Механизмы и системы двигателя внутреннего сгорания
Основной (базовой) частью двигателя является его корпус (остов). На него устанавливают все механизмы и системы двигателя. Корпус двигателя крепится на раме трактора или автомобиля.
Детали, посредством которых энергия расширяющихся газов преобразовывается в крутящий момент, называют кривошипно-шатунным механизмом. Детали, с помощью которых управляют впускными и выпускными клапанами, объединены в механизм газораспределения (МГР).
Для обеспечения оптимальных условий протекания рабочего процесса в двигателе необходимы системы: питания топливом, подачи воздуха, выпуска и рециркуляции ОГ, зажигания, смазывания, охлаждения, пуска двигателя и электронного управления.
Основные сборочные единицы корпуса двигателя
Корпус двигателя. Работает в очень тяжелых условиях. На него действуют высокие переменные температурные и механические нагрузки (от газов, сил инерции, трения и крутящего момента).
Такие условия требуют, чтобы корпус не деформировался, имел небольшую массу и хорошую теплопроводность. Корпусные детали изготовляют обычно из чугуна или алюминиевого сплава. Детали из чугуна менее подвержены деформациям и более дешевы, чем из алюминиевого сплава. Изделия из алюминиевых сплавов легче, имеют лучшую теплопроводность, легче обрабатываются, но уступают чугуну в жесткости. Для придания жесткости внутри алюминиевого блока предусмотрены перегородки.
В корпусе двигателя различают верхнюю часть ( блок цилиндров ) и нижнюю часть ( картер ). В блоке цилиндров располагают цилиндры двигателя, а в картере — коленчатый вал. Если блок и картер объединены вместе, то такую конструкцию называют блок-картер (рис. 5.1).
Рис. 5.1.Корпусные детали двигателя:
а — клaпанная крышка; б — головка блока; в — блок-картер; 1 — клапанная крышка; 2 — сапун; 3 — верхняя часть камеры сгорания; 4 — головка блока; 5 — отверстия для впуска воздуха и выпуска ОГ; 6 — отверстия для охлаждающей жидкости; 7 — направляющая втулка клапана; 8 — седло клапана; 9 — прокладка головки блока; 10 — отверстие для установки распределительного вала; 11 — крышка (картер) привода механизма газораспределения; 12 — опоры (постели) коленчатого вала; 13 — маслоуспокоитель; 14 — поддон; 15 — пробка для слива масла; 16 — прокладка поддона; 17 — блок-картер; 18 — картер маховика; 19 — гильза с уплотнительными кольцами; 20 — шпильки крепления головки блока; 21 — установочный штифт; 22 — площадка для установки впускного трубопровода; 23 — каналы для подачи охлаждающей жидкости
Блок может иметь различные конструкции. В нем могут быть выполнены цилиндры. Такой блок изготовляют из дорогих высокопрочных материалов. Он имеет небольшие размеры и массу. Однако такой блок сложнее в изготовлении и ремонте.
Цилиндры могут быть вставлены в блок, как отдельные детали — гильзы. От того, как подводится к ним ОЖ, их называют мокрыми или сухими. Гильзы увеличивают жесткость блока.
В картере для установки коленчатого вала изготовляют цилиндрические углубления — постели. В них вставляют коренные подшипники скольжения для коленчатого вала.
Корпус двигателя имеет также каналы для подвода моторного масла и специальные площадки для крепления механизмов и систем ДВС.
Нижнюю съемную часть картера ( поддон ) используют как емкость для моторного масла. Его отливают из алюминиевого сплава или штампуют из стали. Для повышения жесткости и улучшения охлаждения масла на поверхности поддона изготовляют ребра. В нижней части поддона предусматривают намагниченную пробку для слива масла. Для герметизации и шумоизоляции между картером и поддоном устанавливают прокладку. Чтобы масло не плескалось, в поддоне располагают маслоуспокоитель.
Сверху на блок цилиндров устанавливают головку блока цилиндров. Это — конструктивно сложное изделие. В ней расположены верхние части камер сгорания, впускные и выпускные клапаны, форсунки или свечи зажигания. Головка блока может быть общей для нескольких или всех цилиндров либо индивидуальной для каждого цилиндра.
В головке изготовляют отверстия для циркуляции масла, охлаждающей жидкости и движения клапанов газораспределительного механизма. В ней располагают также каналы для впуска свежего воздуха или горючей смеси и выпуска ОГ.
Каналы для движения ОЖ располагают так, чтобы жидкость подходила к наиболее нагретым местам головки блока (перемычки между гнездами клапанов, расположение форсунок или свечей зажигания).
Головки отливают обычно из чугуна или алюминиевого сплава. В них запрессовывают специальные кольца и втулки из жаропрочного чугуна или металлокерамики. Они служат седлами и направляющими клапанов.
Чтобы обеспечить герметичность соединения головки с блоком цилиндров, между ними устанавливают жаропрочную прокладку (прокладку головки блока). В прокладке предусматривают отверстия под камеры сгорания и для прохода масла, которые окантовывают сталью или медью.
Головку крепят к блоку шпильками с гайками или болтами.
Внимание! Чтобы обеспечить равномерное прилегание и притягивание головки к блоку, гайки (болты) заворачивают динамометрическим ключом. Операцию проводят в два или три приема, «разглаживая» отливку от центра к краям. Общее правило притягивания деталей с большими поверхностями — крепеж затягивают крест-накрест, от середины к краям.
Головку блока закрывают клапанной крышкой (крышка головки цилиндров). Она изготовляется из алюминиевой отливки или листовой стали. Крышка изолирована от головки прокладкой. Для выравнивания давления под клапанной крышкой на ней устанавливают устройства для соединения с атмосферой (сапун, пробку маслоналивной горловины).
К передней стенке блок-картера крепят крышку привода механизма газораспределения, а к задней — картер маховика коленчатого вала.
Важно знать! Новые детали, отлитые из металла, имеют внутренние напряжения, которые со временем приводят к деформациям и микротрещинам. Для того чтобы их уменьшить, отливки на заводе подвергают искусственному старению, переменно нагревая и охлаждая. Однако полностью снять напряжение не удается.
Если в процессе изготовления деталь роняли, то со временем это локальное напряжение проявится в виде увеличивающейся микротрещины или деформации.
Крепление двигателя к остову технического средства
Подвеска двигателя должна обеспечивать соосность двигателя и трансмиссии, гашение вибраций, предохранение его от деформаций при движении по неровному полю.
Существуют различные схемы крепления двигателя к остову ТС. Двигатель небольшой массы присоединяют жестко к трансмиссии (консольная подвеска). В большинстве конструкций крепление осуществляют через резинометаллические амортизаторы (подушки) в трех, четырех, пяти или шести точках.
Подвеска может осуществляться также через газовые и гидравлические амортизаторы.