Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина




Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение РФ (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

 

Общие гарантии.

1) Защита прав и свобод – обязанность государства (ст. 45). Государство обязано различными пр. средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование.

2) Самозащита прав и свобод (ст. 45). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами – обжалование действий д/лиц, обращение в СМИ, использование правозащитных и общ. организаций (профсоюз).

3) Суд. защита (ст. 46). Суд. защита гарантируется. Она наиболее эффективна и доступна каждому. ПКС, нояб. 1995 г. – право граждан на суд. защиту относится к таким правам, которые не м.б. ограничены ни при каких обстоятельствах.

4) Межд. защита (ст. 46). Если исчерпаны все имеющиеся внутригос. средства пр. защиты, каждый вправе обратиться в межгос. органы в соответствии с межд. договором (напр., ЕСПЧ, Комитет по правам человека).

5) Возмещение вреда (ст. 53). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными (без)действиями ОГВ или их д/лиц. размер возмещения устанавливается судом. ОКС от 04.12.2003 г. – вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины органов дознания, предв. следствия и прокуратуры.

6) Неотменяемость прав и свобод (ст. 55). В РФ не д. издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

7) Право на судебную защиту человека и гражданина и его гарантии. Ст. 49 КРФ – каждому гарантируется суд. защита его прав и свобод. Гарантии:

 

- Гарантии подсудности (ст. 47). Право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом. Важной гарантией является суд присяжных, решающий вопрос о виновности подсудимого.

- Право на юр. помощь (ст. 48). Каждый, кто нуждается в квалиф. юр. помощи, м. обратиться к адвокату. Помощь подлежит оплате, но в случаях, предусмотренных законом, оказывается б/пл.

- Презумпция невиновности (ст. 49). Тк суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

- Запрет повторного осуждения (ст. 50). Никто не м.б. осужден повторно за одно и то же преступление. Повторный суд возможен тк в случае отмены приговора в порядке надзора и передачи дела на новое рассмотрение.

- Недействительность незаконно полученных док-в (ст. 50). Человек д.б. гарантирован от незаконных м-дов следствия – незаконное проникновение в жилище, несанкционированное прослушивание переговоров. Информация, полученная с нарушением закона, док-вом не признается.

- Право на пересмотр приговора, право просит помилования (ст. 50). Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а тж просить През-та о помиловании.

- Гарантия от самообвинения (ст. 51). Нельзя принуждать к даче показаний против себя и близких родственников (родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей, усыновленных, дедушки, бабушки, внуков, супруга).

- Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью(ст. 52). Причиненный морал., физ, имущ. вред подлежит возмещению. Проц. права – участие в деле, гр. иск в уг. Процессе.

- Запрет обратной силы закона (ст. 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Закону, смягчающему ответственность, обратная сила придается.

 

32. Конституционно-правовая природа РФ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РФ (основные элементы) - федеральная учредительная власть, территориальное верховенство РФ, федеральная правовая система, система высших федеральных органов государственной власти,- федеральное гражданство, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральная государственная собственность, единая кредитно-денежная система, единые Вооруженные Силы РФ, государственный язык (русский), государственные символы РФ (флаг, герб, гимн, столица).

Конституционно-правовой статус РФ

 

РФ – федеративное государство, созданное по воле её многонационального народа.

1) Прежде всего, РФ характеризуется суверенитетом, т.е. обладанием всей полнотой власти на своей территории, относительной самостоятельностью в международных отношениях, недопустимостью вмешательства во внутренние дела РФ извне.

2) Территориальное единство: РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории её субъектов. Это пространственный предел власти РФ; на эту территорию распространяется суверенитет РФ.

3) Единое гражданство: РФ определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, порядок разрешения споров между РФ и её субъектами по вопросам гражданства, а также осуществляет защиту прав граждан РФ за границей.

4) Наличие общих для всей Федерации органов гос. власти: Президент РФ, Фед Собр, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральная Прокуратура.

5) Наличие единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты гос. органов субъектов РФ, акты местных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

6) Наличие собственности РФ

7) Единая денежная и кредитная система: официальная денежная единица, порядок эмиссии наличных денег, организация и регулирование денежного обращения, единые правила кредитования и кредитных расчётов.

8) Единые Вооружённые Силы: РФ определяет структуру и организацию ВС, разрабатывает и проводит оборонную политику РФ.

9) Устанавливается государственный язык, хотя в тоже время признаются равные права народов России на сохранение, развитие и гос. поддержку их языков.

10) Право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое, РФ представляет интересы РФ в целом и каждого субъекта. У РФ – исключительное право объявлять войну и заключать мир.

11) Государственные символы РФ: флаг, герб, гимн, столица.

12) Исключительная компетенция РФ и вопросы совместного ведения с субъектами РФ.

 

33. Конституционные принципы федеративного устройства России.

Принципы ГУ - основополаг. идеи, закрепленные в НКП, на ~ строится и функционирующая современная российская республика.

1. Принцип приоритета прав и свобод человека на всей территории РФ.

2. Принцип равнодействия и самоопределения и самоопределения народов в рамках РФ (но субъекты РФ не имеют права легитимно выйти из состава РФ).

3. Построение России по смешанному национальному национально-территориальному принципу (национальное => неустойчивое, нужно территориальное).

4. Строительство РФ как демократич., правового гос-ва.

5. Принцип разграничения властей в РФ.

6. Принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях между собой и в отношениях с РФ.

7. Принцип разнопорядковости субъекта РФ с т.з. их гос-правового статуса (республики - нац. гос-ва; автономные округа; области; края и т.д.)

8. Принцип верховенства Фед. Конституции и ФКЗ на всей терр-рии РФ. Юр. природа современной РФ как фед. гос-ва. В завис-ти от того, что явл-ся правовой основой функционирующего гос-ва выделяют Конституционную

федерацию, договорную и смешанную. РФ явл-ся конституционно-договорной, но Конституция обладает приоритетом).

конституционные принципы правового регулирования федеративных отношений:

1) суверенитет РФ над всей ее территорией (ст. ст. 4, 71)

2) верховенство на всей территории России Конституции РФ и федеральных законов (ст. 67);

3) целостность государственной территории (ст. ст.1, 3, 67);

4) прямое действие Конституции РФ на всей территории Федерации (ст. 15);

5) конституционное закрепление порядка изменения внешних и внутренних границ государства (ст.ст. 67, 71, 131);

6) единство правового режима территории РФ в вопросах экономики (единство экономического пространства), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (ст. 8).

Предмет ведения РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Перечень исключительных П.в. РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим.

По П.в. РФ принимаются фкз и фз, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ П.в. РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ

 

34. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов РФ: республик, автономных областей и кругов, города федерального значения.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

 

Виды: Республика, Край, область, город федерального значения, Автономная область, Автономный округ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: