Одной из самых часто встречающихся педагогических проблем в лагере, особенно в первые несколько дней пребывания, является завоевание авторитета перед отрядом и умелое его использование. Очень часто бывает, что из-за пассивного поведения вожатого в начале смены, отряд (особенно, если в нем присутствуют дети, неоднократно ездившие в этот лагерь ранее, чувствующие себя, что называется, «дедами») начинает «разбалтываться», не воспринимать в серьез его просьбы и требования. Это чревато полной потерей контроля над детьми и всеми вытекающими отсюда последствиями.
С другой стороны, очень важно не удариться в другую крайность – ведь если добиваться подчинения ребят любыми методами, используя повышение голоса (хотя совсем без этого - не обойтись) и/или, еще хуже, физическое воздействие, то кроме озлобленности в твою сторону и замкнутости по отношению к тебе, очень трудно добиться каких-либо результатов. Так как же организовать в отряде дисциплину, при этом, не распустив отряд и, в то же время, не задавив его «армейскими» порядками? А ведь кроме дисциплинарного момента есть еще и масса других, таких как микроклимат отряда, сплоченность коллектива, доверие и откровенность между вожатыми и «пионерами» и много других.
Для начала, очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей. А также дать понять им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. После этого необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Далее обязательно нужно ввести, каким бы жестким это ни казалось, систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система.
|
Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере.
Тем не менее, особенно в начале смены, очень важно закрепить дисциплину и добиваться уважения к себе как к вожатому, хотя подлинный авторитет возможно завоевать у детей гораздо позже и только тогда, когда появятся совместные цели и интересы со всем отрядом. Не даром все лагерные методисты советуют первые 3-4 дня держать детей «в ежовых рукавицах», а уже потом потихоньку отпускать. Если кратко подытожить всё вышесказанное, то необходимо просто в правильных пропорциях сочетать воспитание «кнутом и пряником» и не забывать, что каждый ребенок – это личность и индивидуальность и осуществлять работу с учетом этих неписанных правил.
ВИДЫАВТОРИТЕТА:
– Дешёвый авторитет
Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.
• Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?
• Да пожалуйста! Она и самому мне надоела
Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.
|
Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет — это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».
Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.
– Злой авторитет
Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).
Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи».
Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.
+ АВТОРИТЕТ (С БОЛЬШОЙ БУКВЫА)
А теперь о том, каким же авторитет должен быть.
Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Как такого добиться? Об этом речь пойдёт дальше. Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Действительно, зачем же вредить любимому вожатому? И дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал.
Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать атмосферу на отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. А ведь для этого и нужны вожатые. И ещё раз хочу повторить главное правило: не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.