Система органов государственной власти в РФ.




Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

1.Президент РФ,

2.Фед Собр (Сов Фед и ГД),

3.Правительство РФ,

4.Суды РФ.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства и не относится, по мнению некоторых исследователей, ни к одной из ветвей власти

Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Функции и полномочия Фед Собр распределены между двумя палатами — ГД и Сов Фед (согласно статье 95 Конституции РФ).

Сове́т Федера́ции — верхняя палата Фед Собр (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Госуда́рственная ду́ма — одна из двух палат Фед Собр РФ

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.

Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Конституционный Суд РФ

 

ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти.

К числу П.о. и д.о.г.в. в РФ относятся:

1) легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, открытостью деятельности органов государственной власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам;

2) приоритет прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции);

3) единство системы органов государственной власти, определяемое единством их задач и функций, которые "предписывается" осуществлять всем органам государства;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип отражен в ч. 3 и 4 ст. 5 и ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. От рационального распределения полномочий между различными ветвями власти и органами власти различных уровней зависит целостность Российского государства, эффективность его деятельности;

5) федерализм, предполагающий учет федеративного характера государства при формировании его органов (например, Сов Фед), употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским и др.;

6) разделение властей, в соответствии с которым строится конституционная система органов государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 10, 11 Конституции РФ);

7) законность (ст. 15 Конституции РФ), означающая, что государственная власть может осуществляться лишь в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

37. Понятие избирательного права и избирательной системы. Их соотношение.

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В юридической литературе термин «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком.

Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов.

Избирательная система в узком смысле - это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными. Поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления.

Мажоритарная избирательная система (от французского слова «majorite » - «большинство»). Согласно правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей.

Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.).

Существует три модификации мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.

Мажоритарная система абсолютного большинства она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается)[1]; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Никто не может быть избран в первом туре, если не получил 1) абсолютного большинства поданных голосов; 2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”. При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные. Мажоритарная система квалифицированного большинства При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Пропорциональная избирательная система – один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России. Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения.

Избирательная квота - это наименьшее число голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата. Применяются различные методы определения избирательной квоты, причем некоторые из них сопряжены с довольно сложными математическими расчетами.

Простейший способ определения избирательной квоты был предложен английским барристером Т. Хэром. Квота Т. Хэра определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов избирателей на количество подлежащих распределению мандатов.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.

В настоящее время достаточно четко прослеживается тенденция расширения применения смешанных избирательных систем (Германия, Болгария, Венгрия, Италия и другие). В РФ в 1993 году при выборах депутатов ГД произошла смена избирательной системы: от «традиционно » мажоритарной в пользу смешанной.

38. Принципы избирательного права в РФ.

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, это правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему может быть выдан только один избирательный бюллетень.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

свободное и добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление.

Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора в голосовании.

Периодичность проведения выборов - выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает максимальный срок полномочий выборных органов и лиц - пять лет. изменение срока полномочий не допускается.

Принципы подлинных и нефальсифицированных выборов предполагают выявление и осуществление свободно выраженной воли народа путем законодательного закрепления технологии проведения выборов, которая не позволит исказить волю избирателей.

 

Под политическими гарантиями понимаются:

- идеологическое многообразие;

- равенство общественных объединений перед законом;

- равноправие избирателей на выборах;

- свобода предвыборной агитации;

- участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на избирательных участках.

К организационным гарантиям можно отнести:

- запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц;

- несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей;

- содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.

Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. К ним относятся:

- право граждан на обжалование неправильностей в списке избирателей;

- неприкосновенность кандидатов в депутаты;

- признание результатов выборов недействительными при обнаружении нарушений законов о выборах;

- установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан;

- право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: