Формы обучения и организации учебного процесса




Дидактика (теория обучения): сущность, принципы

Дидактика (теория обучения) – Отрасль научного знания,которая исследует проблемы образования и обучения.

Предмет дидактики закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы,формы, средства обучения.

Направления дидактических исследований:

- Разработка научно-педагогических основ содержания образования.

- Раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения.

- Освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся.

- Развитие методов обучения.

- Совершенствование и обновление организационных форм учебной деятельности.

O Дидактика (от греч. Didactikos – поучающий, обучающий) – понятие ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571- 1635).

o «… педагогическая дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения»

O Чешский педагог Я.А.Коменский осуществил фундаментальную разработку дидактики в книге «Великая дидактика» (1632). Я.А. Коменский заложил основу развития методов обучения; разработал обновление организационных форм учебной деятельности. Большой вклад в разработку дидактики внесли Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.

Обучение как целенаправленный процесс: структура, виды, принципы.

Обучение как целенаправленный процесс

Обучение – это целенаправленный, организованный процесс активного взаимодействия обучающих и обучающихся посредством механизма передачи общественно- исторического опыта, в результате которого у обучающихся формируются знания об активном преобразовании мира, опыт деятельности, качества личности.

Структура обучения

Преподавание – специальная деятельность педагога, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения.

Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность учащихся, направленная на усвоение знаний, умений и навыков, развитие личности.

o Учение включает в себя восприятие и осмысление материала; сознательную творческую его переработку; усвоение материала; его самопроверку.

Учение – специфический вид деятельности, осуществление которого обусловлено способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Компоненты учения

Мотивы учебной деятельности

Учебные действия

Контроль, оценка и анализ результатов деятельности

Мотивы учебной деятельности

- Непосредственно-побуждающие (основаны на эмоциях – интерес к учению, желание выделиться и др.)

- Перспективно – побуждающие (основаны на понимании необходимости учения для поступления в институт, выбора профессии и т.д.)

- Интеллектуально-побуждающие (основаны на интересе к самому процессу познания – любознательность, потребность в повышении культурного уровня)

Виды учебных действий

o Внешние (наблюдаемые)

- Конкретные действия (письмо, чтение и др.)

- Перцептивные действия ( слушание, наблюдение, рассматривание, осязание и др.)

- Символические действия, связанные с использованием речи

o Внутренние (ненаблюдаемые)

- Мнемические действия – запоминание материала, его упорядочение и организация

- Действия воображения

- Интеллектуальные – действия мышления.

Деятельность учителя

o Постановка перед учащимися задач

o Создание условий, необходимых для успешного протекания обучения

o Использование разнообразных форм, методов, средств обучения

o Корректировка успешности процесса обучения

Характеристика принципов обучения

o Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и проведению дидактического процесса.

o Наглядность

o Научность

o Систематичность

o Последовательность

o Активность

o Сознательность

o Связь обучения с практикой

o Доступность

o Учет возрастных и индивидуальных особенностей

o Прочность

 

Виды обучения.

Виды обучения

o Сократические беседы

Сократические беседы

o Исторически первый известный вид систематического обучения.

o Учитель постановкой вопроса возбуждает познавательный интерес ученика и сам, устно размышляя, ведет ученика к ответу.

o Занятия проходят с одним или несколькими учениками.

 

o Догматическое обучение

Догматическое обучение

o Первый вид коллективной организации познавательной деятельности.

o Распространено в Средние века.

o Главный вид деятельности ученика слушание и механическое заучивание.

 

o Объяснительно-иллюстративное обучение

Объяснительно-иллюстративное обучение

o Активное использование наглядности

o Базируется на идеях сенсуализма (чувственного познания)

o Я.А. Коменский

o Цель – усвоение знаний и их последующее применение в практике, т.е. формирование умений и навыков.

o Экономичен для усвоения знаний

 

o Проблемное обучение

Проблемное обучение

o Идея Л.С. Рубинштейна о способе развития сознания человека через решение познавательных проблем, содержащих противоречия.

o Знания добываются в процессе поисковой деятельности учащихся.

o Создание проблемной ситуации посредством специального инструментария.

 

o Программированное обучение

Программированное обучение

o В основе кибернетический подход, бихевиористская концепция.

o Принципы: подача информации небольшими порциями, проверочные задания (контроль), самоконтроль, получение дальнейшей инструкции.

o Линейное или разветвленное построение программы.

o Позволяет учащемуся работать в собственном режиме.

