Развитие культуры в 50-60-е годы




"Оттепель" (Эренбург) способствовала бурному развитию культуры и науки. Возросли затраты на науку, открыто многих научно-исследовательских учреждений. С 50-х гг. формируется Сибирское отделение академии наук. Получает распространение в высшем образовании приоритет вечернего и заочного образования. Абитуриенты с производственным стажем 2 года или демобилизованные из рядов Советской Армии имели преимущества при зачислении, а также возможность подготовиться к вступительным экзаменам на специальных бесплатных подготовительных курсах (рабфак). Доля молодых рабочих и колхозников в студенчестве достигла к концу 50-х гг. 70%. Вводится обязательное восьмилетнее образование.

После XX съезда несколько ослабло идеологическое давление в области музыкального искусства, живописи, кинематографа. Увеличивается число литературных журналов и издательств, открываются новые популярные театры – «Таганка», «Современник», театр им. Ленинского комсомола («Ленком»). Возобновляется Московский кинофестиваль, с 1958г. открывается Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. В 1957г. в Москве проводится международный фестиваль молодежи и студентов. Невозможность действовать прежними, часто репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей компартии с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущева на таких встречах приобретали характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство в сферу культуры не встречало поддержки не только у большинства участников этих встреч, но и у интеллигенции в целом. Одним из ярких примеров новых гонений на художников стало «дело Пастернака». Публикация на Западе запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение Б. Пастернаку Нобелевской премии поставили известного писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. его исключили из Союза писателей, и он был вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Был подд ержан Хрущевым и Солженицын. Его рассказы и повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и другие, опубликованные в «Новом мире» в начале 60-х годов, ставили проблему преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советского народа, способствовали наплыву рукописей бывших заключенных в литературные журналы. Но после того, как он не получил Ленинскую премию «Великий правдоискатель» затаил «фигу» в кармане по отношению к Советской власти. В конце 60-х годов Солженицын открыто занял антисоветские позиции «литературного власовца» (выражение маршала Чуйкова), написав свой «Архипелаг Гулаг». Стремясь предотвратить массовый характер подобных публикаций, Хрущев специально обратил внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, соблюдая чувство меры. Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры.

Все это привело к возникновению к концу 50-х годов «самиздата»: выпуску машинописных журналов, в которых публиковались произведения молодых поэтов, писателей, историков, философов. Первым из таких журналов стал «Синтаксис». Прекращение в 1960 г. выпуска «Синтаксиса» не означало разгрома «самиздата». Наоборот, именно на этой основе начало зарождаться диссидентское движение (диссидент - инакомыслящий, противопоставляющий свои убеждения официальной идеологии страны).

Выделим некоторые общие черты развития культуры в СССР в 1945-1953гг. и 1953-1964гг. К ним отнесем: 1) руководство деятельностью творческой интеллигенции со стороны партийных органов; 2) давление официальной идеологии на творчество представителей культуры; (добавим здесь, что и сейчас в России господствующая буржуазная идеология оказывает огромное влияние на образ жизни, формирует потребности и вкусы и предпочтения, как широких масс, так и самих творцов культуры); 3) преобладание в творчестве метода социалистического реализма; 4) контроль (в той или иной степени) за деятелями культуры.

Различия в том, 1) что при Сталине было жесткое идеологическое давление на творческую интеллигенцию, а при Хрущеве началась «оттепель» в культуре; 2) были принятыпартийные постановления с резкой критикой творчества ряда писателей; 3) репрессии против нескольких деятелей культуры – реабилитированы несколько ранее осужденных деятелей культуры; 4) «борьба с идолопоклонством Западу» и расширение творческих контактов с зарубежными деятелями культуры, открытие новых театров, журналов.

Вопросы для повторения

1.Назовите трех руководителей СССР после смерти Сталина, между которыми развернулась политическая борьба за лидерство, за власть?

2. В чем выразилась десталинизация и демократизация общественно-политической жизни в Советском Союзе после смерти Сталина?

3. Какое тайное постановление было принято в 1956 году по отношению к так «называемым предателям Родины» и в чем его ошибочность?

4. Почему в борьбе за власть победил Н. Хрущев?

5. Каковы причины попытки смещения Н. Хрущева группой влиятельных деятелей Президиума ЦК КПСС?

и почему эта попытка оказалась безуспешной?

6. Какие утопические и ошибочные решения были приняты на 21 и 22 съездах КПСС?

7. Что означает понятие «оттепель»?

8. Какие новые явления получили распространение в культуре и искусстве в период оттепели?

9. Как вы думаете, были ли свои диссиденты (инакомыслящие) в то время в тех же США и подвергались ли они преследованию со стороны буржуазного государства? (См. Дин Рид, Мохамед Али, Мартин Лютер Кинг, физик А. Эйнштейн и др.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: