Ситуация
На I этапе медсестра собирает информацию: пациент, Иван Петрович, инженер сельхозтехники по профессии, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь 2 степени. При опросе медсестра выяснила, что пациент страдает периодически очень сильными головными болями. АД повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается, и пациент быстро выписывается, ссылаясь на очень большую занятость и необходимость быть всегда на рабочем месте. Рекомендации врача принимать лекарства под контролем АД не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120 мм рт.ст., пульс-100 уд. в мин. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, и АД быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент чувствует себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется АД ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр. Оказалось, он и его родственники не умеют измерять АД.
2 Этап: постановка сестринских проблем, выбор приоритетной проблемы.
Приоритетная проблема: дефицит знаний по технике измерения АД.
3 Этап. Планирование.
Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость научиться измерять АД
самостоятельно через 2 дня.
Долгосрочная цель: пациент будет измерять АД самостоятельно через 10 дней.
Планирование обучения:
1. Медсестра будет беседовать с пациентом по 10 минут в течение 2-х дней с целью убедить его в необходимости измерять АД самостоятельно.
2. Медсестра расскажет пациенту о различных видах аппаратов для измерения АД.
|
3. Медсестра поинтересуется финансовыми возможностями пациента и его семьи и даст совет, какой аппарат лучше приобрести для измерения АД самому себе (электронный, не нужен фонендоскоп).
4. Медсестра расскажет о технике измерения АД и сама все продемонстрирует, предложит все записать.
5. Медсестра предложит пациенту самому все рассказать.
6. Медсестра сама продемонстрирует технику измерения АД на пациенте.
7. Медсестра вместе с пациентом ежедневно 2 раза в день будет измерять АД, при этом отвечать на все возникающие вопросы у пациента и будет хвалить его.
8. Медсестра предложит пациенту ежедневно продемонстрировать измерение АД самостоятельно.
9. Медсестра пригласит родственников пациента и предложит им обучиться технике измерения АД на случай, если пациент сам не сможет этого сделать.
4 этап– выполнение плана.
Этап. Оценка результата обучения. Сравните полученный результат с поставленной целью.
Цель достигнута, через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно и правильно оценивает результаты измерения.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
Участковая медсестра посетила на дому пациентку Н., 75 лет, с резким понижением зрения, страдающую хроническим тяжелым заболеванием бронхолегочной системы. В семье пациентки проживает ее внучка, учащаяся 10-го класса.
Пациентка предъявляет жалобы на слабость, одышку, кашель с трудно отделяемой мокротой, и ей кажется, что по вечерам у нее повышается температура тела, а иногда и днем познабливает.
Медсестра осмотрела пациентку: кожные покровы на ощупь слегка горячие.
|
Дыхание 18 в мин., пациентка во время осмотра кашляет, кашель влажный, пульс 90 в мин., ритмичный, АД 130/80 мм рт.ст. Медсестра посоветовала измерять температуру тела каждые 3 часа, обещала навестить ее снова через пару дней и прислать участкового врача, на что пациентка отвечает: "Да я не запомню какая температура утром и вечером, а Вы говорите каждые 3 часа. Сама не смогу, плохо вижу. Мне внучка поможет".
Задача 2
Пациентка Н., 40 лет, прикована к инвалидной коляске в результате тяжелой травмы поясничного отдела позвоночника, которую она получила много лет назад во время выполнения прыжка с брусьев и неудачного приземления. Долго и упорно лечилась, перенесла несколько операций, но инвалидная коляска теперь ее средство передвижения как по дому, так и вне дома. Пациентка примирилась, научилась хорошо справляться с коляской, словом, адаптировалась к новому способу удовлетворения потребности ДВИГАТЬСЯ. Но в последнее время очень поправилась, с трудом помещается в коляске, и постоянно беспокоят перебои в области сердца, слабость, чувство нехватки воздуха, страх.
При осмотре: пациентка повышенного питания. Кожные покровы бледные, дыхание 18 в мин., пульс 102 уд. в минуту, аритмичный, АД 120/75 мм рт. ст. Врач назначил лечение и сказал: "Принимайте лекарство под контролем частоты пульса".
При повторном посещении пациентки на дому медсестра выяснила, что лекарства пациентка приобрела, а как контролировать свой пульс, она не знает.
Задачи 1 и 2 разберите по выше предложенному образцу.
ГЛОССАРИЙ
ВОСПРИЯТИЕ наблюдение
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ способность к общению, общительность
МОТИВ побудительный эффект
ПЕДАГОГИКА наука о воспитании и обучении человека
ПОЛИМОТИВАЦИЯ несколько побудительных эффектов
ПРИЕМ совокупность действий
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА передача знаний, умений, навыков от
медицинской сестры к пациенту или его
окружению
СПОСОБНОСТЬ психологическая особенность человека