Краткие теоретические сведения - Штриховое кодирование информации.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 АНАЛИЗ ШТРИХКОДОВ, ПРОВЕРКА ИХ ПОДЛИННОСТИ.

Цель работы. Изучить структуру различных видов штрихкодов, про­верить подлинность двух штрихкодов, рассчитать контрольную цифру в третьем штрихкоде.

 

Порядок выполнения работы.

1 Получить у преподавателя вариант задания на выполнение практической работы.

2. Проанализировать заданные штрихкоды и полученные сведе­ния занести в табл. Информация о заданных штрихкодах, в ту строку, которой соответствуют заданные штрихкоды (по видам).

3. Проверить подлинность первого и третьего штрихкодов по кон­трольному разряду.

4. Рассчитать контрольную цифру второго штрихкода.

5. На основании выполненных пунктов 3, 4 и анализа всех штрих-кодов написать выводы с обоснованием о их подлинности.

Информация о заданных штрихкодах

 

Вид штрих-кода Полный штрихкод Цифровой код
страны изгото­вителя товара контрольного разряда
EAN-8          
EAN-13          
UPC-10          
UPC-12          
UPC-14          

 

Выводы:

первый штрихкод -

второй штрихкод имеет контрольный разряд, равный

третий штрихкод -

 

Содержание отчета.

1. Наименование и цель работы.

2. Таблица «Информация о заданных штрихкодах».

3. Выводы с обоснованием по всем трем штрихкодам.

4. Ответы на контрольные вопросы.

 

Краткие теоретические сведения - Штриховое кодирование информации.

Тенденцией нескольких последних десятилетий во многих странах, в том числе и в России, является внедрение разновидности информа­ционных технологий, основанных на использовании штрихового ко­дирования (не только в торговле, сфере услуг, но и в промышленном производстве для идентификации печатных плат, сборочных узлов, изделий, упаковок, в почтовых и транспортных ведомствах, банков­ской системе, клиниках и пр.) по передаче информации с помощью носителя данных — символа штрихового кода.

Как известно, за рубежом уже длительное время товары массово­го спроса снабжаются этикетками и ярлыками, на которые нанесен штрих код, позволяющий однозначно идентифицировать товар и про­изводителя. Места приема и продажи товаров снабжены техническими средствами, которые обеспечивают автоматическое считывание этих кодов и введение полученной информации в ЭВМ для дальнейшей об­работки, проведения кассовых расчетов.

Штриховым называется код, состоящий из знаков набора парал­лельных чередующихся темных (штрих) и светлых (пробел) полос различной ширины в соответствии с ГОСТ Р ИСО МЭК16022-2008. Размеры полос стандартизованы. Самый узкий штрих принят за еди­ницу. Каждая цифра (разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов.

Технологии штрихового кодирования весьма эффективно приме­няют в розничной торговле, что имеет большое значение для потреби­телей. Наличие штрих кода на товаре позволяет полностью автомати­зировать процесс управления движением товаров от момента их посту­пления в магазин до продажи покупателю. Любые операции с каждой единицей товара учитываются в центральном компьютере магазина, тем самым обеспечивается автоматический контроль динамики про­дажи товара, изменение товарных запасов. Такая технология учета по­зволяет автоматизировать бухгалтерскую деятельность, анализировать итоги работы по структурным подразделениям, что заметно улучша­ет финансово-коммерческую деятельность торгующей организации, и оперативно удовлетворять нужды потребителей.

Информация в штриховом коде определяется соотношением ши­рины штрихов и пробелов. Высота не несет информационную нагруз­ку и выбирается из соображений легкости считывания — она должна обеспечить пересечение лучом сканера всех штрихов кода.

Штриховые коды можно условно разделить на два типа:

• товарные (имеют два ряда — штриховой и цифровой);

• технологические (имеют один ряд — штриховой).

Товарные коды были созданы специально для идентификации про­изводимых товаров, учета их при транспортировке и управления склад­скими и торговыми процессами.

Штриховой ряд в товарном коде предназначен для оптического счи­тывания путем поперечного сканирования. Сканер декодирует штри-хи в цифры через декодер (микропроцессор) и вводит информацию о товаре в компьютер.

Цифровой ряд предназначен потребителю, информация для кото­рого ограничена только указанием страны и возможностью проверки подлинности штрих кода по контрольному разряду. Полный штриховой код позволяет закупочным торговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту договора.

Разработано большое разнообразие товарных штрих кодов. К ним относятся код UPC, применяемый в США и Канаде, и код EAN, соз­данный в Европе на основе кода UPC и используемый практически на всех континентах.

UPC (Uniform Product Code — универсальный код продукции) был принят в 1973 г. в США, а в 1977 г. появилась Европейская система ко­дирования EAN (European Article Numbering — Европейская товарная нумерация). Названные системы кодирования успешно используются на добровольной основе для кодирования товаров в торговле во всех регионах мира.

Код UPC бывает 10-, 12- и 14-разрядным. Штрих код, состоящий из 14 цифр и обведенный в жирную темную рамку, предназначен для упаковки.

В России и странах Евросоюза широко используют штрих коды 8-и 13-разрядные: EAN-8 и EAN-13.

Штрих коды EAN-8 применяют для товаров небольших размеров (сигареты, лекарства, косметика, элементы питания и др.).

Наряду с этим используют код групповой упаковки IUF-14. Все остальные коды, применяемые в прочих условиях, можно с некото­рой условностью отнести к технологическим. Условность заключается в том, что на товарах наряду с идентифицирующим их товарным кодом может размещаться транспортная или информационная этикетка, вы­полненная одним из технологических кодов.

Как уже отмечалось ранее, в 1977 г. на основе Европейской (EAN International) и Северо-Американской (Uniform Code Council — UCC) ассоциаций товарной нумерации была образована глобальная между­народная система товарных номеров EAN/UCC, которая объединяет национальные организации более ста стран мира.

В России национальной организацией товарной нумера­ции является Ассоциация автоматической идентификации (ААИ) ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. В настоящее время она насчитывает около 10000 ведущих российских предприятий — членов Ассоциации. Все они имеют уникальные идентификационные номера, которые на­чинаются с цифр 460.

Россия как европейская страна использует штриховые коды стан­дарта EAN-13 и EAN-8. Эти коды несут в себе четыре основные смыс­ловые части. В таблице приведены структуры штрих кодов EAN-8, EAN-13, UPC-10, UPC-12, UPC-14.

Структура штрих кода EAN-8
Код страны Код изготовителя Код товара Контрольный разряд
Три цифры Две цифры Две цифры Одна цифра
  Структура штрих кода EAN-13
Код страны Код изготовителя Код товара Контрольный разряд
Три цифры Шесть цифр Три цифры Одна цифра
  Структура штрих кода UPC-10
Код страны Код изготовителя Код товара Контрольный разряд
Три цифры Три цифр Три цифры Одна цифра
  Структура штрих кода UPC-12
Код страны Код изготовителя Код товара Контрольный разряд
Три цифры Пять цифр Три цифры Одна цифра
  Структура штрих кода UPC-14
Код страны Код изготовителя Код товара Контрольный разряд
Три цифры Семь цифр Три цифры Одна цифра

 

 

С 1 января 2001 г. штрих коды EAN-13 имеют структуру девять к трем (9/з)> т.е. международный код предприятия соответствует девяти цифрам (разрядам), а три цифры отведены коду товара на предприятии.

Первые три цифры кодов EAN/UPC называются префиксом (фла­гом страны) национальной организации. Его присваивает EAN International. Префиксы 460, 461, 462, 463 и так до 469 включитель­но присвоены ААИ ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, однако в настоящее время не исчерпан префикс 460. В случае, если потребители обнару­жат, что штрих код начинается с цифр 461, 462,469, то это означает, что такой код является недействительным и его «уникальность» не под­тверждается ни в российском, ни в международном пространстве.

Код предприятия-производителя составляется в каждой стране со­ответствующим национальным органом. В России — это упоминав­шаяся ранее ААИ ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она представляет ин­тересы России в EAN International, имеет право разрабатывать цифро­вые коды Российских предприятий в системе EAN и вносить их в свой банк данных.

Для полиграфической продукции в России применяют штрих коды: ISSN — для периодических изданий (журналов, газет); ISBN — для книг.

Следует отметить о имеющем место заблуждении, что по первым трем цифрам штрих кода можно определить страну — производителя товара, однако это не так, поскольку по префиксу можно определить только, в какой национальной организации — члене EAN International зарегистрировано предприятие.

Система EAN/UCC, как уже отмечалось ранее, по своему статусу является необязательной и добровольной. Предприятие имеет право одновременно быть членом нескольких национальных организаций EAN. Например, одна из американских компаний Intel, экспортирую­щая процессоры в разные страны, вступила в национальные организа­ции — члены EAN International стран-импортеров и для каждой стра­ны изготавливает упаковку продукции со своим штрих кодом (напри­мер, для России с префиксом 460, для США — с префиксом 000—139 и т.д.). Таким образом, цифра 460 в начале штрих кода свидетельствует о том, что данное предприятие является членом ААИ ЮНИСКАН EAN/РОССИЯ.

В виду важности рассматриваемого вопроса остановимся подроб­нее на назначении контрольного разряда.

Контроль штрих кода необходим для исключения ошибок при вво­де в компьютерные системы (особенно это касается кодов большой длины), а также для проверки подлинности штрих кодов. Далее при­веден алгоритм расчета контрольного разряда.

Алгоритм расчета контрольной цифры. Этот алгоритм применим для штрих кодов EAN-8, EAN-13, UPC, ISBN, ISSN. При этом исполь­зуется один и тот же алгоритм вычислений по модулю 10.

Для расчета контрольной цифры следует пронумеровать все разря­ды цифрового ряда справа налево, начиная с позиции контрольного разряда (первый). Затем:

1) начиная со второго, сложить цифры всех четных разрядов;

2) полученную сумму умножить на 3;

3) начиная с третьего, сложить цифры всех нечетных разрядов;

4) сложить результаты, полученные во втором и третьем пунктах;

5) значение контрольного разряда является наименьшим числом, которое в сумме с величиной, полученной в пункте 4 даст число, крат­ное 10.

 

Рассмотрим пример вычисления контрольного разряда для следу­ющего штрих кода:

13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4 2 7 6 2 2 1 3 5 7 4 6 9

1) 2+6+2+3+7+6 = 26;

2) 26-3 = 78;

3) 4 + 7 + 2+1+5 + 4 = 23;

4) 78 + 23 = 101;

5) 101 + 9 = 110.

При совпадении контрольной цифры с добавляемой для кратности цифрой (9) — штрих код верен.

Контрольные вопросы

 

1. Каково назначение товарного штрих кода?

2. Какая информация содержится в товарном штрих коде?

3. Какую информацию получает рядовой потребитель из товарно­го штрих кода?

4. Назовите известные виды товарных штрих кодов.

5. Сколько рядов содержит товарный штрих код EAN-13?

6. Какой ряд в товарном штрих коде предназначен для покупате­ля?

7. Какой ряд в товарном штрих коде предназначен для сканера?

8. Что в штрих кодах стандартизовано?

9. Можно ли отнести штриховое кодирование к разновидности ин­формационных технологий?

10. В чем заключается суть проверки подлинности штрих кода EAN-13?

11. По какой структуре построен товарный штрих код EAN-13?

12. Скольким штрихам и пробелам соответствует один разряд в то­варном штрих коде?

13. По какой структуре построен товарный штрих код EAN-8?

14. Какой национальный орган России выдает производителю ли­цензию на товарные штрих коды с правом маркировать свою продукцию?

15. Какие виды штрих кодов широко используются на производи­мых в России товарах?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: