1.1. План семинарского занятия:
1. Эволюция развития психики.
2. Структура сознания, его функции и свойства.
3. Бессознательное, его роль в поведении человека и возможности его изучения.
4. Философские и медицинские аспекты психофизической проблемы.
Темы рефератов:
1. Происхождение сознания с точки зрения религии и науки.
2. Психосоматическая медицина.
3. Онтогенез сознания.
4. Соотношение чувств и разума в психике человека.
5. Современные представления о бессознательном.
6. Идеалы и цели жизни, их значение для здоровья человека.
7. Структура интеллекта.
8. Переработка информации в психике человека.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. Каково соотношение понятий: психика, сознание, интеллект, мышление?
2. Методы изучения сознания, вклад медико-биологических наук в исследование сознания.
3. Каков современный уровень знаний психологии человека и проблемы, требующие дальнейшего исследования?
4. Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным в структуре психики?
5. В какой мере понятие «инстинкт» применимо к психике человека?
6. В чем заключается тождество и различие психического и физиологического уровней?
7. Что такое самосознание и какова его роль в поведении?
4.1. Знать понятия:
сознание, психика, интеллект, мышление, ощущение, восприятие, воображение, память, эмоции, темперамент, воля, бессознательное, рефлексия, вербализация.
5. Рекомендации по выполнению УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск., 2007.
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – СПб, 2004.
2. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. – М., 2004.
3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.
Тема № 29: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. ПРАКТИКА
1.1. План семинарского занятия:
1. Теория познания и теория отражения. Субъект – объект познания.
2. Этапы познания, их диалектическое соотношение. Сенсуализм и рационализм.
3. Методы эмпирического и теоретического уровней познания.
4. Роль практики в познании.
5. Стили мышления. Особенности клинического мышления.
Темы рефератов:
1. Проблема метода научного познания в истории философии.
2. Индукция и дедукция как методы познания.
3. Наука в культуре современной цивилизации.
4. Роль науки в решении глобальных проблем современности.
5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
6. Основные законы логики и их экспликация.
7. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.
Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия
1. Чем отличается научный факт от явления, феномена, события?
2. Каковы отличительные особенности эксперимента?
3. Какова роль аналогии в познании?
4. Каковы причины противоречий между теоретическим и эмпирическим познанием?
5. Каковы особенности медицинского эксперимента?
6. Опишите механизм развития научного знания.
4. Знать понятия:
гносеология, эпистемология, методология, метод, истина, научный факт, верификация, теория, рациональное познание, эмпирические методы, творчество, интуиция, стили мышления.
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины – М., 2006.
2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие. – М., 2004.
3. Степин В.С. Наука: Новая философская энциклопедия. – М., 2001. – Т.3. – С. 23-2
4. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция.
Тема № 30: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ДИАЛЕКТИКА ИСТИНЫ
План семинарского занятия
1. Понятие «истина», ее характеристики.
2. Диалектика абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм.
3. Истина и вера.
4. Стили мышления. Особенности клинического мышления.
Темы рефератов:
1. Проблема метода научного познания в истории философии.
2. Индукция и дедукция как методы познания.
3. Наука в культуре современной цивилизации.
4. Наука и философия.
5. Основные законы логики и их экспликация.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. Чем отличается научный факт от явления, феномена, события?
2. Каковы отличительные особенности эксперимента?
3. Роль аналогии в познании.
4. Каковы причины противоречий между теоретическим и эмпирическим познанием?
5. Каковы особенности медицинского эксперимента?
6. Опишите механизм развития научного знания.
7. Что такое истина? Можно ли отождествить истину с доказанностью какой-то идеи или теории?
8. Опишите систему проверки истинности знаний.
9. Каково отношение истины и веры?
10. Охарактеризуйте стили мышления.
4.1. Знать понятия:
диалектика истины, релятивизм, догматизм.
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины – М., 2006
2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие. – М., 2004.
3. Рассел Б. Мудрость запада. – М.: Республика, 1998.
4. Степин В.С. Наука: Новая философская энциклопедия. – М., 2001.
5. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
6. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.