Дидактика (теория обучения): сущность, принципы
Дидактика (теория обучения) – Отрасль научного знания,которая исследует проблемы образования и обучения.
Предмет дидактики закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы,формы, средства обучения.
Направления дидактических исследований:
- Разработка научно-педагогических основ содержания образования.
- Раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения.
- Освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся.
- Развитие методов обучения.
- Совершенствование и обновление организационных форм учебной деятельности.
O Дидактика (от греч. Didactikos – поучающий, обучающий) – понятие ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571- 1635).
o «… педагогическая дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения»
O Чешский педагог Я.А.Коменский осуществил фундаментальную разработку дидактики в книге «Великая дидактика» (1632). Я.А. Коменский заложил основу развития методов обучения; разработал обновление организационных форм учебной деятельности. Большой вклад в разработку дидактики внесли Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.
Обучение как целенаправленный процесс: структура, виды, принципы.
Обучение как целенаправленный процесс
Обучение – это целенаправленный, организованный процесс активного взаимодействия обучающих и обучающихся посредством механизма передачи общественно- исторического опыта, в результате которого у обучающихся формируются знания об активном преобразовании мира, опыт деятельности, качества личности.
|
Структура обучения
Преподавание – специальная деятельность педагога, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения.
Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность учащихся, направленная на усвоение знаний, умений и навыков, развитие личности.
o Учение включает в себя восприятие и осмысление материала; сознательную творческую его переработку; усвоение материала; его самопроверку.
Учение – специфический вид деятельности, осуществление которого обусловлено способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Компоненты учения
Мотивы учебной деятельности
Учебные действия
Контроль, оценка и анализ результатов деятельности
Мотивы учебной деятельности
- Непосредственно-побуждающие (основаны на эмоциях – интерес к учению, желание выделиться и др.)
- Перспективно – побуждающие (основаны на понимании необходимости учения для поступления в институт, выбора профессии и т.д.)
- Интеллектуально-побуждающие (основаны на интересе к самому процессу познания – любознательность, потребность в повышении культурного уровня)
Виды учебных действий
o Внешние (наблюдаемые)
- Конкретные действия (письмо, чтение и др.)
- Перцептивные действия ( слушание, наблюдение, рассматривание, осязание и др.)
- Символические действия, связанные с использованием речи
o Внутренние (ненаблюдаемые)
- Мнемические действия – запоминание материала, его упорядочение и организация
|
- Действия воображения
- Интеллектуальные – действия мышления.
Деятельность учителя
o Постановка перед учащимися задач
o Создание условий, необходимых для успешного протекания обучения
o Использование разнообразных форм, методов, средств обучения
o Корректировка успешности процесса обучения
Характеристика принципов обучения
o Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и проведению дидактического процесса.
o Наглядность
o Научность
o Систематичность
o Последовательность
o Активность
o Сознательность
o Связь обучения с практикой
o Доступность
o Учет возрастных и индивидуальных особенностей
o Прочность
Виды обучения.
Виды обучения
o Сократические беседы
Сократические беседы
o Исторически первый известный вид систематического обучения.
o Учитель постановкой вопроса возбуждает познавательный интерес ученика и сам, устно размышляя, ведет ученика к ответу.
o Занятия проходят с одним или несколькими учениками.
o Догматическое обучение
Догматическое обучение
o Первый вид коллективной организации познавательной деятельности.
o Распространено в Средние века.
o Главный вид деятельности ученика слушание и механическое заучивание.
o Объяснительно-иллюстративное обучение
Объяснительно-иллюстративное обучение
o Активное использование наглядности
o Базируется на идеях сенсуализма (чувственного познания)
o Я.А. Коменский
o Цель – усвоение знаний и их последующее применение в практике, т.е. формирование умений и навыков.
o Экономичен для усвоения знаний
|
o Проблемное обучение
Проблемное обучение
o Идея Л.С. Рубинштейна о способе развития сознания человека через решение познавательных проблем, содержащих противоречия.
o Знания добываются в процессе поисковой деятельности учащихся.
o Создание проблемной ситуации посредством специального инструментария.
o Программированное обучение
Программированное обучение
o В основе кибернетический подход, бихевиористская концепция.
o Принципы: подача информации небольшими порциями, проверочные задания (контроль), самоконтроль, получение дальнейшей инструкции.
o Линейное или разветвленное построение программы.
o Позволяет учащемуся работать в собственном режиме.
o Развивающее обучение
Развивающее обучение
o Активно-деятельностный вид обучения.
o Основоположники Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов.
Основные направления развивающего обучения: В.В.Давыдова и Л.В.Занкова.
o Субъектная позиция ребенка.
o Взаимодействие между педагогом и ребенком – деловоесотрудничество, партнерство.
o Модульное обучение
Модульное обучение
o В основе блочно-модульное представление учебной информации.
o Содержание Обучения структурируется
в автономные организационно-методические блоки — модули.
o Обязательные и элективные модули.
o Рейтинговая система оценки знаний учащихся.
Леонид Владимирович Занков
Принципы развивающего обучения:
o - обучение на высоком уровне трудности;
o - ведущая роль теоретических знаний: отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков;
o - осознание учениками собственно учения, развитие рефлексии;
o - работа над развитием всех учащихся. Василий Васильевич Давыдов
o От общего к частному, от абстрактного к конкретному
o Развивающееся мышление ребенка названо теоретическим.
o Развитие мыслительного анализа, установление генетического основания, связи всех свойств явления и др.
Формы обучения и организации учебного процесса
Формы обучения и организации учебного процесса
Форма обучения
от лат. «наружный вид, внешнее очертание»
дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся, местом и временем обучения, порядком осуществления учебного процесса.
Форма организации обучения
ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, обозначающая отдельный вид занятий (урок, лекция, экскурсия, экзамен и др.)
Какие формы организации обучения выделяют?
Выделяют следующие формы организации обучения:
üМассовые (вне учебной деятельности - утренники, школьные вечера, конференции)
üГрупповые (учебные и внеучебные)
üИндивидуальные (консультации, дополнительные занятия)
Исторически сложившиеся организационные формы учебного процесса
Система индивидуального обучения
üОт 1 до 10-15 человек
üУчитель излагает материал, дает задание и переходит к другому
üИндивидуализированное содержание обучения и воспитания
üУченик субъект своего образования
üРазновозрастные ученики, с различной подготовкой
Классно-урочная система
üРегламентированный режим учебно-воспитательной работы
üПостоянное место и продолжительность занятий
üСтабильный, одинаковый уровень подготовленности учеников
ü Стабильное расписание
Преимущества классно-урочной системы:
üЧеткая организационная структура
ü Простое управление учебно- воспитательным процессом
üЭкономия учебного времени
ü Взаимодействие детей в процессе обучения, взаимообучения, соревновательности
üЭмоциональное влияние личности учителя
üСистематичность и последовательность в процессе получения знаний
Недостатки классно-урочной системы:
üОпора на «среднего» ученика
üТрудности учета индивидуальных способностей учащихся
üНе обеспечивает организованное общение старших учеников с младшими
üНавязывает одинаковый темп и ритм работы
üСмена предметов в расписании не позволяет доводить начатое дело до конца
Белл-ланкастерская система (система взаимного обучения)
üВозникла в 1798 г.
üСоздатели английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер
üУчитель занимается со старшими учениками, а затем они обучают младших
üОрганизация массового обучения
üНизкое качество обучения
Мангеймская система
üОрганизация массового обучения
üНизкое качество обучения
üВозникла в Европе в нач.XX века в городе Мангейме
üОснователь системы – Й.Зиккингер
üВ зависимости от успеваемости учащиеся распределяются по классам
üОтбор на основании наблюдений учителя и испытаний (психологических тестов, экзаменов)
Дальтон-план
üВ 1905 г. учительница Елена Паркхерст (г.Дальтон, США) разработала систему индивидуализированного обучения
üВместо классов в школе создавалась система лабораторий (мастерских) по каждому предмету
üОбъяснение материала и уроки были отменены
üУчащиеся занимаются самостоятельно, получая задания по каждому предмету, используя помощь дежурного учителя
üОтчитывались в установленные сроки
üКоллективная работа – 1 час в день, остальное – индивидуальная работа в лабораториях
Проектная система обучения
üРазработана в начале XX в. последователем Джона Дьюи – Уильямом Килпатриком
üОтсутствие обучения по отдельным предметам в форме уроков
üОрганизация практической деятельности детей, которая проектировалась вместе с учителем
üОтсутствие систематических знаний
Лекционно-семинарская система
ü В практике профессиональной подготовки
üНаличие опыта учебно-познавательной деятельности
üВедущие формы: лекции, семинары,практические и лабораторные занятия, консультации, практика
üМожет использоваться в школьной практике в старших классах