивы делят на три группы:

3) социальные (пациент и.общество).

4) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть позна­вательный интерес

3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).

 

У каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные.

 

Например:

- жизнь

- здоровье

- общество

- дети

- работа

- карьера и так далее.

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬ­НАЯ. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кро­потливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

Ø Соответствующим подбором содержания обучения.

Содержание должно быть доступным, последовательным, интерес­ным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.

Ø Разнообразием формы обучения:

- лекция

- деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)

- проблемный метод

- беседа и так далее.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть ПО­ЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕ­НИЯ:

· отзывчивость и сердечность;

· способность понять проблемы пациента;

· высокий профессионализм, грамотная речь;

· умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

· умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

· умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

· мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестер к организации учеб­ного процесса.

СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от ко­торой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необ­ходимых для определенного рода деятельности.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи. КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ - проявляются в налаживании взаимоотно­шений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные осо­бенности (кого быстрее научите вводить инсулин: молодую девушку или 70-ти летнюю сельскую женщину).

КОНСТРУКТИВНЫЕ - в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме. ЭКСПРЕССИВНЫЕ - в умении выражать свои чувства, мысли, взгля­ды или скрывать их.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫмедсестры, необходимые в педагогической деятельности:

o педагогический такт

o внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может)

o интеллектуальный уровень

o самостоятельность в действиях

o наблюдательность

o общительность

o настойчивость

o самообладание активность

o высокая профессиональная подготовка

o целеустремленность

o трудолюбие

o доброта

o отзывчивость

o ответственность

o терпимость

o чувство юмора

Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, соз­дать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда паци­ент готов усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

· состояния здоровья

· состояния сознания

· умственных способностей

· возраста пациента

Итак, осуществляя процесс обучения на I этапе сестринского процес­са, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна:

1. заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация),

2. определить, чему учить, как учить, зачем учить.

Это возможно только в том случае, если медсестра правильно опреде­лила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: