Личность вожатого
Вожатый – лицо, достигшее 18 лет, имеющее высшее или среднее специальное образование, либо студент педагогического ВУЗа, успешно прошедший аттестацию.
КАКОЙ ОН? (ВОЖАТЫЙ)
Позитивный, добрый, мобильный, ответственный, мудрый, креативный, молод душой, организаторские способности, отзывчивость, ответственность, наблюдательность, активность, работоспособность, настойчивость, лидерские способности, исполнительность, опытность, образованность, добросовестность, находчивость, надежность, профессионализм, инициативность, отсутствие вредных привычек.
Компетенция и должностные обязанности вожатого
1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида. Чистоты одежды, установленного порядка в спальнях, иных помещениях жилых корпусов, столовой и пр.
2. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
3. Вожатый организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях – каждому ребенку можно найти применение.
4. Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения.
5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, в столовой, на закрепленной за отрядом территорией лагеря. Это способствует формированию ответственности.
6. Вожатый следит за порядком и чистотой в комнатах. Организует влажную уборку помещения, следит за чистотой зубных щеток, полотенец, белья.
7. Изучение индивидуальных особенностей, интересов, творческих склонностей детей, их развитие.
8. Создание благоприятных условий, позволяющих детям реализовать свои интересы и потребности.
|
9. Организовать отдых детей с пользой для их развития (физического, интеллектуального, творческого, личностного).
Ответственность вожатого
1. Несет юридическая ответственность за жизнь и здоровье детей.
2. Несет материальную ответственность за имущество лагеря.
3. Запрещено:
• оставлять детей без присмотра;
• пускать на территорию посторонних;
• употреблять спиртные напитки, курить в присутствии детей;
• иметь отношения с детьми, нарушающие педагогическую этику;
• применять насилие к детям;
Права вожатого:
ü на отдых (1 выходной в неделю, не менее 3-х за смену в 21 день);
ü на обеспечение благоприятных условий труда;
ü на получение заработной платы;
ü на отказ от выполнения требований, не предусмотренных трудовым договором;
ü на предоставление пакета социальных услуг;
ü на получение медицинской помощи;
ü на свободное использование методов воспитания, за исключением тех, что противоречат конвенции о правах ребёнка;
ü на объективную оценку своей деятельности;
ü на свободу слова.
Как полюбить работу с детьми?
· Надо полюбить весь отряд.
· Все мы были детьми. Нужно прочувствовать и понять каждого ребенка. Полюбить детей – это настроить себя на доброжелательное восприятие и понимание ребенка.
· Любить детей это не значить гладить их по голове и говорить ласковые слова.
· Люблю всех одинаково! Любовь может быть незаметной, но дети ее чувствуют. Дети очень чутки к холодности, отчужденности, неприязни и ненависти.
|
· У каждого своя история! Мы не знаем, какой у ребенка был жизненный опыт до поездки в лагерь. Нужно понимать, что стоит за поступками детей, быть терпеливым и склонным к поощрению.
· Любовь к детям в отряде – результат огромной внутренней работы.
Принципы вожатской работы:
· Принцип сохранения детского мира. Поэтому запоминай: ты вожатый и это всё, что они о тебе должны знать. То, что ты практикант, СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ, студент или занят чем-то еще вне лагеря – лишняя информация. Каждый раз, когда твои пионеры будут спрашивать что-то не касающееся непосредственно их отдыха – отшучивайся. Просто включай дурачка, как бы они не приставали. Например:
o Кем ты работаешь в городе? Проектирую подводные лодки для министерства обороны.
o Сколько тебе здесь платят? 214 320 рублей за смену.
o Где ты учишься? Это государственная тайна. Если расскажу, мне придётся тебя убить.
Последний ответ вообще универсальный. Применяй его всегда, когда в голову не приходит ничего другого. Ты должен говорить так, чтобы было понятно, что это явная шутка. Но так, чтобы в шутке звучал ответ, который можно повторить в случае напора: «я же говорю, что проектирую подводные лодки для министерства обороны».
Ибо не просто так настаивается на этой секретности. Во-первых, ребята должны оказаться в прекрасном мире, в котором нет денег, правовых взаимоотношений и должностей. Здесь каждый просто занимается своим делом. Ты – клёвый вожатый, всегда был им и будешь. Больше пионерам знать просто не нужно. Во-вторых, эта интрига, зачастую, только повышает симпатию к тебе. Возможно, особо любознательные будут просто изнемогать от желания узнать больше о тебе том, из большой жизни. Но, в любом случае, если не узнают – хуже относиться точно не будут.
|
Старайся препятствовать попаданию лишней информации к отдыхающим ребятам. Когда к тебе подходят доктора, повара, топ-менеджмент лагеря – в первую очередь создай информационный барьер. Либо сам отойди с собеседником на безопасное расстояние. Либо, если разговор рядом, но ты в нём не участвуешь – уводи отдыхающих ребят, отвлекай, переключай их внимание. В общем, создавай препятствия.
Конечно, тебе не создать полный информационный вакуум. Вокруг слишком много взрослых недалёких людей и молодых жадных ушей. Но начни хотя бы с себя. Стань сторожем их сказки! Не давай лишней болтовнёй разрушить прекрасную картину загородного оздоровительного лагеря, где пони кушают радугу и какают бабочками. Это в твоих же интересах. Чем сказочней лагерь, тем сказочней ты, вожатый.
· Принцип взрослого поведения (20/80). Конечно, вожатому нужно быть клёвым в глазах пионеров, но, чтобы не слиться со своими подопечными в одну неуправляемую массу, тебе временами нужно сделать серьёзное лицо. Потренируйся немного.
Когда и сколько времени нужно делать такое лицо? Давай вспомним Принцип Парето 20/80. Если ты будешь серьёзным 20% времени, 80% времени твои ребята будут помнить, что ты – старший товарищ.
Как вести себя по-взрослому? Лицо ты закрепил. Таким же, как лицо, серьёзным голосом спроси: «Что происходит?». Или скажи, что пора куда-то идти, или что-то начинать делать. По сути, не очень-то важно, что именно ты скажешь. Важно то, как ты это скажешь. Ты скажешь это уверенно, без выраженных позитивных или негативных эмоций. Деловой стиль. Игнорируй все попытки вывести тебя на эмоции и клёвость. Ты всегда сам решаешь, когда пора.
Твоё серьёзное появление должно вызвать какие-то изменения в происходящем. Ты инициируешь сбор, приготовление или ещё какое-то действие, в рамках которого ты выйдешь из поля зрения твоих подопечных ребят. Именно в тот момент, когда на тебя перестанут смотреть, вожатый, снова переключайся на клёвого.
· Принцип безусловной любви. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Значит, безусловно любить – это оберегать, направлять и развивать ребенка без всяких ожиданий каким он должен быть. Любить не за поступки, слова, а за то, что он просто есть.
· Принцип равноправности или уважения. Быть с ребенком откровенным, уважительно относитесь к желаниям, мыслям, мнениям ребенка. Предоставлять ему право самостоятельно принимать решения.
· Принцип доверия. Постоянный контроль лишает детей инициативы и самостоятельности. Передавать ребенку ответственность за его личные дела.
· Принцип сотрудничества. Сотрудничество рождает общение с ребенком, общением он воспитывается без специальных педагогических мероприятий. Сотрудник не может наказывать сотрудника, он даже командовать не может. Сотрудничество само собой порождает уважительные отношения, ориентированность на компромисс, утишает гневливых, создает мир. Необходимо сотрудничать с детьми во всех видах деятельности.
· Принцип содружества. Содружество подразумевает под собой единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо создавать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.
· Принцип сотворчества. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собою устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение. НЕ ДЕЛАТЬ ЗА ДЕТЕЙ, А ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ С НИМИ.
ТАБУ ВОЖАТОГО
* Не вступать с детьми в сексуальные связи (УК РФ Статья 134)
* Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
* Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.
* Не навязывать детям свою волю.
* Не держаться изолированно от детей.
* Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения.
* Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег.
* Не быть безразличным к недисциплинированности детей.
* Не заниматься своими личными делами в рабочее время.
* Не слушать только себя.
* Не позволять равнодушного отношения к детям.
* Не потакать ленивым.
* Не пытаться выяснять что-либо с помощью силы.
* Не вести беседы на запрещённые темы в присутствии детей.
* Не срывать своё плохое настроение на детях.
* Не командовать.
* Не унижать детей и не смеяться над ними.
* Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять.
* Нельзя быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.
* Нельзя появляться перед детьми не чищенным, «неглаженным».