Пояснительная записка
Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:
- коррекция неречевых и речевых процессов;
- развивать слуховую, зрительную память, внимание;
- развивать оптико- пространственные представления и навыки;
- развивать статическую и динамическую координацию общих движений;
- развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;
- воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;
- воспитание темпа, ритма дыхания и речи;
- развивать фонетический слух.
Содержание занятий разработано с учётом нарушений психомоторных функций, речевых расстройств, а также возрастных особенностей младших школьников.
Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.
|
Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.
На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.
Название тем в каждом классе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.
Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.
Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.
Фонетическая ритмика помогает ребенку:
· нормализовать речевое дыхание;
· менять высоту, силу голоса в различном темпе.
· воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
· воспроизводить звуки в заданном темпе;
· воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
· учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
· Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. (Из книги «Учим говорить особенного ребенка «, Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с.)
|
Гласные звуки. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно
продолжительными.
ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:
1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
|
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.
Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:
1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
5. различение и воспроизведение ритмов;
6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).
1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.
Тематическое планирование по фонетической ритмике (34 часа)
№ П/П | Дата проведения | Тема | Содержание | Часы | Виды работы |
04.09 11.09 | Развитие физиологического дыхания | Выработка диафрагмального дыхания | Дыхательные упражнения в положении «сидя», «стоя» и т.д. | ||
18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 | Развитие речевого дыхания | Коррекция речевого дыхания, выработка глубокого выдоха | Слитное произношение(на одном выдохе) гласных и согласных звуков, ряда слогов, словосочетаний, предложений и т.д. | ||
30.10 13.11 20.11 27.11 04.12 | Развитие силы голоса | Коррекция голосовых реакций | Изменение силы голоса от громкого к тихому и наоборот(в сочетании с движениями и без них, на одном выдохе и с дыханием) | ||
11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 | Развитие ритма движений | Развитие чувства ритма, музыкальной памяти, выразительности движений | Бег, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения. Упражнения на произнесение речевого материала в разном ритме (логоритмика). | ||
29.01 05.02 12.02 26.02 05.03 12.03 | Развитие темпа движений,речи | Коррекция темпа движений, формирование нормального темпа произношения | Слоговые упражнения, скороговорки, считалки с движениями и без них | ||
19.03 02.04 09.04 16.04 23.04 30.04 | Развитие интонационной выразительности речи | Коррекция словесных, логических ударений | Упражнения на повествовательные, восклицательные, вопросительные интонации, выделение голосом слов, важных по смыслу | ||
07.05 14.05 21.05 | Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений) | Коррекция слухового внимания, памяти, автоматизация произношения смешиваемых звуков | Запоминание звуковых, слоговых рядов, повторение слогов на смешиваемые звуки, работа со словами- паронимами |