ХАРИТОНОВ Пётр Тимофеевич и БАРАШЕВ Дмитрий Иванович, уроженцы с. Княжево Моршанского района Тамбовской области – Герои Советского Союза.




 

В тройке первых Героев Советского Союза, получившего это звание в годы Великой Отечественной войны, был лётчик младший лейтенант Пётр Харитонов, Родился он 16 декабря 1916 года в селе Княжево ныне Моршанского района Тамбовской области в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1932 году уехал на Дальний Восток. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков имени Серова А.К. в 1940 году. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Пётр Тимофеевич одним из первых в годы войны таранил фашистских бомбардировщиков под Ленинградом. Произошло это 28 июля 1941года, на шестой день войны. Сигнальная ракета взвилась в воздух. Тревога! Фашистские самолёты пытаются прорваться к Ленинграду, чтобы сбросить бомбы на мирных жителей, на промышленные объекты. 28 июня 1941 года в 13.00 комсомолец Петр Харитонов вылетел в составе звена И-16 под командованием лейтенанта Д.Н.Локтюхова в свой первый боевой вылет на отражение налёта бомбардировщиков Ju-88 на город Остров Псковской области. Группу самолётов со свастикой, пытавшихся нанести бомбовой удар по городу Остров (Псковская область), встретили наши истребители. Завязался ожесточённый бой, в ходе которого Пётр Харитонов отсёк один вражеский бомбардировщик от группы и решил его уничтожить.Пётр вёл свой первый воздушный бой. Ещё недавно он, уроженец Тамбовской области, работал плотником, а затем с путёвкой комсомола пришёл в авиацию. Не удивительно, что молодой лётчик имел ещё слишком мало боевого опыта. Самолёт противника со снижением уходил всё дальше и дальше...

Харитонов прибавил обороты мотора и решил уничтожить врага любой ценой. Он направил свою машину на самолёт врага - вперёд и вниз. С каждой секундой расстояние между ними сокращалось, до земли оставалось 50 метров. Пётр вплотную подошёл к бомбардировщику и винтом ударил по его хвостовому оперению. Обломки вражеской машины упали в лес. Самолёт Харитонова из - за повреждённого винта сильно трясло, было ясно, что далеко на нём не протянешь. Тогда он отыскал площадку для посадки и вскоре благополучно приземлился. В оперативной сводке штаба ВВС Северного фронта за этот день отмечалось:"Лётчик 158-го истребительного авиаполка Пётр Харитонов, ведя воздушный бой с вражеским бомбардировщиком "Юнкерс-88" в районе юго - западнее Пскова, попал под огонь воздушного стрелка противника. Машина младшего лейтенанта Харитонова получила повреждения, отказали пулемёты. Тогда лётчик подвёл свой истребитель И-16 к хвосту бомбардировщика и воздушным винтом отрубил ему руль высоты. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Харитонов дотянул до аэродрома и благополучно посадил свою повреждённую машину".

А вот что вспоминает об этот поединке сам полковник П. Харитонов:"Не патроны у меня тогда кончились, а пулемёты не стреляли!.. Патрулирую я на "Ишачке", вижу одиночный Ju-88. Вспомнил совет одного капитана из оперативного отдела: "Бей по наиболее уязвимым местам!" Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулемёты. И вдруг - что за чёрт -противник, дымя, идёт на снижение. Перезаряжаю пулемёты и снова атакую. Опять пулемёты молчат, а фашист всё снижается, оставляя за хвостом полосу дыма.Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня, имитируют, будто подбит самолёт и вот - вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали. Иду ещё раз в атаку и вижу, что метрах в 50 - 70 от меня выровнялся бомбардировщик и уходит туда, откуда пришёл. Разозлился я страшно и решил таранить.Подобрался к хвосту "Юнкерса". Расстояние сокращается с каждой секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошёл к земле. Трое из экипажа сгорели, 4-й выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он - то и показал: экипаж состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился. Многому меня научил этот бой..."

Через несколько дней вся страна узнала, что Петру Харитонову было присвоено звание героя Советского Союза.

 

Чуть позже, 25 августа 1941 года младший лейтенант Харитонов снова совершает героический вылет, за который был награждён высокой наградой медалью Ленина.

В тот день 25 августа 1941 года Харитонов вылетел в паре с лейтенантом Иозицей на перехват вражеских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду. В районе деревни Зайцево Ленинградской области была обнаружена группа бомбардировщиков He-111. При приближении истребителей противник попытался скрылся в облаках, но уйти ему не удалось. При выходе из облаков бомбардировщики были атакованы. Огнём из бортового оружия Харитонов поджёг один "хейнкель". Тот, круто развернувшись, попытался уйти. Тогда Харитонов дал по врагу ещё одну очередь, и тот вспыхнул ещё сильнее. Фашистский лётчик резко бросил самолёт в сторону, сбил пламя, и снова попытался уйти. Харитонов быстро настиг его и зашёл для атаки сзади. Он намеревался ударить винтом по хвосту, но воздушная струя от винтов "хейнкеля" отбрасывала истребитель вправо. Тогда, чтобы не упустить врага, Харитонов накренил самолёт и левой плоскостью отсёк кусок крыла бомбардировщика. При таране пострадал и истребитель, и Харитонов воспользовался парашютом. Немецкие лётчики тоже выбросились на парашютах и оказались выше Харитонова. Они открыли по нему огонь из пистолетов. Советский лётчик, подтянув стропы, увеличил скорость снижения. Его ведущий надёжно прикрывал его. На земле немцы били взяты в плен нашими пехотинцами. За этот подвиг младший лейтенант Харитонов награждён орденом Ленина.

В сентябре 1941 года в воздушном бою Харитонов был тяжело ранен. Вернулся в строй только в 1944 году. Воевал до конца войны в частях ПВО. Всего за время войны в воздушных боях сбил 14 самолётов противника. [ военные историки в своих исследованиях указывает на 2 личные и 4 групповые победы лётчика. ]

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Был заместителем командира дивизии. С 1955 года полковник Харитонов - в запасе. Жил в городе Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Очень часто приезжал на родину в село Княжево, Новотомниково, где до сих пор живут его родственники. В Новотомниковской школе есть музей Воинской славы, где находятся архивные справки, документы, фотографии об этом герое Великой Отечественной войны.Умер 1 февраля 1987 года. Похоронен в Донецке.

Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

 

Село Княжево гордится ещё одним героем это - Барашев Дмитрий Иванович, который повторил подвиг своего земляка.

Родился Дмитрий Барашев 19 октября 1920 года в селе Княжево Моршанского района Тамбовской области в крестьянской семье. Окончил школу. В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Таганрогскую авиационную школу. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г.752-й ап дд, в котором служил Д. И. Барашев, нередко работал в сложных метеорологических условиях, нанося удары по объектам глубокого тыла противника. Так, в июле 1942 г., встретив на маршруте мощный грозовой фронт, летчики полка поднялись на высоту более чем 6000 метров, однако грозовую облачность перескочить не удалось. Тогда экипажи Д. И. Барашева, В. И. Борисова, Е. Д. Парахина и др., сделав поворот на север, отыскали в грозовых тучах коридор, по которому прорвались на запад.

Штурман в экипаже Барашева В. Н. Травин в совершенстве владел средствами радионавигации в сложных метеоусловиях.

В ночь на 10.09.42 г. крупная группа советских самолетов в сложных метеорологических условиях атаковала военные и военно-промышленные объекты Будапешта и Кенигсберга. Экипаж Барашева вылетел на бомбежку Будапешта. Придя на цель и отбомбившись, самолет Барашева получил прямое попадание, загорелся и, неуправляемый, начал падать. Экипаж был вынужден покинуть самолет на парашютах. Попытки Барашева после приземления найти кого-либо из своих товарищей не увенчались успехом.

Приземлившись ночью вблизи какой-то сортировочной железнодорожной станции в пригороде Будапешта и обнаружив, что продолжавшаяся бомбежка загнала людей в укрытия, летчик решил спрятаться в стоявшем на пути железнодорожном составе, надеясь, что там его искать не будут. Он забрался в вагон с углем. Когда налет кончился, состав тронулся. Куда, в каком направлении, пилот определить не мог. Усталость взяла свое, он и не заметил, как заснул. Когда проснулся, поезд продолжал движение. На стоянках, весьма длительных, Барашев слышал незнакомую речь и определить, где находится, не мог. День сменялся ночью, и опять настал день, а состав все шел и шел с продолжительными остановками. Так минуло несколько суток - без глотка воды, без крошки хлеба. Длительность пути навела Барашева на мысль: уж не идет ли этот состав на территорию Советского Союза и не везут ли его ближе к дому?! Затеплилась надежда. Вскоре эта догадка подтвердилась: однажды ночью он услышал русскую речь. Стало ясно, что он хоть на оккупированной, но на родной земле. Барашев, конечно, обрадовался, но понял, что немедленно нужно уходить, так как, видимо, эшелон вот-вот прибудет к месту назначения и начнется разгрузка.

Удачно бежав из эшелона, он попал в лес, где встретил партизан, и установил, что находится в Белоруссии. Самостоятельно пробравшись через линию фронта, Барашев явился в свою часть. Через день-два, забыв обо всех лишениях и опасности, которые ему пришлось испытать, он как ни в чем не бывало уже продолжал свою боевую работу.

Спустившиеся вместе с Барашевым члены его экипажа В. Н. Травин и Б. А. Андриевский были схвачены немцами. После допросов и пыток их заключили в концлагерь, где оба они заболели. Андриевский погиб там, а Травина весной 1943 г. при освобождении Курска спасли части Красной Армии, и он вновь летал.

Барашев имел напористый характер, энергия его не поглощалась полностью боевыми вылетами, и он всегда искал для нее дополнительный выход и порой находил его в воздушном лихачестве, чем доставлял немало хлопот командиру полка Ивану Карповичу Бровко. Ничто не могло охладить его натуру.

Осень 1942 г. не баловала летчиков хорошей погодой. Частые туманы и дожди не давали возможности подняться в воздух. Но коммунист Барашев не мог усидеть на земле и не давал покоя командиру полка просьбами на боевые вылеты. При этом он уверял Бровко, что обманет зенитки противника и возвратится вовремя. Командир уступал его просьбам.

В одном из вылетов Барашев с малой высоты сбросил бомбы на аэродром Тацинская и на повторном заходе обстрелял стоянки вражеских самолетов. Таким образом он вывел из строя три самолета и поджег склад с боеприпасами, чем вызвал панику среди работавших на аэродроме немцев. Возвращаясь на свой аэродром, в условиях плохой видимости (не более 600-800 метров), он обнаружил и разогнал пулеметным огнем три немецких обоза.

Не раз экипаж Барашева вылетал на воздушную разведку. Однажды летчик заметил в воздухе самолет противника с зажженными огнями. Имея запас высоты, Барашев сблизился с ним, стал на параллельный курс и дал команду стрелку-радисту Н. С. Подчуфарову в упор расстрелять противника. Несколько минут спустя Барашев подобным же образом разделался со вторым бомбардировщиком Ju-88.

Командир звена 752-го бомбардировочного авиационного полка (24-я авиационная дивизия, АДД) старший лейтенант Дмитрий Барашев к февралю 1943 года совершил сто восемьдесят один боевой вылет на бомбардировку важных объектов в тылу врага, в том числе сто сорок пять - ночью.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Барашеву Дмитрию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 837).

На следующий день в полку состоялся торжественный митинг. После митинга с наступлением темноты, когда началась боевая работа, Барашев в ответ на присвоение ему звания Героя совершил ночью четыре боевых вылета.

Д. И. Барашев погиб в ночь на 20.08.1943 г. Накануне был убит стрелок экипажа и Барашева попросил своего молодого приятеля фототехника И. В. Болоздыня слетать с ним на боевое задание в качестве хвостового стрелка. Перед вылетом, прибыв с экипажем на аэродром, Барашев, как всегда, сразу же пошел к своему самолету проверить его готовность и узнать, сколько подвешено бомб. Техник самолета Лебедев доложил, что машина готова к вылету, подвешено полторы тысячи килограммов бомб - 10 "соток" и одна ФАБ-500 снаружи. Барашев, привыкший летать с солидным грузом и знавший, что полк борется за повышение бомбовой нагрузки, приказал подвесить еще одну ФАБ-500. Техник ответил, что на складе бомб нет. Тогда летчик вскочил на подножку бензозаправщика и куда-то уехал. Минуло 10-15 минут, и на дороге, ведущей ко второй эскадрилье, показался бензозаправщик, но теперь он шел очень медленно. На подножке стоял и поглядывал назад Барашев, а за машиной, привязанная толстым тросом за тару, волочилась "пятисотка". Подъехав к самолету, Барашев распорядился подвесить вторую ФАБ-500.

Получив команду на вылет, он одним из первых поднялся в воздух, в положенное время передавал радиограммы. При прохождении Старого Оскола на обратном маршруте в 23 часа 50 минут экипаж сообщил: "Успешно выполнил задание. Готовьте бомбы на повторный вылет". После этого - молчание. На командных пунктах полка и дивизии всю ночь тщетно ждали самолет Барашева… Ил-4 Барашева столкнулся с бомбардировщиком встречной волны недалеко от своего аэродрома.

В истории боевого пути части сохранилась такая запись: "В 00 часов 10 минут погиб лучший экипаж Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Д. И. Барашева. Вместе с ним погибли и его боевые друзья - штурман гвардии старший лейтенант Травин, стрелок-радист гвардии старшина Подчуфаров". Четвертый член экипажа И. В. Болоздыня остался жив, по невероятному стечению обстоятельств невольно покинув самолет за 10 минут до столкновения.

22.08.43 г. весь полк и население Липецка проводили в последний путь славных соколов. Барашев, Травин, Подчуфаров были похоронены на центральной площади города. Сейчас там стоит обелиск.

Дмитрий Иванович Барашев имеет награды - орден Ленина, два ордена Красного Знамени, медали.

На родине Героя, в экспозиции музея Новотомниковской школы имеется стенд, посвящённый славному земляку. На школе установлены мемориальные доски двум героям Барашеву и Харитонову.

21 мая 1957 года в Липецке в честь Барашева назван проезд (ныне не существует).

2 марта 1990 года часть Коммунальной площади Липецка выделена в улицу Барашева. На доме, расположенном на углу улиц Барашева и Первомайской, установлена мемориальная доска, посвящённая героическому лётчику.

В Липецке на площади Революции среди молодых деревьев стоит обелиск. На одной из его гранитных сторон написано: «Герой Советского Союза Барашев Д. И. и воины Отечественной войны Подчуфаров Н. С. и Травин В. Н. Погибли 20 августа 1943 года».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: