Тема № 18: МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ





Тема № 15: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

1.1. План семинарского занятия:

1. Основные черты эпохи Просвещения. Культ разума.

2. Философские идеи Вольтера.

3. Ламетри: врач и философ.

4. Философия Руссо, современность его идей.

5. Влияние Просвещения на Россию.

Темы рефератов:

1. Философские идеи Вольтера в России.

2. Ламетри: врач и философ.

3. Идеи и принципы Просвещения – «веха триумфа философии».

4. Современен ли Жан-Жак Руссо?

5. Энциклопедия наук, искусств и «ремесел».

 

Тематика докладов:

1. Дж. Локк: принципы естественного права.

2. Вольтер. Философские письма.

3. Философские взгляды Лейбница.

4. А. Смит.

5. Локк. «Опыт человеческого разума».

6. Просветительские идеи Лессинга

 

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Объясните девиз эпохи Просвещения «Имей мужество пользоваться своим собственным умом». Кому принадлежат эти слова?

2. Что подразумевает культ Разума у просветителей?

3. Какие средства распространения просветительских идей вы знаете?

4. Что вы знаете о Вольтере как популяризаторе науки? О ком он писал?

5. Что означает – быть деистом?

6. Почему философию Просвещения называют оптимистической? (Вольтер: «однажды все станет лучше – вот наша надежда»).

7. Какая из проблем, актуальных в XXI веке, впервые поставлена Руссо?

4. 1. Знать понятия:

просвещение, деизм, антиклерикализм, атеизм, механицизм, сенсуализм, оптимизм.

 

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

7. Философские тексты:

Вольтер. Философские письма Письмо тринадцатое. О г-не Локке.

Вольтер. /Социально-политические воззрения/.

Вольтер. Метафизический трактат. Гл. IХ О добродетели и пороке.

Руссо Ж-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению

нравов.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

Тема № 16: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. И. КАНТ

 

1.1. План семинарского занятия:

1. Немецкая классическая философия ее уникальность, основные проблемы.

2. И. Кант – основоположник немецкой классической философии: «докритический» период – проблемы естествознания и природы; «критический» период – проблемы познания; нравственная философия; социально-политические взгляды Канта.

3. Историческое значение философии Канта.

 

Темы рефератов:

1. Место немецкой классической философии в истории философии.

2. Двойственность философии И. Канта.

3. Сущность человека по И. Канту.

4. Критический характер философии И. Канта.

5. «Докритический» период творчества И.Канта.

6. Противоречие между методом и системой в философии Г. Гегеля.

7. Критика религии в философии Л. Фейербаха.

8. «Критика чистого разума»: как возможны наука и метафизика?

9. «Критика практического разума»: категорический императив и задачи человека.

 

Тематика докладов:

1. Категорический императив, его место в медицине.

2. Теория субъекта – объекта И. Фихте.

3. Натурфилософия Ф. Шеллинга.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Почему философию немецких мыслителей XVIII–XIX вв. называют классической?

2. Кто родоначальник немецкой классической философии.

3. Основные проблемы немецкой классической философии.

4. Какие проблемы были в центре внимания И. Канта в «докритичекий» период его творчества.

5. В чем состоял «коперниканский переворот» в философии, совершенный И. Кантом?

6. Что такое антиномии разума? Как они разрешаются И. Кантом?

7. Что означает кантовское понятие «вещь в себе» и почему «вещи в себе» недоступны познанию?

8. Раскройте основные принципы этики И. Канта.

9. Основные принципы гносеологии Канта.

10. Что такое «категорический императив»?

11. Чем отличается «вещь в себе» от «вещи для нас»?

12. Сущность «антропологического» материализма.

 

4.1. Знать понятия:

космогоническая теория, трансцендентальный, априорные формы познания, «вещь в себе», антиномии разума, категорический императив, чистый разум, категория.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

7. Философские тексты:

И. Кант. Критика практического разума.

 

8. Список литературы:

 

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.

2. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. – М., 2000.

3. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

4. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

1. Тема № 17: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

ГЕГЕЛЬ, ФЕЙЕРБАХ

 

1.1. План семинарского занятия:

1. Метод и система философии Гегеля.

2. Законы и категории диалектики.

3. Антропологический материализм Фейербаха.

4. Диалектика и медицина.

5. Значение немецкой классической философии.

Темы рефератов:

1. Панрационализм и панлогизм в философии Г. Гегеля.

2. Гегелевская диалектика и ее особенности.

3. Идея «гражданского общества» в философии Г. Гегеля.

4. Религиозные и этические взгляды Л. Фейербаха.

5. Материализм Л. Фейербаха.

6. Л. Фейербах о сущности человека.

7. Гегель и мировая культура.

8. Диалектика и медицина.

 

Тематика докладов:

1. Законы диалектики.

2. Категории диалектики.

 

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Гегелевская диалектика и ее особенности.

2. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля.

3. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

4. Отношение Фейербаха и идеализму и религии.

5. Какую сторону развития описывает каждый закон диалектики?

6. Какой вклад внесли в философию немецкую классику?

 

4.1. Знать понятия:

диалектика, метафизика, закон, категории, абсолютная идея, становление, отрицание, снятие, качество, количество, мера, противоречие, тождество, сущность, явление, причина, следствие, возможность, действительность, содержание, форма, необходимость, случайность, единичное, общее.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

7. Философские тексты:

Гегель. Наука логики.

Гегель. История греческой философии. Пифагор и пифагорейцы.

Гегель. История греческой философии. Сократ.

Гегель. Философия истории.

 

8. Список литературы:

 

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой.– М., 2000.

2. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы).– М., 2005.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

Тема № 18: МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.1. План семинарского занятия:

1.Идейные и теоретические источники марксисткой философии.

2 Научные предпосылки формирования диалектического материализма.

3. Развитие Марксом и Энгельсом диалектики природы и общества (истории).

4. Вклад Плеханова в теорию диалектического материализма.

5. Ленинский этап развития философии.

Темы рефератов:

1. Материалистическая философия – часть мировой культуры.

2. Ленин о революции и кризисе в физике.

3. Плеханов о роли личности в истории.

4. Чем отличается диалектика Маркса и Энгельса от диалектики Гегеля?

5. Что в марксистской философии не устарело?

6. Формирование философских позиций К. Маркса и Ф. Энгельса.

7. Совместные философские произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.

8. Проблема отчуждения в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркса.

9. Основные идеи марксистского философского мировоззрения.

10. Концепция диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса.

11. Материалистическое понимание истории в философии марксизма.

Тематики докладов:

1. Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля?

2. Отличие диалектики материализма от метафизического.

3. Фейербах и Маркс о сущности человека.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Где лежат идейные истоки марксистской философии?

2. Почему марксистская философия рассматривается как часть мировой культуры?

3. Какова природа феномена диалектического материализма?

4. Является ли марксизм утопией?

5. Каковы теоретические предпосылки марксистской философии?

6. Что означает понятие «диалектический материализм»?

7. Покажите место и значение категории «практика» в марксистской философии.

8. В чем заключается сущность материалистической диалектики?

9. Как истолковывается в диалектическом материализме «основной вопрос философии»?

10. Раскройте содержание категорий «бытие» и «сознание».

11. Как решаются в марксистской философии проблемы материи, движения, пространства и времени?

12. Охарактеризуйте чувственную и рациональную ступени познания.

13. Каково содержание понятий «объективная истина», «абсолютная истина» и «относительная истина»?

14. Дайте характеристику основных идей социальной диалектики марксизма

4.1. Знать понятия:

монизм, общественное бытие, общественное знание, общественно-экономическая формация, теория отражения, восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического, диалектика абсолютной и относительной истины, марксистско-ленинская теория общественного развития, политическая идеология, социализм.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

7. Философские тексты:

Маркс. К критике политической экономии. Предисловие.

Маркс. Экономические рукописи. Введение.

Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

Маркс и Энгельс. Немецкая идеология.

Маркс и Энгельс. [Диалектика].

Энгельс. Диалектика природы.

 

8. Список литературы:

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная

1. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 





Читайте также:
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.03 с.