ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ




Пояснительная записка

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:

- коррекция неречевых и речевых процессов;

- развивать слуховую, зрительную память, внимание;

- развивать оптико- пространственные представления и навыки;

- развивать статическую и динамическую координацию общих движений;

- развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;

- воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;

- воспитание темпа, ритма дыхания и речи;

- развивать фонетический слух.

Содержание занятий разработано с учётом нарушений психомоторных функций, речевых расстройств, а также возрастных особенностей младших школьников.

Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.

На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.

Название тем в каждом классе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

· нормализовать речевое дыхание;

· менять высоту, силу голоса в различном темпе.

· воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

· воспроизводить звуки в заданном темпе;

· воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

· учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.

· Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. (Из книги «Учим говорить особенного ребенка «, Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с.)

Гласные звуки. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно
продолжительными.

ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;

3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

5. различение и воспроизведение ритмов;

6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.

3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

 

Тематическое планирование по фонетической ритмике (34 часа)

№ П/П Дата проведения Тема Содержание Часы Виды работы
  04.09 11.09 Развитие физиологического дыхания Выработка диафрагмального дыхания   Дыхательные упражнения в положении «сидя», «стоя» и т.д.
  18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10   Развитие речевого дыхания Коррекция речевого дыхания, выработка глубокого выдоха   Слитное произношение(на одном выдохе) гласных и согласных звуков, ряда слогов, словосочетаний, предложений и т.д.
  30.10 13.11 20.11 27.11 04.12 Развитие силы голоса Коррекция голосовых реакций   Изменение силы голоса от громкого к тихому и наоборот(в сочетании с движениями и без них, на одном выдохе и с дыханием)
  11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 Развитие ритма движений Развитие чувства ритма, музыкальной памяти, выразительности движений   Бег, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения. Упражнения на произнесение речевого материала в разном ритме (логоритмика).
  29.01 05.02 12.02 26.02 05.03 12.03 Развитие темпа движений,речи Коррекция темпа движений, формирование нормального темпа произношения   Слоговые упражнения, скороговорки, считалки с движениями и без них
  19.03 02.04 09.04 16.04 23.04 30.04 Развитие интонационной выразительности речи Коррекция словесных, логических ударений   Упражнения на повествовательные, восклицательные, вопросительные интонации, выделение голосом слов, важных по смыслу
  07.05 14.05 21.05 Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений) Коррекция слухового внимания, памяти, автоматизация произношения смешиваемых звуков   Запоминание звуковых, слоговых рядов, повторение слогов на смешиваемые звуки, работа со словами- паронимами

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: