Сенсорная репродукция образов




Метод заключается в расслаблении с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом. Сенсорная репродукция образов может использоваться как самостоятельная методика.

При одном из вариантов сеансов субъект сидит в удобной позе и представляет себя в расслабляющей ситуации (например, на прогулке в лесу). При этом внимание акцентируется на правильном дыхании и приятных ощущениях (теплоты, тяжести), возникающих в различных частях тела под воздействием воображаемой ситуации.

Часто техника сенсорной репродукции образов используется в группе с методиками визуализации и медитации. Техника визуализации по своим принципам и механизмам более сходна с идеомоторной тренировкой. Медитация, напротив, более сходна с методом сенсорной репродукции образов: она также характеризуется расслаблением посредством концентрации мысли на образе объекта или явления либо на образе самого себя и своего внутреннего мира, и в ней тоже внимание акцентируется на правильном дыхании. Однако при медитации человек осуществляет более глубокое аутогенное погружение, и в этом состоянии его уровень внушаемости резко повышается.

Аутогенная тренировка

Метод основан на обучении возможностям самовнушения, или аутосуггестии. Самовнушение в данном случае осуществляется через вербальные формулировки — самоприказы. В ходе обучения происходит формирование связей между самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и психофизиологическими процессами в организме. Субъект, прошедший некоторый курс тренировок, может с помощью определённых формул самовнушения вызвать нужные ощущения в теле.

С помощью формул после выхода из аутогенного погружения можно вызывать как состояние расслабления, так и состояние активизации, в зависимости от цели. Обычно применяется фиксированный набор формул, но он может быть индивидуально изменён. Часто навыки, приобретённые в ходе обучения нервно-мышечной релаксации, являются хорошей базой для занятий аутогенной тренировкой. Метод может использоваться как аутотренинг и как гетеротренинг: в первом случае формулы являются «указаниями самому себе», во втором — психолог принимает участие в воздействии.

Существуют разные варианты метода аутогенной тренировки:

Классический вариант аутогенной тренировки (методика И. Г. Шульца). Система представлена шестью стандартными упражнениями АТ, направленными на мышцы, кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. В ходе упражнения происходит фиксация внимания на определённой области тела или органе, повторение формулы (например, «Моя правая рука тяжёлая») и представление желаемых ощущений. Через несколько месяцев тренировки пациент может с помощью определённой фразы вызвать нужное ощущение.

Модификация классического варианта аутогенной тренировки в форме самовоздействия. Эта техника приведена А. И. Некрасовым. В данном варианте тренировки изменены 6 направлений воздействия: тяжесть, тепло, дыхание, сердце, живот, лоб. Для каждого направления применяются по несколько формул, каждая из которых повторяется по несколько раз.

Модификация классического варианта Л. Д. Гиссена. Данный вариант предусматривает две части упражнений: успокаивающая и мобилизационная. Успокаивающая часть содержит 5 групп по 10 формул в каждой, первая группа — вводная. Мобилизационная часть содержит 2 группы: формулы активизации и формулы тонизации.

Аутоофтальмотренинг — методика, разработанная Л. П. Гримаком и А. А. Исраеляном. Она направлена на устранение дефектов зрения, находящихся на ранней стадии развития, и позволяет отсрочить развитие хронического зрительного утомления. Методика подразумевает выполнение особых упражнений, формирующих зрительные образы, работая с которыми, человек улучшает зрительные функции. По Л. П. Гримаку, во время сеанса человек сначала погружается в состояние покоя, потом мысленно накапливает тепло вокруг глаз, затем он представляет себе точку, которую заставляет отдаляться и приближаться, двигаться по разной траектории. Таким образом человек мысленно выполняет гимнастику для глаз. В конце сеанса он выходит из состояния аутогенного погружения. При выполнении упражнений уделяется внимание дыханию и вызываемым ощущениям.

Методика аутогенной тренировки в форме гетеротренинга. Этот вид тренировки подразумевает некоторое участие психолога в саморегуляции пациента. Данная методика обычно применяется во время короткого перерыва в работе. Она состоит из двух основных частей: этапа погружения и этапа выхода из глубоких степеней аутогенного погружения.

Существует большое количество и иных модификаций аутогенной тренировки (например, методы Свядоща, Клейнзорге-Клюмбиес (1966) и др.).


 

Деятельность музыканта-исполнителя имеет многокомпонентный состав. Выделяют перцептивный компонент, связанный с ощущениями и восприятиям музыкального произведения; мнемический, связанный с запоминанием и мысленным воспроизведением музыки, а также исполнительских движений; мыслительный, связанный с созданием идеального (мысленного) музыкального образа, осмысливанием формы музыкального произведения; имажинитивный, связанный с воображением, с сочинением нового музыкального произведения или нового образа в новой интерпретации; двигательный, связанный с игрой на музыкальном инструменте, с непосредственным исполнением музыкального произведения.

Психолого-педагогическое содержание концертно-исполнительской деятельности музыканта опирается на методы психической саморегуляции, направленной на формирование определенных качеств личности и соответствующих профессиональных способностей. В овладении ими нуждаются, прежде всего, исполнители, имеющие высокий уровень тревожности или признаки переутомления нервной системы. Способность к психической саморегуляции требует целенаправленного развития, прежде всего, у тех, кто имеет несформированную структуру личности для коррекции проблемных компонентов (например, излишней застенчивости или скованности в общении и неумения сконцентрировать внимание в нужную минуту, эмоциональной нестабильности и т. д.).

Осуществляя самонастройку непосредственно в процессе концертного выступления, следует учитывать особенности ее структуры и механизмов. В этой связи основное внимание нужно уделять сознательной самонастройке эмоций, являющихся содержанием исполняемой музыки. Важным условием успешной самонастройки музыканта в концертноисполнительской деятельности являются также сценические движения и сценическое перевоплощение. Например, известно, что снятие нервного напряжения достигается за счет регуляции мимической мускулатуры лица.

Сценическое поведение музыканта является воплощением художественного образах психорегуляции. Наиболее продуктивными здесь являются представления, связанные с состояниями творческого вдохновения, сценической уверенности, удовлетворенности удачным концертным выступлением.

Методы формирования психологической готовности исполнителя к концертному выступлению впервые были обоснованы Б. Струве и Б. Токарским еще в 1936 г. Придавая особое значение ранней профилактике эстрадного волнения, авторы предложили способ, названный ими «методикой развития сольноконцертных навыков». Предложенная ими методика включает в себя:

1) подготовительный этап, связанный с формированием положительного отношения к деятельности;

2) этап первых выступлений;

3) этап «стержневых линий развития» на основе психодиагностики поведения исполнителя на эстраде во время первых выступлений;

4) этап психотерапии и психопрофилактики отрицательных форм состояний учеников.

Безусловным достоинством данного исследования является то, что проблема регуляции психических состояний музыкантаисполнителя здесь впервые рассматривается в контексте его личностных качеств, которые должны целенаправленно формироваться в процессе подготовительной психологопедагогической работы. Однако при практической реализации метода образуется своеобразный замкнутый круг: для формирования личностной готовности нужны концертные выступления, которые, в свою очередь, невозможно проводить без личностной готовности.

В связи с этим закономерны неопределенность практических рекомендаций и недостаточное внимание к данной работе в практике обучения исполнителей.

В.И. Петрушин и Л.М. Ганелин предложили принципиально новый путь борьбы с эстрадным волнением – использование метода аутогенной тренировки. Однако и данный метод приносит ожидаемый эффект далеко не во всех случаях. Так, многие исполнители не могут войти в требуемое состояние и прекращают занятия, однако те, кто входит в требуемое состояние, заметно повышают уровень помехоустойчивости и стабильности в концертных выступлениях, благодаря чему возрастает уровень их профессиональных качеств.

Г.П. Овсянкиной обнаружено, что важным психологическим условием психорегуляции является использование таких представлений, которые ассоциируются у исполнителя с явно выраженными эмоциональными состояниями. Накопление таких представлений позволяет в дальнейшем использовать их в процессах психорегуляции. Наиболее продуктивными здесь являются представления, связанные с состояниями творческого вдохновения, сценической уверенности, удовлетворенности удачным концертным выступлением.

Эффективное влияние на психическое состояние исполнителя оказывает и изменение структуры личности путем формирования определенных черт характера. Решение данной задачи обеспечивается, в частности, таким активным методом саморегуляции, как имаготерапия, или, как его чаще называют, имитационные (ролевые, деловые) игры. При использовании техники имаготерапии (имитационных игр) музыканту-исполнителю предлагается играть роль такого человека, каким бы ему хотелось быть, причем играть максимально правдиво, переживая чувства и волнения изображаемого лица. Выбирая подходящего для роли субъекта подражания, необходимо ориентироваться на вокалистов, имеющих высокую концертную надежность, яркий артистизм и прочие качества. При этом нужно учитывать, что все движения человека, его жесты, мимика, интонация речи представляют собой проявления душевного состояния, поэтому определенные жесты, интонация, мимика, поведение и весь облик человека в целом, даже преднамеренные, способны оказывать обратное влияние на его душевное состояние.

В музыкальноисполнительской деятельности свобода художественной мысли, творческий «полет» фантазии, непредубежденность взглядов раскрывают перед исполнителем широкие горизонты музыкального искусства, обеспечивают успех и общественное признание. Но это возможно лишь тогда, когда исполнитель при помощи волевых действий и усилий двигается к поставленной цели, когда он готов к регулированию своих действий и психических состояний в изменяющейся ситуации профессиональной деятельности.


 

Список используемой литературы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://www.elibrary.ru/download/elibrary



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: