Узлы крепления вант и кабелей к балкам жесткости и пилонам




Лекция 1 (4).

Особенности конструкций висячих и вантовых мостов.

Узлы крепления вант и кабелей к балкам жесткости и пилонам

 

Конструкция крепления вант к балке жесткости

Узлы крепления вант к стальным балкам

 

Ванты к балкам жесткости жела­тельно закреплять так, чтобы пере­дача усилий от ванты не вызывала больших местных напряжений. Поэ­тому, если ванта состоит из значитель­ного числа канатов, их разводят в продольной плоскости расположения ванты, а иногда и в поперечной пло­скости. Каждый канат, снабженный анкером, имеет свое опирание. В мно­говантовых системах ванта часто со­стоит из одного каната; в современных вантовых мостах встречаются ван­ты из каната с разрывным усилием до 15 МН.

Для коробчатых стальных балок жесткости удобно прикреплять ванты к продольным стенкам коробки через поперечные балки - траверсы, меж­ду которыми проходят канаты ванты. Анкера канатов опираются на пояса траверс. Этот тип конструкции ха­рактерен для прикрепления вант к раздельным коробчатым балкам же­сткости или при общих коробчатых балках в случае расположения вант в одной вертикальной плоскости.

Если ванты располагаются в двух плоскостях и прикрепляются по краям коробки, то канаты могут опираться на кронштейны, приваренные к бо­ковым вертикальным или слегка на­клонным листам коробки. В этом случае в местах прикрепления вант необходима поперечная конструкция в виде сплошной или сквозной диаф­рагмы, имеющей достаточную жест­кость при изгибе в поперечном на­правлении.

Анкера вант опирают на кронштей­ны или траверсы с помощью специаль­ных башмаков, иногда имеющих сфе­рические шайбы для обеспечения цент­ральной передачи усилия. Точно регулируют длину каната пу­тем изменения толщины шайб, обыч­но состоящих из двух половин, укла­дываемых под анкер каната, или с по­мощью муфт, навинчиваемых на ан­кер, который в этом случае должен иметь наружную резьбу. Желательно обеспечить возможность подтяжки вантов при монтаже, а также замену отдельных канатов в случае их пов­реждения. Однако это требование в построенных крупных вантовых мо­стах не всегда выполняется.

Рассмотрим характерные примеры конструкции узлов при­крепления вант к балкам жесткости.

На мосту через р. Днепр в Киеве балка жесткости коробчатая, раздель­ная. Ванты расположены в наклонных плоскостях и состоят из канатов с 91 параллельной проволо­кой диаметром 5 мм. Число канатов в ванте от 23 до 31.

Ванты прикреплены к стальной бал­ке жесткости (рис. 8.1) с помощью дополнительной продольной стенки 6,поставленной внутри коробки на рас­стоянии 2,14 м от наружной основной стенки 5. Между этими стенками рас­положены поперечные балки - тра­версы 4. Траверсы двутаврового сече­ния сварные прикреплены к стенкам 5 и 6 спомощью уголков сечением 200×200×20 мм высокопрочными бол­тами. На траверсы оперты анкеры 9 канатов, образующих ванту. Ванты в продольной плоскости имеют различные углы наклона. На протяже­нии каждой ванты канаты 3 идут параллельно; начиная от стяжки 1 до сепаратора 2 они разведены под не­большим углом к оси ванты; затем от сепаратора до мест опирания на тра­версы углы меняются. Траверсы рас­положены веерообразно. Наклон ван­ты в поперечной плоскости обеспечи­вается переменной высотой сечения траверс. Для прохода ванты в верх­нем горизонтальном листе имеется вырез.

 

Рис 8.1. Крепление вант к балке жёсткости на мосту через р. Днепр

 

Канаты проходят между траверса­ми и опираются на них своими анке­рами через башмаки 8 и шайбы 7. Шайбы состоят из двух половин, их подкладывают под анкеры после за­ведения канатов между траверсами.

На мосту Кёльбранд (ФРГ) балка жесткости общая коробчатая. Применена многовантовая система с рас­стоянием между точками прикрепле­ния вант около 16 м. Ванты закрытого типа расположены в двух наклонных плоскостях. Каждая ванта состоит из одного каната диаметром от 54 до 110 мм с разрывающим усилием от 3,17 до 13,15 МН.

Канаты прикреплены к балке же­сткости (рис. 8.2) с помощью крон­штейнов 2,приваренных к стальным коробкам на концах консолей балки жесткости. Поскольку силы, передаю­щиеся на балку жесткости, довольно значительны, потребовалось усиле­ние ее сечения. Так, толщина наклон­ных стенок увеличена на протяжении 2 м до 52 мм, поставлены дополнитель­ные ребра жесткости. Кроме того поставлены тяги 6 из полосовой сталисечением от 300×26 до 400×60 мм. Коробки для прикрепления вант со­стоят из листов, имеющих полукруг­лое очертание; наружный лист 5 имеет толщину 50 мм, к нему прива­рен кронштейн 2 опирания ванты 3. Наружный лист вваривается взамен листа толщиной 10 мм, окаймляющего консоль балки жесткости. В состав опорной коробки входят также лист 1, параллельный наружному и имеющий то же очертание, а также лист 4,изогнутый по окружности. Внутрь коробки вварен лист тяги. Конструк­ция коробки такова, чтобы при изме­нении наклона вант нужно было бы изменять только угол приварки крон­штейнов, остальные детали не ме­няются.

На мосту Фли через р. Рейн в Дюссельдорфе ванты расположены в одной срединной пло­скости. Коробчатая балка жесткости имеет пять полостей; ванты закрепле­ны в средней полости между двумя продольными стенками, отстоящими друг от друга на 4 м. Наиболее мощ­ная ванта состоит из шести закрытых канатов диаметром 111 мм с разры­вающим усилием 13,39 МН для каж­дого. Канаты расположены парал­лельно на расстояниях 600 мм между осями.

Для прикрепления канатов 1 к бал­ке жесткости (рис. 8.3) служат попе­речные траверсы 5, приваренные к торцевым листам 4. Эти листы при­соединены к вертикальным стенкам коробки высокопрочными фрикционными болтами 8. Канаты ванты расположены в двух вертикальных пло­скостях по три в каждой. Каждый канат проходит через стальную на­клонную трубу 9,вваренную в верх­ний горизонтальный лист коробки, и опирается на поперечные траверсы через опорные муфты 7, имеющие резь­бу и навинченные на анкер 6 каната. Большое внимание уделено защите мест прикрепления вант от корро­зии. На трубы надеты уплотнительные манжеты 2,препятствующие попаданию воды в трубы. Поперечные траверсы и торцевые листы оцинко­ваны. Для гашения собственных ко­лебаний канатов в трубах помещены специальные опоры 3.

 

Рис 8.2. Крепление вант к балке жёсткости на мосту Кёльбранд

 

Рис 8.3. Крепление вант к балке жёсткости на мосту Фли

 

 

Узлы крепления вант к железобетонной балке жесткости

 

Надежность работы железобетон­ных мостов на монтаже и эксплуата­ции во многом определяется надеж­ностью и технологичностью конструк­ций узлов крепления вант к балке жесткости. Поэтому нужно стремить­ся к тому, чтобы конструктивные эле­менты таких узлов обеспечи­вали: 1) достаточно ясную и эконо­мную статическую схему передачи усилия от ванты на балку жесткости; 2) компактность; 3) технологичность при изготовлении, а также в процессе натяжения, регулирования и закреп­ления вант; 4) по размерам и весу соответствовали современным спосо­бам монтажа.

Условия передачи усилий весьма разнообразны - они зависят от мно­гочисленных факторов, главные из ко­торых: 1) конструкция балки жест­кости; 2) пространственное положение вантовых ферм относительно несущих элементов балки жесткости; 3) спо­соб монтажа вантовых систем.

Разнообразием этих факторов и можно объяснить большое разнообра­зие конструктивных решений узло­вых элементов как по размерам, так и по характеру передачи на балку жесткости усилий в вантах. Соответ­ственно и конструктивные формы пе­редаточных элементов вантовых мостов должны быть в каждом случае приспособлены к таким условиям пе­редачи сил.

Эффективный анализ многообразия этих конструктивных элементов и вы­бор правильных путей оптимального проектирования возможен или мо­жет быть облегчен на основе груп­пировки или классификации узловых конструкций по характерным приз­накам передачи сил от вантов на кон­струкцию балки жесткости.

По характеру передачи усилий от вант на балку жестко­сти узловые конструкции представ­ляется целесообразным разделить на четыре больших класса (рис. 8.4).

 

Рис 8.4. Узловые конструкции

 

Класс А - конструкции, в ко­торых плоскости вант 1 совпадают с осями главных балок 2. В этом слу­чае усилия от вант передаются на стенки главных балок 3 через короткие и жесткие передаточные элемен­ты 4,которые размещены внутри главных балок. Конструкция и раз­меры таких элементов (типа балок-стенок) определяются главным образом работой их на срез в местах со­пряжения диафрагм со стенками кон­струкций главных балок.

Класс Б - конструкции, в ко­торых плоскости вант 1 совпадают с плоскостями стенок балки жестко­сти. В узлах этого класса отпадает не­обходимость в поперечных передаточ­ных элементах - концентрированное усилие 5 от ванты передается на бал­ку жесткости непосредственно через продольные элементы (стенки) са­мой конструкции. Размеры этих элементов определяются в основном надежностью работы бетона в местах крепления вант.

Класс В - конструкции, в ко­торых расположение плоскостей вант 1 не совпадает с плоскостями стенок 2 и осями 6 главных балок жесткости. Здесь передача сосредоточенного уси­лия 5 от вант на балку жесткости воз­можна через поперечный передаточ­ный элемент - достаточно жесткую изгибаемую балку-диафрагму 4.

Класс Г - в аналогичных ус­ловиях классу В концентрированные усилия 5 на балку жесткости пере­даются с помощью распределитель­ных ферм 7, выполняющих роль сплошных поперечных балок в конст­рукциях класса В.

К каждому классу (А - Г) узло­вых конструкций можно отнести мно­жество эксплуатируемых и запроек­тированных решений. Различие меж­ду ними (в пределах каждого класса) обусловливается главным образом тре­мя силовыми и конструктивными пара­метрами: 1) максимальным усилием в растянутых элементах - вантах; 2) числом и расположением плоскостей вантовых ферм; 3) массой и габарит­ными размерами узловых монтажных блоков.

Усилия в вантах - силовая харак­теристика основных конструктивных и технологических параметров ванто­вых систем. Поэтому узловые конструкции объединены по несущей спо­собности независимо от их принад­лежности к определенным классам. Конструкции узловых элементов класса А (рис. 8.5) привлекают к себе высокой надежностью восприятия концентрированных усилий от вант, достаточно ясной схемой пере­дачи этих усилий на балку жестко­сти, а также малым весом и габаритными размерами узлового блока. Ха­рактерными примерами возможно­стей применения узлов класса А в эксплуатируемых мостах с раз­личной концентрацией усилий в ван­тах могут служить вантовый мост через р Днепр в Киеве, мост Корриентес через р. Парана, мост через р. Ваал в Голландии и др.

 

Рис 8.5. Конструкции узловых элементов класса А

 

В мосту через р. Днепр передача усилия от ванты 1 на балку жестко­сти реализуется через анкерные диаф­рагмы 2 грушевидной формы, разме­щенные внутри главных балок (см. рис. 8.5, а). Поперечное сечение передаточного элемента определяется из условий сопротивления диафраг­мы срезу хомутами-пучками. Та­кая форма и ее размеры создают благоприятные условия для ар­мирования и бетонирования рас­порки. Уменьшению концентрации напряжений в местах передачи уси­лий от диафрагмы на вертикальные стенки балки способствуют вуты, устроенные в сопряжениях этих эле­ментов. Для пропусков канатов вант в П-образных главных балках пре­дусмотрены окна; допущенное при этом ослабление сечения главных ба­лок компенсируется утолщением вер­тикальных стенок.

Канаты, образующие ванты, крепят с помощью хомутов 3 из низколеги­рованной стали, охватывающих грушевидную железобетонную распор­ку 2.

Закрепление канатов возможно не­посредственно на бетон конструкции, если пропустить их через устроен­ные в диафрагме каналы (см. рис. 8.5, б).

Решение узла крепления ванты к главным балкам для моста Корриен­тес через р. Парану (см. рис. 8.5, в)- наиболее характерный и удачный пример передачи сосредоточенного усилия на балку жесткости подобной конструкции. Рассредоточение уси­лий в вантах распределением внутренних и крайних вант соответ­ственно на 4 и 6 канатов позволило свести к минимуму размеры попереч­ной балки диафрагмы и разместить наклонный передаточный элемент пря­моугольного сечения в пределах одного монтажного блока длиной 2-2,5 м. В свою очередь опирание каната на стальную плиту 4 и передача усилия от стальных тяжей 5 на бетон путем закрепления их гайками расширяет фронт передачи усилия на конструк­цию, что благоприятствует работе бал­ки диафрагмы под нагрузками, а так­же облегчает технологию регулирова­ния усилий в системе на монтаже и эксплуатации.

Усилия в вантах регулируют на­тяжением ванты 1 домкратом с по­следующим фиксированием положе­ния каната гайками.

Расположение вантовых ферм не по оси балок коробчатого сечения как, например, на мосту через р. Ваал в Голландии, а также необходимость передачи больших концентрирован­ных усилий (порядка 50-25 МН со­ответственно в крайней и ближней вантах) приводит к ощутимым кру­тильным деформациям балки жест­кости. Эта особенность усложняет условия передачи усилий от вант 1 на балку жесткости 2 (рис. 8.6) и вынуждает идти на устройство мощ­ных предварительно напряженных поперечных элементов 3.

 

Рис 8.6. Крепление вант к балке жёсткости на мосту через р. Ваал

Рис 8.7. Узловая конструкция крепления ванты

 

Ввиду больших скалывающих уси­лий, возникающих в местах сопряжения наклонной диафрагмы 3 с эле­ментами балки жесткости, конструк­ция этого передаточного элемента усилена вертикальными диафрагма­ми 4,т.е. создан эффект ярусной передачи вертикальной и горизонталь­ной составляющих усилий в вантах на балку жесткости.

Для классов А узловых кон­струкций представляет интерес предложение, которое позволяет уменьшить размеры узловых блоков и снизить расход бетона на элемен­ты узла крепления ванты к балке жесткости.

Результат достигается тем, что узел крепления (рис. 8.7) ванты к коробчатой балке 2 содержит ан­керную плиту 3 и закрепленные на канатах 4 анкеры 1.

При этом анкерная плита в зоне размещения анкеров имеет выпук­лую криволинейную поверхность и жестко укреплена по периметру на на балке жесткости 2.

Такая форма анкерной плиты соз­дает «арочный эффект», что лучшим образом вовлекает верхнюю и ниж­нюю плиты коробчатой балки жест­кости в восприятие усилий от вант, разгружая зоны контакта анкер­ной плиты со стенками от касатель­ных напряжений высокой концент­рации.

На поверхности анкерной плиты 3 может быть укреплено ребро 5,жестко соединенное элементами, об­разующими балку жесткости. Ребро дает возможность уменьшить раз­меры анкерной плиты 3 и повысить несущую способность узла крепле­ния ванты.

Анкерную плиту есть смысл де­лать переменной толщины, увеличи­вающейся к поясам коробчатой бал­ки жесткости, что улучшает условия перерезывающих сил в зонах креп­ления анкерной плиты к балке восприятия плитой значительных жесткости.

Непосредственное закрепление ка­натов вант в стенках коробчатых балок жесткости по классу Б воз­можно при совпадении осей вантовых ферм с осями стенок, балки жесткости 2 (рис. 8.8). При таком расположе­нии вантовых ферм концентрирован­ное усилие в вантах можно рассредо­точить подлине продольного элемента, располагая веером канаты, из кото­рых формируется ванта 1. Закрепляет­ся каждый канат достаточно просто на специально устроенных площад­ках или приливах 3. Все это снижает концентрацию напряжений в местах анкеровки ванты к балке жесткости и позволяет достаточно равномерно пе­редать усилие от вант на балку жест­кости.

 

Рис 8.8. Закрепление ка­натов вант в стенках коробчатых балок жесткости по классу Б

 

Отсутствие каких-либо передаточ­ных элементов, работающих на срез или изгиб, делают узлы класса Б более экономными. При уз­лах такого рода нужно прежде всего следить за тем, чтобы надежность бе­тона в местах передачи концентриро­ванных усилий от анкера каждого каната на балку жесткости была до­статочно высокой, не забывая при этом и технологические требования - размер и масса сборного блока с узло­выми закреплениями не должны пре­вышать возможностей монтажных средств. Подобный подход к передаче усилий на балку жесткости реализо­ван Укрпроектстальконструкцией при проектировании в 1965 г. вантового пролетного строения из унифи­цированных стандартных блоков ко­робчатого сечения (рис. 8.9).

 

Рис 8.9. Узлы класса Б без передаточных элементов

 

Канаты вант 1 протягиваются вместе с анке­рами 3 через специально устроенные стальные трубы в крайних стенках 2 закрепляются на приливах с помощью вилкообразных шайб Стенки балки жесткости в местах ослабления утол­щают.

Конструкция, размеры и масса уз­лового блока близки к параметрам стандартных блоков балки жесткости, а технология натяжения канатов вант - к технологии натяжения пуч­ковой напряженной арматуры. Эти качества также открывают большие возможности эффективного использо­вания монтажа внавес.

Однако наряду с очевидными пре­имуществами такого рода решения форма коробчатого блока становится громоздкой с чрезвычайно развитыми поясами, избыточными по условиям восприятия моментов. Кроме того, возникают известные трудности по транспортировке и монтажу. К недо­статкам конструкции балки жестко­сти нужно отнести большую строи­тельную высоту, необходимость в спе­циальных устройствах, защищающих ванты от наезда транспортных средств, а также необходимость уширения опор для закрепления стоек пилона.

В узловых конструкциях клас­са. В плоскости вант не совпадают с продольными элементами балки же­сткости. Передача сосредоточенного усилия в вантах на все сечение балки жесткости возможна только через из­гибаемые поперечные анкерные балки-диафрагмы.

Широкое применение мощных по­перечных элементов для передачи уси­лий во многом обусловлено конструк­тивными особенностями и технологи­ей возведения по системе Моранди ряда вантовых мостов: 1) концентрацией усилий в мощных растянутых элементах - вантах; 2) большими панелями вантовых систем; 3) принятым способом производства работ - укладкой монолитного бетона на под­мостях. В значительной мере эти особенности и предопределили способ передачи распора вант на балку жесткости.

Совпадение силовой плоскости вант с главной осью поперечной анкерной особенно при усилиях более 20 МН позволяет лучшим и наиболее надежным способом передать усилия от вант на балку жесткости - изгибная жесткость и плоскость среза сече­ния консоли анкерной балки в местах сопряжения со стенками коробки бал­ки жесткости при этом максимальны. Исключение из совместной работы с передаточным элементом верхней плиты балки жесткости, например на мосту через оз. Маракайбо в Венесуэле, а также выбор простей­шей формы сечения консоли анкер­ной поперечной балки (прямоуголь­ное сечение размером 6,5×20 м) весьма удачно. Четкое разделение функции поперечной балки от сов­местной работы с балкой жесткости позволяет лучше представить работу элементов узла и надежно прогнозировать напряжённо-деформированное состояние как в поперечной балке, так и в балке жёсткости.

Большие габариты и масса элемен­тов затрудняют использование сов­ременных методов монтажа пролетно­го строения. Если рассредоточить уси­лия в поддерживающих балку жест­кости вантах большим числом растянутых элементов, то открывается возможность отказаться от мощных наклонных поперечных балок-диафрагм (рис. 8.10) и заменить их менее мощ­ными малогабаритными и легкими вер­тикальными диафрагмами. Такие диафрагмы компактны, обладают бесспорными технологическими преимуществами при изготовлении и универсальностью при различных способах монтажа. Следует обратить внимание на еще одно досто­инство поперечных балок с вертикальным ребром - верхняя плита балки жесткости органически вклю­чается в совместную работу на изгиб с поперечным ребром.

Такая конструкция была признана наиболее удачной для строительства вантового железобетонного пролетно­го строения моста через р. Дон у с. Белогорье.

 

Рис 8.10. Конструкция железобетонного пролетно­го строения моста через р. Дон

 

Удачное сочетание конструктивных индустриальных форм изготовления и монтажа осуществлено при сооруже­нии вантового железобетонного моста через Дунайский канал вблизи г. Вены в Австрии, построенного в 1976 г. Схема вантового моста, конструк­ция балки жесткости, узлы крепления вант во многом определены ориги­нальным методом возведения мо­ста - сборка симметричных половин системы (пилона, вант, балки жесткости) на берегу с последую­щим поворотом готовой конструкции на временной опоре в проектное положение. В качестве пе­редаточного элемента была использо­вана полая поперечная балка короб­чатого сечения 1 (рис. 8.11).

Разде­ление ванты по фасаду на отдельные канаты расширяет фронт передачи усилия от вант по длине балки жест­кости и унифицирует закрепление ка­натов на металлических закладных частях 2. Сопряжение наклонной плиты 3 с вертикальной стенкой 5 и верх­ней плитой улучшает условия рас­пределения продольного усилия на бетон балки жесткости и значительно облегчает передачу поперечными преднапряженными ребрами 4 передаточного элемента вертикальной состав­ляющей на стенки коробки. В местах непосредственной передачи концент­рированного усилия сечение балки жесткости увеличено, что обеспечи­вает надежную работу узла крепле­ния вант к балке жесткости.

 

Рис 8.11. Конструкция балки пролётного строения железобетонного моста через Дунайский канал

 

В многовантовых системах удается значительно упростить конструкцию узлов крепления ванты к балке же­сткости, сделать их повторяемыми. Заслуживают внимания конструктив­ные особенности узла крепления ван­ты к балке жесткости моста через р. Колумбия в штате Вашингтон (США). Максимальные усилия в ван­тах на монтаже железобетон­ного пролетного строения (рис. 8.12) и в эксплуатации невелики и находятся в интервале 6,07-2,24 МН. Появляется возможность изготавливать ванту из одного каната и унифицировать по всей длине моста анкеровку.

 

Рис 8.12. Конструкция узла крепления ван­ты к балке жесткости моста через р. Колумбия

 

Ванты закрепляют по продольным кромкам (свесам) балки жесткости.

В местах непосредственной передачи концентрированного усилия предус­мотрено утолщение 2 верхней плиты. Ванту 1 протягивают вместе с анкер­ным стаканом 3 через стальную тру­бу 4 (см. рис. 3.15) и закрепляют на специально устроенный прилив, имеющий упор снизу. Верх стальной трубы загерметизирован неопреновой подушкой, которая выполняет две функции - способствует тому, чтобы изменение угла между верхним строе­нием и кабелем не вызывало изгибных напряжений в голове кабеля, а также амортизирует колебания ван­ты. Крайние жесткие коробки треу­гольного сечения, образованные со­пряжением верхней плиты, продоль­ных ребер с наклонными плитами хорошо распределяют продольную со­ставляющую усилия в кабеле в виде нормальной силы на общее попереч­ное сечение балки жесткости.

Преднапряжение каждой попереч­ной балки главного пролета этого мо­ста и наклонной плиты в месте анкеровки ванты к балке жесткости силой пучка 2,25 МН и 1,0 МН (см. рис. 3.15) позволяет восприни­мать вертикальную составляющую без установки мощных балок-диафрагм. Для более равно­мерной передачи концентрированного усилия непосредственно на конструк­цию лишь часть усилия в ванте пере­дается на бетон, а остальная часть на стальную трубу и через приваренные заделочные кольца на бетон. Распре­деление усилий в элементах узла зависит от соотношения жесткости бетон-сталь в области передачи силы и меняется с течением времени вслед­ствие ползучести бетона.

Представляются перспективными конструкции узловых элементов, в которых крепление ванты к балке же­сткости, а следовательно, и передача усилий вант осуществляется через распределительные элементы в виде железобетонных ферм (класс Г). Такие фермы (рис. 8.13) использованы в вантовом мосту Бротонн через р. Сена во Франции. Этим решением удалось тяжелые сплошные поперечные балки-диаф­рагмы заменить сквозными конструк­циями, повысить сборность конструк­ции узлов крепления ванты к балке жесткости и обеспечить тем самым эффективное распределение материала в сечении передаточного элемента, не изменяя геометрии основных бло­ков балки жесткости.

 

Рис 8.13. Узлы крепления вант в вантовом мосту Бротонн через р. Сена

 

Успех реализации оригинальной конструкции узла крепления ванты к балке жесткости во многом обуслов­лен небольшими усилиями 5,0-2,8 МН в 42 вантах, лежащих в одной плоскости, а также технологическими особенностями монтажа моста. Па­раллельное расположение вант поз­волило полностью унифицировать анкеровку кабеля в балке жесткости. При этом продольная составляющая усилия в ванте 2 передается на балку жесткости через верхнюю плиту 1, а вертикальная - на наклонные стен­ки 3 через растянутые предваритель­но напряженные железобетонные рас­косы 4 под углом 45° к вертикали.

В местах непосредственной переда­чи концентрированного усилия предусмотрено утолщение верхней пли­ты 4. Геометрия приливов проста и удобна для закрепления оголовка ван­ты и необходимой напрягаемой арма­туры 5 в растянутых раскосах, расположенных внутри коробки.

Растягивающие усилия, возникаю­щие в верхней плите в поперечном на­правлении, воспринимаются напря­гаемой арматурой.

Можно использовать распредели­тельные конструкции для передачи усилия с вантовых ферм на двухкоробчатую балку жесткости. Совмест­ная работа элементов конструкции балки жесткости с распределительной фермой позволит достаточно просто и надежно передавать на пролетное стро­ение от вант значительное усилие - до 10,27 МН.

В конструкции моста Бротонн усилие от ванты 2 передает­ся через наклонные раскосы 4 на узлы, размещенные под плитой коро­бок. Продольная составляющая этого усилия воспринимается непосредст­венно бетоном балки жесткости, а вер­тикальная и поперечная - распре­делительной конструкцией, располо­женной в плоскости их действия, и элементами балки жесткости.

Растянутые элементы распредели­тельной конструкции узла крепления армируются напрягаемыми пучками 5.

 

Конструкция узлов крепления кабеля к подвескам и подвесок к балке жесткости

 

В ноябре 1966 г. было закончено строительство моста Эльфсборг в Гётеборге (Швеция), имеющего один пролет 417,5 м. Кабель собран из 170 отдельных канатов, обжатых общим хомутом (рис. 8.14).

Подобные хомуты устанавливают и на канатах, состоящих из отдельных проволок. Хомуты располагают на одинаковом расстоянии друг от друга и используют для прикрепления подвесок к цепи. Хомуты на цепи удерживаются только трением. Для этого при их установке две половинки хомута предварительно обжимают специальными домкратами, а затем стягивают болтами.

На рис. 8.14 видны эти болты на верху и внизу хомутов и закрепление подвески, состоящей из четырех ветвей.

Для этого хомуты имеют вверху желобки, в которые уложены тросовые ветви подвески. Подвеска в дан­ном случае состоит из 4 ветвей.

 

Рис. 8.14. Узлы крепления кабеля к подвескам

 

Другой вариант прикрепления к хомуту подвески из круглой стали показан на рис. 8.15. Подвеска имеет на конце проушину, которая надета на болт 1. Между половинками хомута наверху и внизу оставлены небольшие просветы, необходимые для того, чтобы при обжатии кабеля эти полов не упирались друг в друга и не препятствовали обжатию. Такие просветы имеются и у хомутов (см. рис. 8.14), но они не видны.

 

Рис. 8.15. Узлы крепления кабеля к хомуту подвески из круглой стали

 

На рис. 8.16 показан узел соединения подвески с кабелем из пяти готовых крученых тросов. Для присоединения подвески в узле устроена небольшая коробка из двух швеллеров и горизонтального листа. На пропущенный через стенки швеллеров болт надета подвеска 2. Каждая из пяти ветвей цепи притянута к коробке двум хомутами из круглого железа. Между тросом и горизонтальным листом коробки зажаты прокладки 3, имеющие в каждом узле свои размеры, обеспечивающие плотное зажатие их между тросом и листом.

Несмотря на то, что цепь имеет пять ветвей, прикрепление к ней подвески осуществляется без рычагов. Это значительно упрощает конструкцию прикрепления подвесок, однако не гарантирует точного распределения нагрузки на цепь между пятью ее ветвями.

 

Рис. 8.16. Крепление подвески к тросовому кабелю

 

Рассматривая вопрос о конструкции, необходимо остановиться на упругих свойствах проволочных ка­натов, так как они неразрывно связаны с конструкцией.

Концы тросов заводского изготовления обрабатывают следующим образом. Конец вставляют в конический стакан и на участке, несколько большем длины стакана, рас­плетают. Концы проволок загибают в виде крючков, и пучок втягивают в коническую полость стакана. После этого стакан устанавливают вертикально (рис. 8.17, а) и полость его заливают сплавом из олова, сурьмы и свинца.

Если иметь снаружи нарезку (см. рис. 8.17, а), два каната можно соединять друг с другом при помощи муфты с внутренней нарезкой (рис. 8.17, б). Наконечники могут иметь и другие формы, показанные на рис. 8.17, в, г. Первый из них имеет петлю, которую можно надевать на болт, пропущенный через две фасонки, расположенные на расстоянии b друг от друга. Второй имеет две щеки, сквозь которые может быть пропущена чека.

Наконечник можно надеть на лист толщиной b,имеющий отверстие диаметром d. Чека в установленном поло­жении закрепляется шплинтом.

На рис. 8.17, д показана другая конструкция конца троса, изготовленная при помощи так называемого коуша 1, имеющего желобчатое сечение. Конец троса огибает этот коуш и при помощи специальных за­жимов 2 прижимается к тросу. Коуш служит цапфой, при помощи которой трос может надеваться на соот­ветствующий болт.

Одно из наиболее распространенных устройств, особенно широко применяемых в висячих мостах, по­казано на рис. 8.17, е. Колодка 3 этого устройства, которую иногда называют бобышкой, имеет коническое от­верстие для заделки конца троса. По бокам от этого отверстия предусмотрены два цилиндрических отверстия, сквозь которые пропущены концы хомута 4 с нарезкой. На них навинчивают гайки с контргайками. Этот нако­нечник по приемам использования аналогичен наконечнику с петлей (рис. 8.17, в), но имеет перед ним пре­имущество, так как благодаря наличию гаек позволяет регулировать длину троса между дугами прикрепленных к его концам хомутов.

 

Рис. 8.17. Наконечники для стыковки и крепления канатов

 

Некоторые из описанных конструкций концов тросов широко используют в мостах. На рис. 8.18 схема­тически показан еще один способ прикрепления тросовой подвески к цепи из троса. Здесь к хомуту 1, надетому на цепь, присоединена листовая фасонка 2, к которой приварены два стержня 3, поддерживающие бобышку 4 и тросовую подвеску.

 

Рис. 8.18. Прикрепление тросовой подвески к несущему кабелю

 

Рис. 8.19. Прикрепление к балке жёсткости подвесок:

а - из круглой стали, б - из троса, в - из 4-х тросовых ветвей

 

На рис. 8.19, в представлена схема прикрепления подвески к балке жесткости на мосту Эльфсборг в Швеции. Каждая из четырех тросовых ветвей 2 подвески прикрепляется к балке жесткости самостоятельно. Чтобы все ветви были натянуты одинаково, усилия в них во время сборки сооружения регулируют при помощи прокладок 5 между стаканами 6 и полками 7, приваренными к стенкам балки и поддерживаемыми консолями 8. Для обеспечения жесткости стенок балки в местах прикрепления подвесок между стенками в плоскости полок 7 поставлены горизонтальные диафрагмы 4. Такая диафрагма поддерживается от выпучивания поставленной в центре узла вертикальной диафрагмой 3, показанной на рисунке пунктиром.

 

Конструкция крепления вант на пилоне

 

Конструкция узлов крепления вант к пилону может быть двух ос­новных типов - с проходом основной части канатов через пилон без перерыва или с перерывом. Выбор одного из этих типов зависит в первую очередь от конструкции вант и приня­той технологии их изготовления и мон­тажа. Если канаты опираются на пи­лон без перерыва, то они имеют боль­шую длину и поэтому труднее органи­зовать их изготовление и транспорти­ровку. Если для изготовления вант используют заводские витые канаты из сравнительно тонких проволок, то такие канаты можно транспортиро­вать в бухтах, а при монтаже, разло­жив канаты полной длины на проез­жей части, поднимать их на пилон.

Крепление канатов к железобетон­ному пилону может быть устроено с опиранием анкеров на сталь­ные отливки (рис. 9.1). В пилоне даны сквозные проемы, в каж­дом из которых закреплены канаты двух вант, по одной с каждой сторо­ны пилона. На бетон пилона опирает­ся стальной поддон 6;на него укла­дывается первая отливка 5, имеющая вид многоячеистой коробки без дна. В крайних ячейках отливки имеются гнезда 4,в которые сверху могут быть уложены канаты нижнего яруса. Ан­кера канатов 2 опираются на отливки через сферические шайбы 1. Отливки работают на растяжение под дейст­вием горизонтальных составляющих усилий в канатах. После установки всех канатов нижнего яруса на пер­вую отливку укладывается вторая, и операции повторяются.

 

Рис 9.1. Крепление канатов к железобетон­ному пилону

 

Отливки соединены с пилоном и между собой вертикальными штыря­ми, а также бетоном омоноличивания 3, который уложен в средние ячейки по мере установки отливок.

Весьма просты и удобны закрепле­ния канатов на железобетонном пило­не с пропуском их через каналы в же­лезобетоне. В особенности удачна эта конструкция при рассредоточенном подходе канатов к пилону. Например, на пилоне моста через р. Даугава в Риге канаты закреплены в железо­бетонной перемычке между коробча­тыми ветвями вертикальной верхней части пилона (рис. 9.2). В бетон заделаны стальные трубы 1 наружным диаметром 180 мм. Трубы проходят наклонно под углами, равными уг­лам наклона вант. Ванты, подходя­щие со стороны устоя и со стороны пролета, состоят из шести канатов 2 каждый, причем в вантах со стороны устоя канаты расположены по два в трех вертикальных плоскостях, а в вантах со стороны главного про­лета - по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: