Общеразвивающие упражнения - это специальные упражнения, предназначающиеся для развития и укрепления отдельных групп мышц - плечевого пояса, туловища, брюшного пресса и ног. Задачей их является формирование правильной здоровой осанки ребёнка путём развития и укрепления костно-мышечного аппарата и обще физиологического воздействия на его организм.
Особенность этих упражнений заключается в том, что они связаны с деятельностью отдельных, строго ограниченных двигательных центров мозга и каждое из упражнений затрагивает лишь небольшое число движений, необходимых для его выполнения. Поэтому общеразвивающие упражнения носят местный характер со специальной направленностью. Они высшие психомоторные центры, управляющие движениями, совершенствуют взаимосвязанную деятельность первой и второй сигнальных систем и требуют сознательности, произвольности, точности выполнения.
Определённая последовательность, в которой даются общеразвивающие упражнения, направлена на вовлечение всего организма в деятельное состояние, повышение физиологических процессов, способствующих его общей жизнедеятельности.
Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса. Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной клетки, укрепляют диафрагму, всю дыхательную мускулатуру, вызывают глубокое дыхание, укрепляют мышцы спины, выпрямляют позвоночник (способствуя сближению лопаток и уменьшению расстояния между ними).
Вторая группа упражнений - для развития и укрепления брюшного пресса и ног. Они способствуют укреплению мышц живота, которые предохраняют внутренние органы от сотрясения при интенсивных движениях (прыжки, спрыгивания и т.п.). Эти упражнения развивают мышцы ног и свода стопы, препятствуют застою крови в венозных сосудах (хлопок о колено, полуприседания, приседания и т.д.).
|
Третья группа упражнений - для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Эти упражнения влияют на формирование здоровой осанки и содействуют развитию гибкости позвоночника при наклонах туловища вперёд и стороны, а также при поворотах вправо, влево и вращении туловища. У ребёнка вследствие имеющихся возрастных особенностей в строении грудной клетки нет большого размаха дыхательных движений, дыхание поверхностно, неглубоко.
В процессе интенсивных физических упражнений появляется большая потребность в кислороде; ребёнок начинает глубоко дышать, вбирая свежий воздух и ощущая в то же время необходимость освободиться от вырабатываемой в организме углекислоты, что создаёт необходимость выдоха.
Упражнения регулируют и усиливают дыхание, содействуют развитию и подвижности грудной клетки, увеличивают жизненную емкость лёгких, улучшают состав крови благодаря притоку кислорода и питательных веществ.
Путём регулярных упражнений дыхание ребёнка поддаётся воспитанию вследствие того, что дыхательные центры подчиняются нервной системе.
Систематические физические упражнения выбирают необходимые условно рефлекторные связи и постепенно приучают детей к регулярному вдоху и выдоху, стерео типизируя этот процесс.
Поэтому при выполнении всех упражнений важную роль играет правильное дыхание ребёнка. Оно заключается в полноценном интенсивном по глубине вдохе и в постепенном умеренном выдохе, фиксируемом произнесением звуков.
|
Тренеру необходимо ясно представлять в каждом отдельном упражнении моменты правильного вдоха и выдоха. Вдох в упражнениях, развивающих мышцы ключевого пояса, всегда совпадает с расширением грудной клетки при разведении рук в стороны, отведении их назад, поднимании вверх; выдох связан с сужением её при опускании рук вниз, проведением их вперёд, хлопком перед собой.
Общеразвивающие упражнения выполняются детьми большей частью обручами, лентами, шнурами, шестами, шарами и т.п. Кроме того, на предметах - гимнастической стенке, скамейке, стульях, бревне; у предметов - гимнастическая стенка, стена. Различные предметы позволяют многократно повторить одни и те же полезные для детей упражнения, поддерживая к ним интерес.
Они способствуют формированию правильной осанки, не надоедая детям и не утомляя их однообразием. Кроме того, предмет содействует большей конкретности задания, он делает движения более точными.
Многократное повторение упражнения с предметом помогает выработать правильный мышечный тонус, сохраняющийся и в дальнейшем при выполнении упражнения без предмета.
Общеразвивающие упражнение - это своеобразная "азбука" движений.
С их помощью формируется базовая координация движений, развиваются двигательные качества, создаются предпосылки для освоения техники более сложных упражнений, прививаются основы эстетики движений. Общеразвивающие упражнения составляют основу содержания занятий с детьми.
|
Таким образом, общеразвивающие упражнения, используемые одновременно, оказывают всестороннее укрепляющее воздействие на организм ребёнка. Выполнение общеразвивающих упражнений, требующих точности, четкости, определённой расчленённости и в то же время целостности, способствует воспитанию внимания, воли, целенаправленности, тормозных реакций, умения согласовать свои движения с действиями и движениями всего коллектива детей.
2. Терминология общеразвивающих упражнений
Исходные положения - положения, из которых начинаются упражнения:
Стойки - основная (соответствует строевой стойке), узкая ноги врозь, ноги врозь, широкая ноги врозь, скрестно правой (левой), ноги врозь правой (левой), на правом (левом) колене, на коленях.
Седы - положения сидя на полу или на снаряде. Существуют: сед, сед «углом», согнувшись, с захватом, на пятках, на пятках с наклоном.
Присед - положение занимающихся на согнутых ногах: полу присед, полу присед с наклоном, присед на правой (левой).
Выпад - положение или движение с выставлением ноги в различных направлениях с одновременным ее сгибанием: наклонный выпад, вправо (влево) с наклоном, глубокий.
Упоры - положение занимающегося, при котором плечи находятся выше точек опоры. Существуют: упор присев, упор на левом (правом) колене, стоя согнувшись, лежа, лежа сзади, лежа на бедрах, на правом колене боком, упор присев на правой и др.
Общеразвивающие упражнения
Основная стойка | Узкая стойка ноги врозь | Ноги врозь, руки на поясе | Широкая стойка, ноги врозь, руки на поясе | |
Стойка скрестно правой, руки на поясе | Стойка ноги врозь правой, руки на поясе | Стойка на правом колене, руки на поясе | Стойка на коленях, руки на поясе | |
Правая в сторону на носок | Правая в сторону вниз | Правая в сторону | Правая в сторону вверх | |
Правая вперед-вниз | Левая вперед на носок | Правая вперед, руки на поясе | Правая вперед-вверх, руки на поясе | |
Сед | Сед углом | Сед согнувшись | Сед с захватом | Сед на пятках, руки на поясе | |
Сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх | Присед, руки на поясе | Полуприсед, руки вперед | Круглый присед | |
Полуприсед наклонный, руки вперед | Полуприсед наклонный - «старт пловца» | Присед на левой, руки вперед | Выпад левой, руки на поясе | |
Наклонный выпад вправо, руки вверх | Выпад с наклоном, руки скрестно | Глубокий выпад, руки назад | Выпад левой вправо, руки в стороны | |
Упор присев | Упор на левом колене | Упор стоя согнувшись | Упор лежа | |
Упор лежа на бедрах | Упор на правом колене боком | Упор присев на правой | |
Руки вниз | Руки вперед | Руки вверх | Руки в стороны | |
Руки назад | Руки вперед к низу | Руки вперед вверх | Руки вниз-наружу | |
Руки вверх-наружу | Руки на поясе | Руки к плечам | Руки на голову | |
Руки за голову | Согнутые руки в стороны | Согнутые руки вперед | Согнутые руки назад | |
Наклон вперед | Наклон прогнувшись, руки в стороны | Наклон назад касаясь | Наклон в широкой стойке, руки в стороны | |
Наклон с захватом | Равновесие на правой, руки в стороны | Боковое равновесие | Заднее равновесие | |
Фронтальное равновесие, руки в стороны | Равновесие с захватом | Равновесие с захватом шпагатом | |
Равновесие кольцом | Равновесие на локте | Крестообразное равновесие | |
Палку вниз | Палку на грудь | Палку вверх | Палку к плечу | |
С палкой вольно | Палку на голову вправо | Палку на грудь концом вверх | Правую в сторону, палку вверх | |
3. Методика обучения общеразвивающим упражнениям, требование к составлению комплексов
Цель и смысл методики руководства - обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики тренерских задач.
Вместе с тем руководящие условия тренера концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:
1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений.
2. Раздача пособий.
3. Способы подачи упражнений.
4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.
Обучение ОРУ ведется в соответствии с дидактическими принципами сознательности и активности, доступности, наглядности, системности. В зависимости от контингента занимающихся и решаемых задач используются разнообразные организационные формы и приемы проведения упражнений.
Простейшие упражнения, с которых следует начинать обучение, строятся на изолированных движениях и их сочетаниях. В дальнейшем, по мере совершенствования двигательной функции, упражнения усложняются путем подключения различных совмещенных движений.
В методике выполнения ОРУ можно выделить следующие группы предметов:
1) Приемы, направленные на целесообразность размещение группы для выполнения упражнений.
2) Приемы обучения упражнению, создания представлений о нем.
3) Приемы непосредственного проведения упражнения (подача команд для начала и окончания упражнения, подсчет).
4) Приемы исправления ошибок.
5) Приемы активизации внимания при выполнении упражнений.
Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Тренер должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому тренер должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, тренер становиться вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того чтобы все дети хорошо видели лицо тренера, он должен периодически перемещаться по кругу.