 

o Развивающее обучение

Развивающее обучение

o Активно-деятельностный вид обучения.

o Основоположники Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов.

Основные направления развивающего обучения: В.В.Давыдова и Л.В.Занкова.

o Субъектная позиция ребенка.

o Взаимодействие между педагогом и ребенком – деловоесотрудничество, партнерство.

 

o Модульное обучение

Модульное обучение

o В основе блочно-модульное представление учебной информации.

o Содержание Обучения структурируется

в автономные организационно-методические блоки — модули.

o Обязательные и элективные модули.

o Рейтинговая система оценки знаний учащихся.

 

Леонид Владимирович Занков

Принципы развивающего обучения:

o - обучение на высоком уровне трудности;

o - ведущая роль теоретических знаний: отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков;

o - осознание учениками собственно учения, развитие рефлексии;

o - работа над развитием всех учащихся. Василий Васильевич Давыдов

o От общего к частному, от абстрактного к конкретному

o Развивающееся мышление ребенка названо теоретическим.

o Развитие мыслительного анализа, установление генетического основания, связи всех свойств явления и др.

Формы обучения и организации учебного процесса

Формы обучения и организации учебного процесса

Форма обучения

— от лат. «наружный вид, внешнее очертание»

—дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся, местом и временем обучения, порядком осуществления учебного процесса.

Форма организации обучения

—ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, обозначающая отдельный вид занятий (урок, лекция, экскурсия, экзамен и др.)

— Какие формы организации обучения выделяют?

—Выделяют следующие формы организации обучения:

üМассовые (вне учебной деятельности - утренники, школьные вечера, конференции)

üГрупповые (учебные и внеучебные)

üИндивидуальные (консультации, дополнительные занятия)

Исторически сложившиеся организационные формы учебного процесса

—Система индивидуального обучения

üОт 1 до 10-15 человек

üУчитель излагает материал, дает задание и переходит к другому

üИндивидуализированное содержание обучения и воспитания

üУченик субъект своего образования

üРазновозрастные ученики, с различной подготовкой

—Классно-урочная система

üРегламентированный режим учебно-воспитательной работы

üПостоянное место и продолжительность занятий

üСтабильный, одинаковый уровень подготовленности учеников

ü Стабильное расписание

Преимущества классно-урочной системы:

üЧеткая организационная структура

ü Простое управление учебно- воспитательным процессом

üЭкономия учебного времени

ü Взаимодействие детей в процессе обучения, взаимообучения, соревновательности

üЭмоциональное влияние личности учителя

üСистематичность и последовательность в процессе получения знаний

Недостатки классно-урочной системы:

üОпора на «среднего» ученика

üТрудности учета индивидуальных способностей учащихся

üНе обеспечивает организованное общение старших учеников с младшими

üНавязывает одинаковый темп и ритм работы

üСмена предметов в расписании не позволяет доводить начатое дело до конца

Белл-ланкастерская система (система взаимного обучения)

üВозникла в 1798 г.

üСоздатели английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер

üУчитель занимается со старшими учениками, а затем они обучают младших

üОрганизация массового обучения

üНизкое качество обучения

Мангеймская система

üОрганизация массового обучения

üНизкое качество обучения

üВозникла в Европе в нач.XX века в городе Мангейме

üОснователь системы – Й.Зиккингер

üВ зависимости от успеваемости учащиеся распределяются по классам

üОтбор на основании наблюдений учителя и испытаний (психологических тестов, экзаменов)

Дальтон-план

üВ 1905 г. учительница Елена Паркхерст (г.Дальтон, США) разработала систему индивидуализированного обучения

üВместо классов в школе создавалась система лабораторий (мастерских) по каждому предмету

üОбъяснение материала и уроки были отменены

üУчащиеся занимаются самостоятельно, получая задания по каждому предмету, используя помощь дежурного учителя

üОтчитывались в установленные сроки

üКоллективная работа – 1 час в день, остальное – индивидуальная работа в лабораториях

Проектная система обучения

üРазработана в начале XX в. последователем Джона Дьюи – Уильямом Килпатриком

üОтсутствие обучения по отдельным предметам в форме уроков

üОрганизация практической деятельности детей, которая проектировалась вместе с учителем

üОтсутствие систематических знаний

—Лекционно-семинарская система

ü В практике профессиональной подготовки

üНаличие опыта учебно-познавательной деятельности

üВедущие формы: лекции, семинары,практические и лабораторные занятия, консультации, практика

üМожет использоваться в школьной практике в старших классах

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: