иконы для храма в пог. Доложском




 

В 1861 г иконы большого и малых иконостасов в Доложске в количестве 41 шт. подрядился исполнить художник С.В. Постемский, большой мастер, во множестве писавший в С.-Петербурге иконостасы и образы на заказ. Сохранившиеся до сего дня работы мастеров Постемских, отца и сына, свидетельствуют о высочайшем классе живописи, имевшейся в свое время в храме Доложского погоста. Некоторые источники утверждают, что С.В. Постемский был, якобы, учеником Брюллова.

 

«Постемский, Савва Васильевич. Род. 1825 г. [сконч. в 1894 г.] Вольноприход[ящий]. Уч[ился] [в] Ак[адемии] Х[удожеств] В 1825 г. удостоен звания неклассного художника живописи портретной»[27].

 

«Постемский Николай Савич [сын]. Род. 1862 г. Уч[ился] [в] Ак[адемии] Х[удожеств] с 1892 г. по 1890 г. В 1889 г. получил 2 и 1 серебр[яные] медали; 29 мая 1890 г. [получил] – звание классного художника 3 степени»[28].

 

Очевидно, под руководством С.В. Постемского работала в С.-Петербурге и непосредственно в Доложске группа специалистов, в которую входили иконописцы, резчики, позолотчики и сборщики иконостаса. – Они писали иконы и занимались изготовлением деталей иконостаса, который, очевидно, по традиции тех лет был вызолочен частично.

Некоторые документы перечисляют при этом позолоченные детали иконостаса левого придела во имя Св. царей Константина и Елены. Возможно, так же частично был вызолочен и главный иконостас[29]. О правом приделе и о его иконостасе сегодня пока известно мало.

Из Дела известно, что общий расход сусального золота на храм составил 142 книжки. Сколько золотых листов было в книжках тогда, не известно[30]. Сборкой иконостасов на месте занимались специально обученные люди[31]. При этом не известно толком, кто писал иконостас левого придела, а о правом приделе можно предположить, что над ним так же работал Постемский.

При работе С.В. Постемского в храме Доложского пог. возникли финансовые недоразумения, которые отражены в архивном Деле. – После жалобы Постемского С.-Петербургскому Викарию, Строительная комиссия доложского храма составила платежный документ с художником в присутствии маклера (нотариуса). За него было уплачено 13 рублей, что свидетельствует о серьезности финансовых требований сторон. – Из документа стали известны обстоятельства дела и некоторые цифры на производство дорогостоящих работ. – Он так же дает перечень основных икон, как их видел заказчик, и как их видел исполнитель.

В одной из бумаг 1861 г. упоминается о существовании финансовой расписки А. Бедринского, который по свидетельству Е.А. Андреева проектировал доложский иконостас, руководствуясь особым пособием академика Солнцева. Тот создал в свое время «Иконописные подлинники», которые служили тогда для мастеров эталоном[32]:

 

«Церковь каменная, во имя Успения Божий Матери, новейшей византийско-русской архитектуры, с светлым куполом о 5-ти главах, каждая на особом корпусе, и с прекрасной легкой колокольней. Внутреннее расположение храма соответствует наружному. Легкие своды арок поддерживаются шестью колоннами. Светлый купол стремится в небо, все здание величественно и прекрасно. Иконостас устроен в изящном русском вкусе, по совету и содействию известного академика Солнцева[33] и по плану А. Бедринского; живопись – работы Постемского»[34].

 

«14 Декабря 1865 г.

В С-Петербургскую Духовную

Консисторию

№ 49-й

Членов стр[роительной] комиссии

 

Рапорт[35]

 

Нужды Церковные состояли в том, что нужно еще устроить придельный с левой стороны Иконостас, предположенной в честь Св. Равнапостольных Царей Константина и Елены, и не оконченные молярные работы

 

Члены Строительной коммиссии:

Церковный Староста Сергей Лебедев

Купеческий сын Никита Дмитриев Антонов

Прихожанин Михаила Варламов»

 

«Его Преосвященству

Викарию С. Петербургскому

 

Художника Императорской Академии Художеств

Саввы Васильева Постемскаго

18 апреля

 

Прошение[36]

 

В 1863 год мая 14 дня заключил контракт со строительной комисией и причтом Оннаго, во вновь строющию каменной церкви в Доложском погосте Гдовскаго уезда, написать 41 икону и зделать иконостас с резьбой и позолотой.

За все работы пять тысяч семдесят рублей сереб: По контракту было сказано мне получать еже годно по 600 руб

По условиюже нашему, мне не уплачивают, а уплатили только за 1864-й год 540 руб. за 1865. и 1866. годы я не получал, хотя и просил членов и причит неоднократно. Но мне неуплачивают. Прошу Ваше Преосвященство приказать уплатить. за два года по 600. руб. сер. в год и за первый год 60. руб. итого 1260. р. Равно и проценты, за капитала моего

На суму которую мне причитаеца по контракту. Получить. Художник Императорской Академии художеств. Савва Васильев Постемский»

 

«№ 15 Октября 1866

№ 24-й

 

Его Высокоблагословению

Отцу Благочинному

священнику села Рли

Иоанну Заозерскому[37]

 

На объявленный Вашим Благословением Указ С.Петербургской Духовной Консистории от 22-го Августа сего 1866 года за № 3810-м, Строительная Коммиссия имеет честь объяснить Вашему Благословению, что Господин Постемский жалуется на Строительную Коммисию неправильно, потому что ему уплочено денег не 540 руб. а одна тысяча шесть сот сорок руб. (1640 р.) следовательно и по заключенному с ним Контракту плата произведена ему за 1863, 1864 и 1865 годы и остается только уплотить ему Постемскому за минувшей год 160 руб. Которые и будут уплочены Строительною Коммиссиею, равно же и за сей текущий 1866 год. в удостоверение сего Строительная Коммиссия прилагая присем подлинный Контракт с копиею, по засвидетельствовании Вашим Высокоблагословением копии подлинный покорнейше просит возвратить Строительной Коммисии

 

Члены Строительной Коммисии:

Церковный староста Сергей Лебедев

Гдовский Купеческий сын

Никита Дмитриев Антонов

Прихожанин Михаило Варламов

 

Письмоводитель Лебедев»

 

«(Печать)

Копия[38]

Цена 13 руб. – 1862

М. Г.

Тысяча восемь сот

шестьдесят третьяго

года четырнадцатого

 

Мая мы нижеподписавшиеся члены Коммиссии опостроении новой каменной церкви в Доложском погосте Гдовскаго уезда и художника Императорской Академии художеств Савва Васильев Постемский заключили сие условие: 1, Я Постемский обязуюсь написать иконы в Главный иконостас во вновь отстроенную в селе Доложском каменную церковь числом 41 икону по данному плану; 2-е, все эти иконы должны быть лутшаго художества и согласованным во всем с данными от меня образцами в Греческом-Византийском стиле; 3) Образа должны быть написаны на холсте и сзади на сухих деревянных щитах; Иконы должны быть следовательно: а, в нижнем ярусе шесть икон, а именно: Христа Спасителя, Божией Матери, по рисункам Исакиевского собора, на Южных дверях Архангела Михаила, на северных Архангела Гавриила, по сторонам образа: Успение, Святителя Николая Чудотворца; б, в царских дверях шесть икон: Божией Матери, Благовещения Пресвятыя Богородицы и 4 Евангелиста; в, Над царскими дверями Тайная вечерь Христа Спасителя, и над сим Воскресение Христово, в верху на кресте Распятие Христа Спасителя с предстоящими Божия Матерь и Иоанн Богослов; г, во 2-м и 3-м ярусах два надесятыя праздники и д, в 4 м ярусе две больших иконы Преображения Вознесения Господня и 8м пророков; 4) кроме сказанных в иконостасе образов Запрестольный на горнем месте образ Иисуса с небесными бесплотными силами вышиною 3½ аршина шириною 2½ аршина и над жертвенником Образ Рождества Христова вышиною 1½ шириною 1 арш. 5) все сказанныя иконы должны быть кончены к первому Июня будущаго тысяча восемь сот шестьдесят четвертому за что и получить мне Постемскому от церкви две тысячи рублей 6) по этому же плану и фасаду я, Постемский принимаю на себя и все прочие работы, как то столярство, резьбу, и позолоту лутшим червонным золотом, всю резьбу и тело лицевой стороны налутшем способы (?) заднюю сторону всего иконостаса выкрасить масленой краской. За все сии работы мне Постемскому особо получить от церкви три тысячи семдесят рублей всего же пять тысяч семдесят рублей. 7) сказанную плату производить ему Г ну Постемскому или его доверенному ежегодно по шести сот рублей, впрочем церковь может уплачивать и более если будет оному возможность; 8) перевозка икон и иконостаса из С.Петербура в село Доложское должно быть от церкви. Я же Постемский иметь заботу об укладке вещей в ящики, и попривозке на место уставить в иконостас и сдать в целости и неповрежденности и 9, условие сие с обеих сторон хранить свято и ненарушено, подлинное иметь при Коммиссии а засвидетельствованную копию Г ну Постемскому и на коей означать уплату денег. К сему условию члены Коммиссии опостроении новой каменной церкви в Доложском погосте Гдовскаго уезда.

 

Местный священник

Александр Покровский

руку приложил

Диакон Иоанн Аввакумов

руку приложил

Губернский секретарь Асмус

Церковный староста

Сергей Лебедев

руку приложил

Бывший Выскатский волостной голова

Осип Федоров

Бывший волостной голова

Конон Максимов

 

К сему условию художник Савва Васильев Постемский руку приложил // Тысяча восемь сот шестьдесят третьяго года Мая четырнадцатого дня, во СПетербурге в Конторе маклера условие сие с копиею явлено и в книгу под № двадцать пятым записано в доход города узаконенная пошлина принята.

 

Место печати С. П. Бургский маклер

Челышев

 

По 12 Июля 1864 г. получил в разное время денег тысячу сто руб. сер. от строительной комисии художник Савва Васильев Постемской

1864 года Июля 16 го дня в счет работ получил шестьдесят руб. сер. получил художник С. Постемский

1864 года от вышесказанного числа получено пятьсот сорок руб. сер. (540 р.) художник Савва Постемской

 

С подлинным верно:

Исправ[ляющий] дол[жность] Благочиннаго

Священник Иоанн Заозерский»

 

В РГИА имеется Дело «О награждении Неклассного Художника Постемского орденом Св. Станислава 3 ст. 22 янв. 1872 г.» В нем в частности указывается, что он 5 Сентября 1862 г. был пожалован перстнем от Императрицы «За вполне исправное исполнение живописных работ при сооружении в Доме церкви во имя Св. Мученицы Царицы Александры». С 28 Апреля 1864 года С.В. Постемский состоял «при Доме Императрицы Александры Федоровны для призрения бедных для постоянных занятий по содержанию в исправности всей живописи, как в Православной церкви, так и в Лютеранской моленной.

Бесплатно выполнил все живописные работы при устройстве в 1864 году в Доме Лютеранской моленной и часовни для усопших в июне 1871 года; с 1862 года ежегодно возобновлял бесплатно живопись в церкви и моленной»[39].

 


[1] Рудно // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 172 – 177.

[2] Церковь Архангела Михаила в погосте Сижно // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. С. 205.

[3] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.

[4] В этом месте оторван угол листа.

[5] Живописцев.

[6] Церковь во мя Рождества Пресвятой Богородицы. Село Пенино. Хозяйственная переписка и смета. 1850 – 1871. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 15, 15 об.

[7] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 16, 16 об.

[8] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 18.

[9] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 19.

[10] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 21.

[11] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 22.

[12] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 22.

[13] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 26, 27 об.

[14] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 28, 28 об.

[15] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 29 – 30 об.

[16] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 32.

[17] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 33 – 34.

[18] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 35.

[19] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 36 – 37.

[20] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 38.

[21] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 39, 39 об.

[22] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 40.

[23] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 41, 41 об.

[24] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 42 – 43.

[25] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 45, 45 об.

[26] Будько В.И. Ефим Андреев. Доложск и Выскатка. Рукопись. 2016.

[27] Императорская Санктпетербургская Академия Художеств 1764 – 1914. II Т. Составитель С.Н. Кондаков. С. 159.

[28] Там же.

[29] Обычно в селах за недостатком средств иконостасы бронзировали, т.е. красили бронзовой пудрой «на припорх». Детали предварительно крыли отмученной глиной и даже левкасили мелко протертым мелом. Эту операцию повторяли многократно, пока не скрывали огрехи резчиков. – Покрытые глиной детали каждый раз зачищали шкуркой и полировали до блеска фланелью, после чего покрывали лаком, на который в момент отлипа мягкой кистью напылялась порошковая бронза. – При таком способе бронза не обволакивалась частичками связующего, а потому – долго не окислялась и давала хороший эффект.

[30] Сегодня специалисты делат книжки по 10, 30 и 60 листов золота. Очевидно, что это – стандарт исторический.

[31] «Искусство иконописцев, вообще, должно быть свидетельствуемо духовными лицами; впрочем, признано полезным посредничество между заказчиками и мастерами иконописания со стороны академии художеств. Чаще всего, современные иконописцы пользуются руководством, одобренных св. синодом «иконописных подлинников», составленных академиком Солнцевым по древним византийским и русским подлинникам». Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

[32] Старорусские мастера широко пользовались прорисями, разметка которых в виде черт в левкасе древних досок хорошо видна.

[33] «Искусство иконописцев, вообще, должно быть свидетельствуемо духовными лицами; впрочем, признано полезным посредничество между заказчиками и мастерами иконописания со стороны академии художеств. Чаще всего, современные иконописцы пользуются руководством, одобренных св. синодом «иконописных подлинников», составленных академиком Солнцевым по древним византийским и русским подлинникам».

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

[34] Андреев Е.А. Погост Доложский // Указ. соч. Сс. 150 – 178.

Очень важные свидетельства Е.А. Андреева.

Никто кроме него никогда не перечислял лиц, причастных к строительству храма в Доложском погосте.

[35] Дело о постройке Успенской церкви в Доложском погосте. Ч. 2. 17/24.09.1857 – 28.12.1862. ЦГИА. Ф. 19. О. 49. Д. 33. Л. 41.

[36] Там же. Лл. 44, 44 об.

[37] Там же. Л. 58. Бланк Строительной комиссии.

[38] Там же. Лл. 59 – 60.

[39] РГИА. Ф. 759. О. 40. Д. 1103. О награждении Неклассного Художника Постемского орденом Св. Станислава 3 ст. 22 янв. 1872 г. Лл. 2 об., 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: