Новая ответственность работодателей за нарушения режима труда и отдыха водителей




Особенности режима труда и отдыха водителя

 

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Если водитель работает по пятидневной рабочей неделе, продолжительность его ежедневной работы не может быть больше 8 часов. При шестидневной рабочей неделе водитель не должен работать более 7 часов в день. Если водители работают в таком режиме, на них распространяются общие правила труда и отдыха организации.

Особенности появляются, если водитель вынужден работать большее количество часов в день, а ведь это не редкость. В этом случае режим труда и отдыха водителя регулируется Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (далее – Положение).

 

Обратите внимание

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей устанавливаются с учетом мнения профсоюза, а в случаях, предусмотренных коллективным договором или соглашениями - по его согласованию (п. 2 Положения).

 

Особенности рабочего времени и времени отдыха водителя

 

Некоторые работодатели хотят, чтобы водитель в свой рабочий день занимался исключительно управлением автомобиля, а подготовкой автомобиля, прохождением предрейсового медосмотра занимался до начала рабочего дня. Однако п. 15 Положения четко предписывает, что все эти действия входят в рабочее время водителя. Итак, в рабочее время водителя включается:

· время управления автомобилем;

· время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

· подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с лини;

· время проведения предрейсовтого и послерейсового медицинского осмотра;

· время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

· время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

· время простоев не по вине водителя;

· время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

· время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей.

 

Чтобы не было недоразумений, что именно относится к рабочему времени водителей, состав и продолжительность данных работ, а также продолжительность медицинского осмотра закрепить в локальным нормативном акте (например, в ПВТР) с учётом мнения профсоюза. Это поможет в случае спора с работниками.

Ещё один момент, на который необходимо обратить внимание - учет рабочего времени водителя. В отличие от других работников учет рабочего времени водителей осуществляется в не только на основании табеля учета рабочего времени, но и на основании путевых листов (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В путевой лист включаются дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, дата и время выезда автомобиля с парковки и его заезда на парковку (Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152). В табеле учета рабочего времени указывается общая продолжительность работы водителя за день (смену) с учетом сведений, отраженных в путевых листах. В случае ненадлежащего учета рабочего времени водителя возможно привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а за повторное нарушение - по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ

Что касается времени отдыха водителей, то также, как и у всех работников, у них должен быть перерыв для отдыха и питания, междусменный перерыв, еженедельный отдых и ежегодный отпуск. Но в отличие от офисных работников продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей строго определена п. 25 Положения - не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Ведь от того, насколько отдохнул водитель после трудового дня, будет зависеть безопасность пассажиров на следующий день. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Еженедельный отдых, как и у всех работников, у водителя должен быть не менее 42 часов, а привлекать его к работе в выходные дни можно только в порядке, предусмотренном ст. 113 ТК РФ.

 

Наша справка

Работодатель может использовать путевой лист по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Можно разработать форму путевого листа самостоятельно. При этом в такой форме должны быть предусмотрены обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152, в частности, сведения об автомобиле и водителе (Письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). В путевой лист обязательно включаются, дата и время (до минут) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, дата и время (до минут) выезда автомобиля с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку (Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

 

Если водитель не может работать по стандартному графику

Например, нередко водитель руководителя компании после окончания рабочего дня должен отвезти его домой, затем вернуться и поставить служебную машину на определенную стоянку. А утром водитель должен до начала рабочего дня добраться до автомобиля и встретить руководителя у подъезда. В этом случае не соблюдается установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, поэтому водителю следует установить суммированный учет рабочего времени (п. 8 Положения). В этом случае работодатель должен учитывать требования ст. 104 ТК РФ.

Нередко в указанном выше случае водители работают по графику или по сменам (ст. 103 ТК РФ). При этом продолжительность учётного периода для водителей должна равняться одному месяцу. При согласии профсоюза учетный период может быть увеличен до 3 месяцев.

В отличие от обычных работников, рабочий день которых при суммированном учете никак не ограничивается законодательством, Продолжительность работы водителя органичивается даже при суммированном учете. Согласно п. 9 Положения рабочий день водителя автомобиля должен быть не более 10 часов за исключением некоторых случаев. Например, если при междугородной перевозке водителю необходимо доехать до места отдыха или если это водитель отдельной организации (п. 12 Порядка), то его рабочий день может быть до 12 часов. В любом случае именно управлять автомобилем водитель должен не более 9 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения).

Поэтому если руководителю нужно ехать в командировку, и дорога займет более 12 часов подряд, придется направлять в рейс двух водителей и оборудовать автомобиль спальным местом для отдыха водителя (п. 10 Положения).

 

Переработки водителей

 

Если задержки на работе водителей эпизодические, то для водителей легковых автомобилей с учетом мнения профсоюза разрешается вводить неармированный рабочий день (п. 14 Положения).

Возможно также привлечение водителей и к сверхурочной работе в случаях и в порядке, предусмотренном ТК РФ. Однако в любом случае при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов (п. 23 Положения)

 

Новая ответственность работодателей за нарушения режима труда и отдыха водителей

 

С 01.11.2019 г., если установить время управления транспортным средством и время отдыха водителей с нарушением требований нормативно-правовых актов, при проверке есть риск штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 15000 до 25000 рублей; для юридических лиц штраф составит от 20000 до 50000 руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: