В Гималаях зимой не идет дождь.




Полсотни жителей Тибетского селения Бана - детишек и женщин, расселись на берегу реки Бичем. Полукруг хлопающих глаз пялился на четверых непонятных белых людей, сгрудившись вокруг, как негритята вокруг Бонифация.. Им были интересны эти странные чужеземцы с осунувшимися сумрачными лицами, которые что-то качают и что-то куда-то засовывают, не отрываясь от непонятной суеты и не обращая внимание на мамаш с дитями. И разговаривают странно – ни тебе намасте ни доброго взгляда. Ну, наконец, эти типчики в касках молчком стащили бананы в воду и уже, с более человеческими лицами попрощались со зрителями прощальным «Намасте!!!» вскинув вверх весла. Результатом этого приветствия стал километровый бег босоногих детей вдогонку по камням реки – «Намастееее»! Постепенно отряд преследователей уменьшался и совсем затих этот «наамаастееее…..»

 

 

 

И… вот он … Каменг, сиречь - РАЙ. Впереди нас ждут пляжи, солнце, пальмы, рыбалка и мощные веселые пороги. Как в огромную триумфальную арку вошли под мост над Бичемом

 

 

 

Слияние рек Бичем и Каменг. Огромный чистый пляж под стеной джунглей. Ночное купание в теплой воде Каменга подтвердил, что мы действительно в РАЮ!

 

Мы это – ангарчане:

 

Новиков Антон – среднего возраста субьект, организует туры на реках Сибири,

Васильев Олег – профсоюзный лидер АЭХК с поставленным голосом и сталью в глазах. Новогранов Андрей выносливый как непалец, суровый, но добрый работник Невской Косметики и неунывающий уроженец Долгопрудного - Московский предприниматель Андрей Котляровский с легкостью цитирующий скабрезные стишки про Ксюшу и другие радующие слух в походе ерундовины.

 

 

В предвкушении легкого, а главное увлекательного приключения почти забылась неделя водной работы на реке Диранг. А особенно забылось:

убийственные перелеты и борьба с перегрузом

Иркутск-Москва – Дели – Гуахати и

ночное автомучение гг. Гуахати – Тезпур – Муна! На которой практически убил нас своей заброской аэропортовский субчик, взявшись вести до нашей цели – селения Муна. А в городке Тезпур, еще на равнине, посреди ночи встал и объяснял что, мол, сейчас придет подмена и все будет в шоколаде. Вокруг в темноте три часа суетились какие-то веселые ребята в белых рубахах. Лезли обниматься и целоваться. Пытались целовать все открытые части тела. Стало нехорошо. Слава Богу, приехал парень по имени Ману, как, оказалось, по происхождению из Непала. Спустился ради нас с гор, из селения Тенге. И … прощай Тезпур со странно приветливыми хелперами. Может они просто рады видеть русских, и мы зря так подозритльны…?

- «Ай м гоу найт он маунтин! Дэнжер! Бат иф ай тайред. Ай вил слип он вэй» - выдавил Муна.

- «Окей, окей родной! Главное поехали в ночь. Захочешь спать спи. И мы поспим» - обрадовались мы.

После поста на границе Штата Аруначал дорога пойдет серпантинами вверх. Идет жуткий ливень! Под потоком бегаю с документами по грязи. Лежа в кровати, сонный офицер проверил пермиты и паспорта. Дал отмашку. Вперед! Дорога покрыта песком или вернее уже грязью. Переднеприводный... «Джип» Тата Болеро лезет вверх. На поворотах его ведет к пропасти. Фары выхватывают черную полосатую от дождя, пустоту. На спусках пару раз просто шел юзом. Я уж думал все - привет! На подъеме буксовал. Трое на заднем сиденье счастливо спали к верху воронками. И весь этот ужас не видели. Выехав повыше на серпантины с жестким щебнем Ману с темным лицом, проехал пару часов и «Слип зе рест».

 

 

 

Часа в четыре утра туман засветился и двинулся вверх через многокилометровую гребенку джунглей. Затекшие пассажиры Болеро вылезли на край дорожной пропасти. Даа!! Сила!! Эти хималаи! – подумали мы оглядев зеленую массу. Побурханив у храмика Индры, умывшиеся в водопаде, двинули

дальше.

Необдуманно пролетели городок Бомдила на высоте 2700 метров, так и не вкусив, по недоразумению, тибетских поз по имени МОМО и не закупив сувениров.

Городок расположен на нескольких вершинах и стоит на федеральной трассе соединяющей Аруначал и Китай.

 

Городок Бомдила:

 

 

Спуск по серпантинам и …привет река Диранг и село Муна! Давно не виделись. Стапель среди садов уже в наступающей темноте.

 

 

 

ДИРАНГ

Собрали каты в саду с цветущими кустами вишни у водяной мельницы уже утром. Благословенное место - шепчущие кедры, весна, река, солнце! За весь маршрут позагорали только во время стапеля - часа два – сгорели и потом облазили. Каким-то образом забредшая в Муну тройка чехов, после ночной посиделки с нами, таки вышла провожать в путь русских, Чехи явно в этих местах по духовным так сказать исканиям. Пока мы три часа собирались – сидели на солнце как коты, на одном месте, причем кто-то из них методично чем-то выстукивал.

Всё готово! Каски на кочанах и вперед. Диранг рассматривался, как раскаточный и на него запланировано 4 дня. Руководитель идет второй раз и на подходящих для реки судах – катамаранах двойках. Первые пороги сразу дали понять, что простой сквозной прогулки не получается. Постоянный осмотр и слалом среди лабиринта камней, хаоса сливов и избегания негабаритов. Река шесть. Большое падение, разнообразные камни в реке, беспрерывность препятствий.

Первые триста метров сплава:

 

Но… сплошная шесть в сентябре. А в марте. В минимальном уровне воды – слаломные пороги 4-5к.с. От этого не легче, скорее труднее от некоторого однообразия и отсутствия скорости. Лучше мощней да быстрей! Итог первого дня - 16 порогов. Несколько серьезных порогов 5 к.с.

 

 

Остальное фон из замороченных крутопадающих четверок, разделенных совсем малыми промежутками или можно сказать непрерывный порог 6 к.с., если объединять все пороги в один, что и произойдет в нормальную воду. Все станет непрерывным порогом – этакой гигантской эстакадой.

 

.

Первая ночевка «Ганджубас Пати» - терраса заросшая «травой» и «гостевой» аборигенский домик – бамбуковое чудо строение под прокопченной скалой.

 

 

Как оказалось это было главное культурная достопримечательность нашей экспедишн и она то и не заснята!

Наутро в гости пришел серьезный чел с винтовкой. Выяснили – капитан обходит по тропе свой участок – реку Диранг. В общем, в Аруначале военные - соль земли. Попросил позвонить, как закончим сплав. Вокруг просто неописуемая пардон за кальки красота!!!

 

 

Второй день - вошли в первый 5километровый каньон. Десять порогов 4-5. Выделили из фона пару более серьезных вещей – «Причиндалы» и «Чаша». Причиндалы – сверху виден продолговатый камень с шариками. Так в 2010 Юра Снегирь порог и назвал. Эстакада из восьми рядов каменей и слалом – две ступени. Негабарит в конце первой ступени.

 

 

У «Чаши» падение на 150 - 200 метров с пятиэтажный дом. Две ступени – крутая косая горка с длинным полуобливным камнем слева, затем булыган, делящий поток в каменном мешке «чаше» и s - маневр по трем полтора метровым сливам. У К1 с горкой все получилось, но в мешке сначала затянуло влево от обливняка. Угреблись вправо и попали под наклонную скалу справа.

К2 зацепил таки обливняк и в горке пошел лагом вперед. Протащило через центральный камень и вышли на сливы.

 

В слабых габаритах К2 с Васильевым Олегом и Котляровским Андреем ввиду их странных перемычек по концам внутренних продолин, пару раз укладывало кверху пузом. К1 «вертолетил», а К2 глупо как доску ложило. Самосплав же в такой реке с постоянными сифонами по берегам малоприятная штука. Олег после киля в улове зацепившегося за камень сообщил:

- «Я блин, висю на скале и вижу, что меня тянет под каменюгу. Не залезть на берег, не отцепиться и не отплыть. Еле на скальник вылез. Жопа!»

Перекус, ремонт спутникового телефона – зарядка его в микро ГЭС на притоке правого берега.

Телефон носил заряжать Андрей Новогранов – «Они на меня как на инопланетянина смотрели!» – это про двух служащих ГЭС.

К2 убрали переднюю перемычку и пошло лучше. Кат заиграл в навалах на камни. Вообще экипаж К2 так полноценно и не сработался. Матрос не понимал, куда идти при молчании капитана – в результате сидели на камнях, коих недостатка не было.

 

Ночевка на террасе правого берега «Гарбидж пати». Некий огороженный участок с крышей и кострище и пара пустых железных бочек. Заросшая травой поляна с еле заметными нагромождениями камней. Разгорелся спор – могилы али не могилы? Истина не родилась. Стараемся отдыхать вечером. Днем гонка со временем. В ночном небе – растущая луна – как, оказалось, очень близко приблизилась и вызвала в Большом Мире Фукусиму и другие катаклизмы. А у нас … вечеринка! Байки – вокруг перевернутой металлической бочки закончились тем, что огромные звезды, что-то нам нашептали и уложили спать.

 

День третий проносился мимо со своими сокровенными чудесами.

 

 

Ни рыбалки, ни тебе проникнуться! По ЖПС падаем в среднем по 120 метров на 5-6 км.

Обнесли красавец водопад «Большие Глыбы» в три метра. Слив правой частью бьет под каменюгу. Левый круто закручивается и падает вниз. Рабочая ширина метр – это обнос. В 2010 на четверике прыгнули без проблем. Хотелось прыгнуть, пологий, дальше не криминально. Но камень крепче каски.

 

 

Проплыли мимо моста в селении Солари, где столпилось масса народа – видимо уже ждут! Молва идет. Голые подростки в воде руками ловят рыбу! Какой-то дервиш в странной одежде долго бежал за нами с криком «Намасте!» На разведке поговорили с дрожащими от недоперепива тибетскими молодцами.

 

 

«Биг дринк - но гуд!» – и повесили, буйны головы!

Было 12 марта мой день рожденья! Большой костер под странным большим бело-красным камнем. Его видно на спутниковых снимках! Наверху плоский и видны ямки и канавки – похоже на жертвенные камни Талбык-Таша. Жертвенный?! Не явно! Вообще хочется релакса и побродить среди этой красотищи. Но вперед…Времени нет!

 

Вроде пашем весь день, а проходим с десяток порогов! Итог третьего дня – пройдены препятствия №24 – 37 4-5 к.с.

 

 

Четвертый день - вошли во второй каньон. Лепота! Как опредилила команда «Орда» «каньонный Фэн-шуй»!

 

 

Постоянные сливы – 1.5 – 2 метра и слалом в камнях. Выделили - порог «Завальный».

 

первая ступень

 

 

вторая ступень

 

На правом повороте - две ступени по сто метров с перепадами по 7-8 метров. Просто какой - то булыганный хаос, а не река этот Диранг! Потратили несколько часов на ремонт к2

 

 

 

 

 

 

От автомоста до Завального 3 км и перепад 100 метров. Палатку вечером ставить негде ночуем на камнях. У трехметрового водопада. В пятидесяти метрах от аварийной ночевки 2010г. Пройдено традиционно десяток замороченных 4-5к.с. препятствий.

 

 

Пятый день

 

С утра прыгнули водопад. Удачно. Находимся в апогеи реки. Водопадик на правом берегу и под нами порог «Водопадный»

Первые 150 метров

 

Следующие 150 метров

 

 

- падение 30 метров на 300 метров и с десяток полтора – двухметровых сливов, в которые надо еще попасть. Ничего ужасного, кроме сифонов, но надо работать среди камней!

 

Все прошли без проблем – один веерный слив полуобнесли ввиду узости и еще один негабаритный слив полностью обнесли. Раздражает задержка времени. Интересно, что тут творится, когда воды на метр, даже на полметра выше?! Вообще надо сказать в каньоне длинной около десятка километров деление на пороги условно. Препятствия идут непрерывно. Плесы можно пересчитать на пальцах. И хорошую воду будет просто зверский атракцион с водопадами и бочками и что плохо с каменюгами. Есть несколько неприятных мест с гротами в скалах. В общем Диранг ждет в сентябре своих героев!

Сливнинг и водопадинг продолжается.

 

Ночуем на камнях в каньоне – курим трубку!

Шестой день –

С утра ремонт. А я попытался вылезть наверх. Против ожидания, оказалось, практически нереально подниматься в сухой траве по 45 градусному склону – ямы и камни скрыты.

Открылся вид на ущелье реки – покой и солнце!

 

Прыгнули несколько водопадов

 

 

 

Совершили замечательный по идиотизму оверкиль в трехметровом водопаде. Непонятно почему он произошел. Сложный заход к прыжку. Правая гондола впереди. Прыжок – левая уже впереди. Погружаемся почти вертикально в воду. Правого гребца от удара выкидывает вводу. Кат встал и просто выплюнулся обратно и более легкая правая гондола накрыла левого гребца, то бишь меня. Такое ощущение, что левая гондола воткнулась под водой в камень. Эффект остановки трамвая. В общем прыгнули.

 

 

К концу дня подошли к выходу из каньона. ЖПС показывает 6 км до впадения реки Бичем. Пройдено аж! двадцать порогов – рекорд, блин. Появилась некоторая прогонистость – напряжение реки спадает. Появились тройки, а может и не тройки. Глаз уже замылился в этом лабиринте. Диктофон фиксирует мою оценку на месте – команда спорит – мол, бери выше - четыре, а не три.

 

Обнесли первую ступень серьезного порога «Вертикаль четверки» - ну просто не габарит! В 2010 встали колом на четверике в этом негабарите. Постояли вертикально. Задние гребцы как макаки начали лазить по кату. Я уж думал кильнемся через бок, такого юмора я еще не испытывал!

 

 

Эх! Не успеваем, братцы на сплав по Бичему! – Летим вниз, запланировав выйти 16 марта к стрелке с Бичемом. Каньон заканчивается длинной полукилометровой пятеркой.

 

Седьмой день на воде уже с утра чувствуется усталость – идут прогребы. На простой череде первых сливов – мажем мимо слива и забиваемся в сифон. Пробуем еще раз – опять мимо. Руки с утра не гребут… И день воскресенье..

Пошли плесы и сбросы в виде горок из сливов 3-4 к.с.

 

Чалка на самом фэншуйном месте похода 2010 и крайней на Диранге ночевке. Был красавец порог – его нет. Три булыгана размером с троллейбус просто смыло и их даже не видно в реке! Не верю глазам! Где мы в травке под платанами в 2010 году ночевали, стоят деревья с голыми корнями.

2010: 2011: Бубль в 2010

 

Виден впереди длинный порог – узкий поток с камнями. Получили 200 метровую трубу с одно - двухметровыми сливами и бочками. Угребались от каменюг. Классика! Пролетели и даже не зафотали эту веселую штуку! Вот бы такую трубу бы нам в Прибайкалье у дороги для тренировок – вместо Малого и Лангутайского порогов. Молодежь росла бы! Как дрожжи! Порадовались!

За крайние эти два дня прошли препятствия №57-94 из них восемь можно выделить 5 к.с. и один 6 к.с.

 

 

 

Приближается стрелка – на террасах колышутся пышные кедры или там Гималайские Ели. Красиво колышутся. Светит солнце – я же говорил что, - «Зимой в Гималаях дождя нет»

 

БИЧЕМ

Учитель школы построенной американцами(!) в Бичеме не подвел. Потусовавшись с нами в ночи на Джойнт Пати заверил – «кар гоу морнинг».

 

Кар пришел! Едем довольные на Каменг. Внизу Бичем. На обрывах над порогами стоим, опустив гривы. Глаза парней смотрят на меня с укором. Мол, вот куда сразу ехать надо было! Грустно, что сразу не пошли на Бичем. Диранг я ходил, зачем он мне был нужен? Не уложились Диранг в четыре дня.

 

 

На реке шестеряки стоят один за одним. Разделены прогонами в двести метров. Это еще то, что видно с реки. Потом, перед слиянием с рекой Тенге, Бичем отходит от дороги в ущелье. Закручивая многокилометровый трек. Что там? Бичем ты жди, и мы приедем… Обязательно!

 

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Слияния с Каменгом. Утро. Дюна. Олд Монк. Джунгли. Тепло. Всю ночь и утро идет дождь.

- «Но ведь дождей в Гималаях зимой не бывает!?» – вопрошают меня глаза парней. Вообще в результате однообразной гонки на Диранге настроение у всех как у загнанных лошадей. Начались неадекватные реакции на банальные вещи – стружку можно снять и из этих цельновольфрамовых парней! - нужна дневка после шести дней работы обязательно. Ее нет. Есть дождь. Есть Каменг и ром. И 60 километров как думается валовой реки. Рая нет. Пропал вместе с солнцем.

Первые шиверы. Валы – до двух метров. Присутствуют, какие то камни в сбросах превращая шиверы в пороги. Катаемся! Все мокрые. Идет дождь. Теплый. Вода в Каменге тоже теплая. По ущелью ползет туман. Пороги идут друг за другом. Валы и бочки разгоняют кровь в мозгу.

Ровная пятикилометровая прямая в каньоне – просто нет слов, нереальная декорация. Где-то в джунглях над отвесными скалами орут обезьяны.

- Блин! Там такие рыбины стоят! – после очередного плеса подкатила двойка на стыковку. Андрюха пытается рыбачить. Эх, зря не взял воблеры вместо блесен! Я ж ему говорил!

 

Карусель продолжается – река постепенно поворачивает направо – на запад.

Валы пошли порой до трех метров. При чем приходится уходить от каменюг почти в каждом пороге. За ними стоят бочары. Пороги длиной до двухсот метров. В несколько ступеней. Сброс пологим сливом плюс отбойные валы – дорожка стоячих валов. Стандарт. В воде просто по уши.

 

Ночуем на песчаном пляже левого берега. Пляж весь в следах и дерьме слонов. Идет дождь. Перевариваем за столом и ромом – слонов, валы, каньоны, обезьян и … бананы. Новогран увидев связки, банан на пальмах, нашел длинную такую бамбучилу. Залез по осыпи и героически подымая и опуская нереальных размеров палку, сбивал по одному- двум бананчику. Они издевательски отлетали вертухаясь в гущу джунглей. Удовлетворенный и гордый принес угостить. Свежая закусь! Отведали – внутри одни черные семена. Невозможно есть и еще вяжет. Тусуемся под дождем без тента, завтра крайний день на реке! За день прошли пару десятков порогов с валами два-три метра.

Утро. Дождь. Удивительные все-таки пятаки в песке от слонов! Еще слонов ночью не хватало! Вот было бы весело…

Начали сплав. Опять идем все сходу. Наговариваю на диктофон после каждого порога. Фотографировать иногда не успеваю.

- «Чего-то мне это уже не нравится, напрягает. Все мощнее и мощнее» – сообщил я Новограну, сбрасывая воду с лица, после очередного порога.

Виден поворот направо. Сброс. Идем по струе в валах. Бац! Притерло между скалой и камнем. С порога идет пульсация уровня воды около полуметра. Напор не дает вернуться в струю и угрожает перекинуть через камень. Минуты четыре качаемся. Поймав пульс, наконец, сошли в поток.

Заходим в вираж правого поворота. От скалы вода подпираясь и накапливаясь полого сливается в длинную продольную бочку. Влетаем косо в бочару. Новограныча как слизнуло языком. Правую гондолу подзакусило и.. отпустило.

- «Да! Че-то напрягает!» – залез Андрюха на кат.

 

 

Справа появились домики. По спутниковым снимкам я их помню – через десяток километров Блакапонг.

Виден сброс. Вижу кат2 уходит в порог и он какой то маленький. Фотографирую. Слышу

- Убирай все быстрее, епрст!

Два камня справа. Нам туда не надо! В середине виден нереальный «петух». Командую:

- Пошли левее - все обойдем у берега!

Траверс. И… упираемся в подводные наклонные длинные две плиты по которым поток разгоняется прямо в этот петух, закручиваясь в трубу диаметром как раз с наш кат.

Этакий циклотрон. И в лоб в влетаем в трубу. Кат по линии движения закручивает и через корму ложит. Под водой болтает как в стиралке – непонятно где верх, где низ. Вижу зеленую воду, пузырики. Думаю - главное под водой не дышать. Выныриваю. Новогран на кате. В потоке гонка на встречу друг другу. Залезли. На левом берегу хохочут парни кверху пузом и показывая пальцем.

- Весло, ловите!

Погнались за веслом. Две запаски уже сломали. Грести больше нечем!

- Ну и какой категории этот порог? Тут же все положит! – вопрошают оппоненты.

На следующем пороге их забило между скалой и камнем – минут на десять.

Справа уже идет дорога на Бомдилу.

 

 

Блакапонг. Чалка. Идет дождь. Горит внутри ром, а снаружи на берегу горит, синим пламенем клей и бамбук от плота с корзинами полными черной икры. Не довезли рыбаки, однако, до рынка!

 

 

 

Балкон отеля в Блакапонге. «Сушится» катамаран. Курим трубку. Туман стелется между пальмами и

домами.

 

Завтра утром приедет родной Ману и увезет нас из Гималаев, где «Зимой никогда не идет дождь».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: