Св-ва Бога как Абсолюта (Сверх-Бытия)




Свойства Бога

1. Бытие Бога, что есть Бог? Бог существует – это первая и основная истина всякой религии[1]. Но сущность Бога, «чтойность Бога» («что есть Бог?Каков Бог?») непостижима для нас. Поэтому любое имя Бога, или суждение о Боге не выражет Его вполне. Всякое имя или суждение выражает либо 1) «что не есть Бог», «чего нет в Боге», либо 2) св-ва Бога, данные в Откровении, 3) либо результат Его действий в мире, из этого результата мы делаем вывод, что в Боге есть нечто сходное этому результату, но в высшей форме (по аналогии).

2. Имя Божие в Исх 3.14 (метафизика Исхода). «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [2]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх 3.14). Имя Бога: yhwh (иврит) или ὁ ’ών (греч) - «Сущий, Существующий, Само Бытие» - особенно почиталось в ВЗ, и некоторые Св. Отцы (Григорий Богослов) считали Его самым удачным для Бога, хотя оно и выражает что Он есть «Само Бытие », но не может выражать «каково бытие Бога». Поэтому мы используем это имя не как вполне точное, а для удобства классификации свойств Бога. Еврейский текст и греческий перевод (Септуагинта) дополняют друг друга: 1) По еврейски YHWH (ЯГВГ) – «Он – присутствует», т.е. Он с нами, Бог как любящая Личность. 2) По Септуагинте – ὁ ’ών «Сущий, Существующий», т.е. «Он есть», «Он – Само Существование», «Само Бытие», Бог как Абсолют, высшее Бытие. В соответствие с этим выделим две группы св-в Бога: 1) св-ва Бога как Личности (Сверх-Личности), и 2) св-ва Бога как Абсолюта (Сверх-Существования).

3. Свойства Бога как Абсолюта: Бог есть «Само Бытие». Из первых свойств (более общих) можно пытаться логически выводить следующие, но это будет искуственно, т.к. даже самые общие св-ва Бога, не выражают до конца тайну и полноту других св-в (св-ва Бога несводимы полность друг к другу, т.к. они выражают реально различные энергии Бога, в каждой – весь Бог, но особым образом). Поэтому лучше опереться на Св. Писание и Свв. Отцов.

1) Бог есть «Сущий», Само Бытие, т.е. а) существует (основная истина), и есть б) единственное Бытие, (Существует в полном смысле только Он один) и всё бытие, полнота бытия (Он проникает всё, только поэтому все существует: только по причастию к Нему),в)Он есть независимое Бытие (независимость от всего), в частности, г) независимость от причин, это свойство называется «самобытность» Бога. Он-Само Бытие, Ему никто не дает бытие, Он существует Сам от Себя и через Себя (Иларий, Иероним, Августин), поэтому нередко Св. Отцы называют Его «Самобог», «Саможизнь» и т.д., ссылаясь особенно на Исх 3.14[3].

2) Единственность и единство (неделимость и простота). Бог один, других Богов нет[4], это основной догмат христианства (монотеизм). Бог неделим, прост, т.е. у него нет частей, в Каждой Ипостаси Троицы – Он весь, в каждом свойстве – Он весь[5].

3) Духовность (нематериальность) Бога. Бог есть чистый Дух, не имеет ничего материального[6] и снова поэтому неделим. С этим связана и неописуемость, невидимость и неизобразимость Бога (также и со следующим пунктом).

4) Неограниченность и независимость (беспредельность, бесконечность). Свобода Бога от всякого ограничения, от любой зависимости и недостатка[7]. Следующие св-ва как бы отсюда вытекают.

5) Запредельность (трансцендентность) следует из беспредельности (неограниченности) Бога: Бог выше всякой сущности (Иустин), естества (Григорий Нисский), выше самого Бытия (Дамаскин, предпосылки и у Филона)[8].

6) Всесовершенство следуетиз неограниченности Бога - без всякого ограничения обладание всеми возможными совершенствами и отсутствие недостатков [9]. Можно считать это свойство объемлющим все прочие [10]: В Боге нет недостатка, зла, а Бог – Само Бытие, значит недостаток и зло – небытие, т.е. неполнота бытия.

7) Вездеприсутствие и неизмеримость (выше пространства), следует из неограниченности. 1) Бог присутствует во всем не только действиями, но всем Существом; 2) не имеет протяженности, т.к. не веществен, наполняет все не протяженностью, а непостижимо; 3) Бог весь везде; 4) Бог во всем и вне всего, Сам объемлет все, но сам не объемлется ничем и не является местом ни для чего; 5) Бог проникает все, но Сам ничем не проникается и ни с чем не смешивается[11].

8) Вечность и неизменность (выше времени) следует из неограниченности. 1) Бог свободен от всех условий времени, не имеет ни начала, ни конца, ни «был, есть, будет», но всегда «есть» и это есть выше времени (св. Григорий Богослов)[12]; 2) Бог не изменям, но всегда Один и Тот же в Своем Существе, действиях, замыслах: это не застылость, а полнота блага к которой не убавить не прибавить; этому не противоречит предвечное рождение Сына и исхождение Св. Духа от Отца, т.к. это не изменение, а вневременное взаимообщение Лиц Троицы; и воплощение Сына не изменило Его Божества; Промысел не меняет Бога, т.к. соответствует Его вечному замыслу[13]; библейские антропоморфизмы: «Бог раскаялся» и т.д. это лишь приспособление к нашему уровню. Сюда относится и бесстрастие Бога, отсутствие в Боге изменения, страдания.


[1] «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр 11.6). «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс 13.1).

[2] Здесь также есть оттенок неименуемости, непостижимости Бога («Кто есть, Тот и есть» = «как зовут, так и зовут»)и неизменности, вечности Бога(«Какой есть, Такой и есть, Таким и буду»).

[3] «Прежде мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет» (Ис 43.10). «Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе и грядый, Вседержитель» (Отк 1.18). «Якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» (Ин 5.26).

[4] Об этом и 1-я заповедь Моисея: «Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх 20.2-3) – основа всего ВЗ. «Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене» (Втор 32.39). «Се есть живот вечный, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога» (Ин 17.3).

[5] «Бог прост и несложен и весь Самому Себе подобен и равен; Он весь есть чувство, весь – дух, весь – мысль, весь – ум, весь – слух, весь – око, весь – свет и весь – источник всех благ» (Св. Ириней Лионский Кн. 2. Гл.27).

[6] «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4.24). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (1Кор 3.17). «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39).

[7] «велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца» (Пс 144.3); «Велий Господь наш, и велия крепость Его: и разума Его несть числа» (Пс 146.5); «Число лет Его бесконечное» (Иов 36.26).

[8] «Господь... Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим 6.15-16).

[9] «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5.48) «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы » (1Ин 1.5).

[10] «Бог совершен во всем: совершен в ведении, совершен в силе, совершен в благости, совершен в правосудии и т.д.» (св. Кирилл Иерусалимский).

[11] «Камо пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо: Ты тамо еси, аще сниду во ад: тамо еси» (Пс 138. 7-10). «О Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян 17.28).

[12] «Въ начáлѣхъ ты́, Гóсподи, зéмлю основáлъ еси́, и дѣлá рукý твоéю сýть небесá. Тá поги́бнутъ, ты́ же пребывáеши: и вся́ я́ко ри́за обетшáютъ, и я́ко одéжду свiéши я́, и измѣня́т­ся. Ты́ же тóйжде еси́, и лѣ́та твоя́ не оскудѣ́ютъ» (Пс 101. 26-28). «Вся́ко дая́нiе благо и вся́къ дáръ совершéнъ свы́ше éсть, сходя́й от­ Отцá свѣ́товъ, у негóже нѣ́сть премѣнéнiе, или́ преложéнiя стѣ́нь» (Иак 1.17).

[13] «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян 15.18).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: