Отсюда возможна их характеристика по разным основаниям.




Нормы, институты и подтрасли КП

Структура — это внутреннее единство и последовательность расположения соответствующих блоков норм конституционного права. Структурно конституционное право можно последовательно разделить на подотрасли, правовые (конституционноправовые) институты, нормы конституционного права.

Основой для деления конституционного права на подотрасли является относительная самостоятельность друг от друга соответствующих групп правовых норм. В конституционном праве можно выделить следующие подотрасли:

1. Основы конституционного строя.

2. Конституционный статус человека и гражданина в Российской

Федерации

3. Государственное устройство России.

4.Избирательное право и избирательная система Российской Федерации

5. Президент РФ.

6. Федеральное Собрание — парламент РФ

7. Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации

Вторым уровнем в структуре конституционного права являются правовые институты. Правовой институт в сопоставлении с отраслью и подотраслью — более узкая (хотя и достаточно большая) совокупность норм, связанных и взаимообусловленных общностью предмета регулирования. Первый путь выделения правовых институтов — дробление подотраслей права. Например, в рамках первой подотрасли — основ конституционного строя — можно выделить, в частности, такие конституционно-правовые институты, как референдум, статус политических партий, иных общественных объединений.

Нормы конституционного права — это формально определенные правила поведения участников правовых отношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу субъектов права и рассчитанные на многократное применение.

Нормы конституционного права России можно классифицировать по следующим основаниям.

1. По территории действия. По этому признаку нормы конституционного права делятся на действующие на всей территории РФ, на территориях группы субъектов РФ, одного субъекта, муниципального образования.

2. По времени действия. Нормы конституционного права по данному признаку делятся на группы:

а) нормы постоянного действия, т. е. не обусловленные сроком

действия, иначе говоря, бессрочные; таких норм большинство в конституционном праве;

б) нормы временного действия, т. е. рассчитанные на установленный срок

3.По правовой форме, используемой для установления норм. По этому

признаку нормы конституционного права делятся на содержащиеся в перечислявшихся ранее источниках права — в Конституции РФ, законах о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, конституциях и уставах субъектов РФ и т. д. Как показано выше, в конституционном

праве есть своеобразные правовые формы источников, содержащих нормы этой отрасли права, — декларации, внутригосударственные договоры, регламенты, положения, утверждаемые законами, указами, постановлениями, и др.

4. По субъектам правотворчества.

По юридическому значению

а) материальные — закрепляют статус, компетенцию, т. е. полномочия участников конституционных правоотношений;

б) процессуальные (или процедурные) — устанавливают порядок реализации материальных норм

в) методические — определяют правила применения и материальных, и процессуальных норм.

6По степени обязательности предписания определенного поведения.

а) категорические — предусматривают один вариант поведения(например, только Президент РФ имеет право представлять Совету Федерации кандидатурына пост судьи Конституционного Суда РФ);

б) диспозитивные — во-первых, норма дает несколько вариантов ее реализации (например, поступивший из Государственной Думы федеральный закон Совет Федерации может одобрить или не одобрить;

 

Кон-правовые отношения

Те политические общественные отношения, которые охватываются предметом конституционного права и закрепляются его нормами, можно уже называть конституционно-правовыми отношениями. Допустимо и использование понятия конституционные правоотношения

Отсюда возможна их характеристика по разным основаниям.

1. По природе конституционно правовые отношения являются, как уже говорилось выше, политическими.

2. По видам деление конституционно-правовых отношений соответствует предмету конституционного права как отрасли права. Следует выделять группы общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:

а) связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;

б) связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;

в) по поводу государственного устройства Российской Федерации;

г) связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

3. По степени обобщенности конституционно правового регулирования конституционно правовые отношения можно разделить на общие и конкретные

Общие конституционно-правовые отношения — это так называемые правовые состояния. Такие отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Более того, им и не требуется совершать какие-либо действия в подтверждение правового состояния. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства

Конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений. Если действие не совершается, то и конкретное конституционно правовое отношение не возникает. Например, в дополнение к названному выше общему правовому состоянию гражданства может возникнуть конкретное конституционно-правовое отношение в сфере гражданства, если гражданин РФ захочет выйти из гражданства России. Для этого он должен обратиться с ходатайством на имя Президента РФ.

По фактору существования во времени конституционно-правовые отношения могут быть поделены на статические и динамические. Статические отношения — это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования. Динамические отношения уже в силу определяющего слова возникают в результате действий участников конституционно-правовых отношений.

Субъектами любых, в том числе конституционно-правовых, отношений являются те лица, объединения, органы, территориальные образования, которые могут быть участниками (сторонами) соответствующих общественных отношений, причем такая их возможность закрепляется нормами права.

Таким образом, субъектом конституционных правоотношений является не просто народ, а именно народ (или многонациональный народ)Российской Федерации. Субъектами конституционных правоотношений являются г осударства. В нашей стране данный субъект характеризуется как Российское государство и как Российская Федерация. Речь идет об одном и том же

субъекте. Самостоятельными субъектами конституционных правоотношений выступают органы государственной власти. Субъектами конституционных правоотношений являются органы

местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного

самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления. Конечно, субъектом многих конституционных правоотношений

является гражданин. Помимо граждан своего государства, субъектами конституционных правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. Участниками многих конституционно правовых отношений являются общественные объединения и прежде всего такая их разновидность, как политические партии. Субъектами конституционных правоотношений могут быть религиозные группы и религиозные организации.

 

Вопрос

Источниками российского конституционного права как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права.

Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума(всенародного голосования). Конституция — главный юридический документ, как говорится, основа основ. Не случайно Конституцию именуют Основным законом государства.

Конституционному праву известен такой источник, как декларации.

Так, в 1922 г. в основу создания СССР были положены два документа, принятые I Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г.: Декларация и Договор об образовании СССР.

7 октября 1977 г. вместе с принятием новой Конституции СССР

принята Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

25 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР принята Декларация о языках народов России.

Акты Конституционного Собрания РФ — нормативные акты, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 135) в связи с возможным ее пересмотром.

Законы РФ о поправках к Конституции РФ — особый вид нормативных актов, существование которых предопределил Конституционный Суд РФ своим толкованием ст. 136 Конституции РФ в постановлении от 31 октября 1995 г.

Федеральные конституционные законы — это нормативные акты,принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в Конституции РФ: о референдуме, о Правительстве, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе РФ, об отдельных видах федеральных судов, о символах государства (гербе, гимне, флаге), о порядке принятия, образования и изменения статуса субъекта РФ, оКонституционном Собрании, о военном положении, о чрезвычайном положении, об Уполномоченном по правам человека в Российской

Федерации и др.

Федеральные законы — следующий по юридической силе вид источников конституционного права. Они принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом

Источниками конституционного права России являются нормативные акты палат Федерального Собрания — Совета Федерации и Государственной Думы. Прежде всего к числу этих источников относятся главные акты палат по вопросам их организации и порядку деятельности — Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г., и Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. Есть также положения об аппаратах палат и некоторые другие нормативные акты

Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы конституционного права, а зачастую и полностью являются источниками права.

Источниками конституционного права в принципе могут быть нормативные акты Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств.

Названные виды источников конституционного права относятся к первому — федеральному уровню. Однако в России как федеративном государстве есть и второй уровень источников — нормативные акты субъектов РФ.

2. Прежде всего к числу важнейших источников конституционного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов как субъектов РФ.

Поэтому источниками конституционного права являются законы, иные нормативные акты субъектов РФ

3. Наконец, возможен и третий уровень источников конституционно­го права — нормативные акты местного самоуправления или его орга­нов.

Прежде всего это уставы муниципальных образований — поселений, муниципальных районов, городских округов, которые могут приниматься как непосредственно населением путем местных референдумов, так и избранными им представительными органами местного самоуправления — думами, собраниями депутатов и т. п. Источниками могут быть и отдельные акты названных органов — регламенты представительных органов местного самоуправления, положения о местных администрациях и др.

Одним из важных источников конституционного права становятся решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах РФ — решения их конституционных (уставных) судов.

Источниками конституционного права яв-ся также внутригосударственные договоры, которые говорят о разграничении предметов ведения и полномочий, о передаче (делегировании) друг другу собственных полномочий, т. е. содержат нормы права

 

Вопрос

Одним из важных источников конституционного права становятся решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах РФ — решения их конституционных (уставных) судов. Конституционному Суду РФ дано право толковать Конституцию РФ, разрешать споры о компетенции между федеральными органами власти, между ними и органами власти субъектов РФ, между органами власти различных субъектов; есть и другие важные полномочия. Принимаемые при этом акты Конституционного Суда РФ имеют принципиальное значение для понимания сути конституционно правовых норм и развития соответствующих общественных отношений. Причем зачастую это не просто интерпретация существующих норм конституционного права, но и

создание новых норм, без которых в дальнейшем применение имеющихся норм попросту невозможно.

Появилась даже дискуссия о том, на какое место в классификации источников конституционного права (и вообще права) можно поставить постановления Конституционного Суда. Поскольку зачастую в этих документах дается оценка нормативных актов на предмет их соответствия Конституции РФ, разграничения компетенции государственных органов с точки зрения отраженного в Конституции РФ принципа разделения властей, а тем более учитывая толкование норм самой Конституции в актах Конституционного Суда, некоторые авторы предлагают поставить постановления Конституционного Суда в иерархии источников на второе место — сразу после Конституции РФ.

Появляются даже суждения о том, что многие нормы постановлений Конституционного Суда (особенно в части толкования) стоят вровень с Конституцией, поскольку без толкования Конституционного Суда эти конституционные нормы применяться не могут. Очевидно, что в данном случае явно преувеличена роль актов Конституционного Суда.

 

Вопрос

Наука конституционного права — это совокупность знаний о действующем конституционном праве как отрасли права, о составляющих его нормативных актах, о закономерностях воздействия конституционно-правовых норм на общественные отношения, формирования предмета Конституционно-правового регулирования с учетом как совокупности имеющихся норм, так и воззрений, концепций, существующих в обществе и обращенных к конституционно-правовым явлениям.

Между конституционным правом как наукой и как отраслью существует тесная связь, в то же время у них и свое назначение. Конституционное право как отрасль регулирует (закрепляет) общественные отношения. Конституционное право как наука изучает соответствующие нормы, отражаемые в них и связанные с ними закономерности.

Следовательно, отрасль является предметом (объектом) исследования для науки. Однако задачи науки гораздо шире. Попробуем изложить их системно.

 

предмет конституционного права как науки.

Предмет конституционного права как науки - это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

- Конституционно-правовые институты.

- Конституционно-правовые нормы.

- Конституционно-правовые отношения.

- Система институтов государства.

 

Вопрос

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли КП в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки..

Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции, второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления и т.д

Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются «основы правового статуса человека и гражданина ». Она охватывает теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.

Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеет-ся большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему и т.д

 

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Источником науки конституционного права является также и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

Наука КП выделяет также методы научного познания как исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

 

Вопрос

Конституция РФ (как и любого другого государства) является Основным Законом страны («законом законов»).

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия приоритет имеют нормы Конституции.

Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция Российской Федерации закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства; трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых,, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д. Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права.

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами).

Вопрос

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Термин «конституция» имеет два значения:

Фактическая конституция – реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.

Юридическая конституция – документ, основной закон (или несколько основных законов), принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект, т. е. регулирующий основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества.

Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации

 

Классификация конституций:

1) по форме:
а) писаные – единый или несколько законодательных актов, провозглашаемых основным законом государства; швеция и Испания
б) неписаные (Великобритания) – включают отдельные парламентские акты, судебные прецеденты, общее право (обычаи, сложившиеся в определенной сфере жизни общества);

 

2) в зависимости от государственного строя:
а) монархические;
б) республиканские;
в) унитарные;
г) федеративные;

 

3) по способу принятия:
а) октоированные – дарованные монархом;
б) принятые народом на референдуме;
в) принятые представительным органом государства;

 

4 ) в зависимости от действия во времени:
а) постоянные; США Бельгия это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия.
б) временные – срок действия ограничен периодом времени либо наступлением определенных событий; Ираке и ОАЭ

 

5 ) в зависимости от способа изменения:
а) гибкие – изменяются в том же порядке, что и обычные законы государства;
б) жесткие – изменяются в особом, усложненном по сравнению с обычными законами государства порядке.

Вопрос

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории; высшая юридическая сила; основа правовой системы; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года.

1. Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства

В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции, и они не должны противоречить КРФ

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и, то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

3. Конституция 1993 года является ядром правовой системы России.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции..

Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок

Вопрос

Основные этапы развития российской Конституции

 

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4 – социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

1. Конституция 1918 г. Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

2. Конституция 1925 г. Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.

3. Конституция 1937 г. Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР.

4. Конституция 1978 г. Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.

5. Конституция 1993 г. – действующая конституция.

ВОПРОС

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

.

Специфические черты Конституции: особый субъект – народ РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер; особые юридические свойства

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей.

Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: