Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2.
Опросный лист №1
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога-воспитателя | Считаю необходимым | Считаю важным | Считаю необязательным | Считаю ненужным |
1.Равноправное общение с детьми | ||||
2.Проявление эмпатии по отношению к ребенку | ||||
3.Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | ||||
4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | ||||
5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | ||||
6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка | ||||
10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
11.Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
12.Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
13.Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
14.Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
16.Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17.Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
21.Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
22.Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | ||||
23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
24.Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
25.Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
26.Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
27.Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | ||||
29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
30.Проявление интереса к жизни ребенка в семье | ||||
31.Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | ||||
32.Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | ||||
33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
34.Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | ||||
35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
36.Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Опросный лист №2
|
|
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога-воспитателя | Делаю постоянно | Делаю часто | Делаю изредка | Не делаю |
1. Равноправное общение с детьми | ||||
2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку | ||||
3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | ||||
4.Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | ||||
5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | ||||
6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
7.Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка | ||||
10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
11. Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
14. Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
14. Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | ||||
23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | ||||
28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье | ||||
30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | ||||
31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | ||||
32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | ||||
34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Обработка результатов.
|
Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».
Подсчет результатов осуществляется следующим образом.
Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Интерпретация результатов.
Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.
Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.
Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.