Как осуществляется диагностика профессионализма педагога?




Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2.

Опросный лист №1

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия педагога-воспитателя Считаю необходимым Считаю важным Считаю необязательным Считаю ненужным
1.Равноправное общение с детьми        
2.Проявление эмпатии по отношению к ребенку        
3.Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка        
4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков        
5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков        
6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов        
7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей        
8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности        
9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка        
10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива        
11.Активизация воспитательного потенциала урока        
12.Поддержка школьников как субъектов самоуправления        
13.Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами        
14.Поддержка процесса самопознания ребенка        
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка        
16.Принятие воспитывающего влияния детей на педагога        
17.Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам        
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности        
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье        
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания        
21.Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности        
22.Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах        
23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения        
24.Деятельное участие в педагогическом самоуправлении        
25.Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег        
26.Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе        
27.Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем        
28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом        
29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам        
30.Проявление интереса к жизни ребенка в семье        
31.Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка        
32.Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка        
33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями        
34.Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников        
35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.        
36.Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации        

Опросный лист №2

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия педагога-воспитателя Делаю постоянно Делаю часто Делаю изредка Не делаю
1. Равноправное общение с детьми        
2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку        
3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка        
4.Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков        
5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков        
6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов        
7.Сотрудничество с детьми в достижении общих целей        
8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности        
9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка        
10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива        
11. Активизация воспитательного потенциала урока        
12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления        
13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами        
14. Поддержка процесса самопознания ребенка        
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка        
16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога        
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам        
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности        
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье        
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания        
14. Поддержка процесса самопознания ребенка        
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка        
16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога        
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам        
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности        
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье        
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания        
21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности        
22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах        
23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения        
24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении        
24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег        
25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе        
26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем        
27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом        
28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам        
29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье        
30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка        
31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка        
32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями        
33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников        
34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.        
35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации        

Обработка результатов.

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».

Подсчет результатов осуществляется следующим образом.

Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов.

Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: