Амартология 1 (первый грех и последствия)




1. Определение. Первородным (прародительским) грехом называется 1) грех Адама и Евы; 2) последствия этого греха. Термин блаж. Августина не использовался Отцами Востока.

2. История [1] и причины прародительского греха.1-я причина: зависть дьявола: «завистию диаволею смерть вниде в мир» (Прем 2.24). Писание: змей - это дьявол: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр 20.2; 12.9). Златоуст: «слова змия суть слова диавола, возбужденного... завистью, а этим животным он воспользовался только как пригодным орудием»[2] (Макарий 1.478). 2-я причина: свободный выбор людей, Евы грех не был невольным и по неведению, т.к. трижды видно лукавство змея: 1) вопрос: правда ли Бог запретил в пищу все плоды рая, 2) прямое противоречие Богу: «не умрете», и 3) Бог выставляется как завистник и недоброжелатель. Адам и Ева имели любовь и благодарность к Богу, ясный ум, твердую заповедь, страх наказания, поэтому они действительно виноваты и согрешили, свободно избрав грех. Ева увлеклась мечтой стать равной Богу и, вероятно, недобрым чувством к Богу, якобы Он не дает им блага богоподобия. Вслед за этим в ней родилась тройственная похоть, корень всякого греха: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи («похоть плоти» - грех воли, вожделение ), и что оно приятно для глаз («похоть очес» - грех чувств? сребролюбие ) и вожделенно, потому что дает знание («гордость житейская» - грех ума, гордость ) (Быт 3.6; 1Ин 2.16). Возможно, у Евы и ранее наметилось охлаждение любви к Богу, любовь к мiру и к своей красоте (свт. Игнатий Брянчанинов), и страх наказания и мысль о строгости заповеди стала преобладать над любовью и благоговением (свт. Филарет), а Адам тоже возлюбил Еву больше Бога и потому ел с ней по солидарности супружества (Августин, Златоуст: Леонов 172 и далее). Укрепление во грехе. Дается возможность покаяния: «Где ты?»[3] Раскаянием избавились бы от проклятия «земле и им» (Св. Ефрем) или остался бы в Раю, «одним словом искупив множество лет в аде» (Св. Симеон Нов. Богослов). Вместо покаяния Адам обвиняет Еву и Самого Бога: «жена, которую Ты мне дал» (Авва Дорофей), Ева обвиняет змея (Леонов 175).

3. Суть прародительского греха. Дьявол вложенное Богом в человека стремление к обожению с помощью лжи направил против Бога и людей. Заповедь Божия вела к обожению, дьявол перевернул смысл наизнанку, якобы Бог заповедью препятствует обожению. И люди вместо обожения через любовь и послушание Богу, попытались обожиться через захват: стать богами без Бога. Но внешнее вкушение запретного плода стало выражением и закреплением внутреннего разрыва с Богом, нарушение союза любви, доверия, верности. Сутью греха стало отпадение от Бога и подчинение дьяволу.

4. Важность прародительского греха. Грех был великим т.к. 1) был ослушанием, т.е. нарушал весь нравственный закон в его основе; 2) был нарушением крайне легкой заповеди; 3) был отвержением великих благодеяний Божиих и грозного предупреждения о наказании смертью; 4) содержал в себе множество тяжких грехов: гордость, неверие, богоотступничество и переход на сторону дьявола, вера клевете на Бога, неблагодарность, человекоубийство самих себя, прелюбодеяние, воровство, любостяжание (Августин, Тертуллиан).

5. Последствия прародительского греха. 1) Отпадение от Бога и утрата дара Св. Духа (Св. Ириней, Татиан). «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2: 17) – речь о духовной смерти: «душа прародителей умерла прежде тела... грех – удаление от Бога, Который только и является Жизнью» (Св. Григорий Нисский), «смерть души есть отделение от нее Св. Духа» (Св. Симеон Новый Богослов); 2) Подчинение дьяволу (Пс-Варнава: сатана в сердце некрещенного, Св. Иустин) – «Адам... послушав лукавого змея, продал и уступил себя в собственность дьяволу, и в душу, эту прекрасную тварь... облекся лукавый» (Пс-Макарий). 3) Как следствие люди стали пленниками ада (Свв. Поликарп, Иустин). 4) Повреждение образа Божия – человеческой природы. «Грех изуродовал красоту образа, вовлекши дущу в страстные желания» (Св. Василий): а) тленность и смертность, болезни; б) повреждение воли (Рим 7.18-20) и шире: в) повреждение всех сил души: разума, чувства, воли(Св. Григорий Палама), стремление, ревность по Богу – обратилось в похоть и зависть, гнев на дьявола – в гнев на ближнего (авва Исайя),г) человек «перевернулся»: ум (дух) отпав от Бога, стал искать утешение и опору в душе, высшие стороны души (ум, сердце, воля) стали питаться низшими сторонами души (инстинкты: питание, размножение, самосохранение), которые обслуживали плоть. Так ум ниспал в плотские помышления, чувства, желания (множественность, раздвоенность). (Св. Антоний, Афанасий, Макарий): ум через душу ниспал в плоть. 5) Повредились отношения с окружающим миром – одичание животных (Св. Феофил, Василий), их смертность, распад в мире: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8.19-23).

6. «Кожаные ризы» - либо шкуры животных, данные Богом Адаму и Еве (Св. Иоанн Златоуст – люди сами убили животных, Св. Ефрем Сирин, Западные авторы), либо в более грубую смертную и плоть (Свв. Мефодий Олимп, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин) – для смирения, познания разрушительности греха, ограждения от общения с духами, ограничения греха, очищения страданием, возрастания в жертвенности (по подобию Смерти Христа).


[1] «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3.1-6).

[2] Иоанн Дамаскин считал, что змей мог быть особенно близким к Адаму животным и своими приятными движениями как бы разговаривал с Адамом, поэтому змея использовал злой дух.

[3] « И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт 3.9-13).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: