Сущность процесса воспитания
}Воспитание – одна из категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности.
Воспитание
} В широком смысле – как воздействие общества на человека в целом; тождественно категории «социализация»
} В широком педагогическом и институциональном смысле – как целенаправленный процесс, осуществляемые системой учебно- воспитательных учреждений
} В узкотехнологическом смысле – как решение конкретных воспитательных задач
} Процесс воспитания – это не только активное взаимодействие различных субъектов, но и активные контакты с другими социальными институтами.
Особенности процесса воспитания
} Исторический характер
} Общественная направленность
} Целенаправленный характер
} Многофакторность
} Отдаленность результатов
} Понятие «воспитание» в российской педагогике стало употребляться в конце XVIII в., а в 1806 году включено в словарь Российской академии.
} До середины XIX в. выступало синонимом понятия «образование».
} Особое смысловое значение «воспитания» для российской культуры и педагогики, связанное с духовно-нравственным формированием и развитием человека.
} Обучение – «сознание-мышление-знание- деятельность»
} Воспитание – «ценности – отношения- поведение»
} Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей развития личности подрастающего человека.
} Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека у самоизменению, самовоспитанию.
Цель воспитания
} конкретно-исторический характер
} Цели воспитания в XIX в.
} Цели воспитания в современном обществе
|
} Цель воспитания – отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс.
} Детерминируется: социально- экономическими потребностями общества, уровнем научно-технического развития, политикой правящей власти, взглядами педагогов-исследователей.
Цель воспитания сегодня:
} воспитание всесторонней и гармонично- развитой, самореализующейся личности;
} приобщение человека к культуре, развитие его творческой индивидуальности;
} воспитание социально-компетентной личности;
} развитие безопасной личности;
} воспитание автономной личности и т.п.
ВОСПИТАНИЕ
} Всестороннее воспитание
} Гармоничное воспитание
} Целостное воспитание
ТИПЫВОСПИТАНИЯ
} Первобытное воспитание
} Цивилизационное воспитание
- Дальневосточная педагогическая традиция
- Ближневосточная педагогическая традиция
- Западная педагогическая традиция
Традиционные и инновационные подходы к воспитанию
} Личностно-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход
} Личность воспитанника – играет системообразующую роль
} Воспитание человеческой, духовной сферы личности
} Учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанника, эмоционального, нравственно-волевых проявлений
} Деятельностный подход
Деятельностный подход к воспитанию
} Развитие личности происходит в процессе деятельности
} Вовлечение воспитанника в посильную и интересную деятельность
} Исследования С.Я. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева о структуре деятельности (потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты)
|
} Деятельность учащихся включает мотивационно-потребностную, процессуальную и содержательную стороны.
} Культурологический подход
Культурологический подход
} Интеграция личности в мировую культуру
} Воспитание – процесс присвоения и развития личностью достижений культуры
} Российская культура, национальные традиции, национальная педагогика – стали базовой основой воспитания
} Средства воспитания личностных качеств воспитанника – традиции, фольклор, народная мудрость, ритуалы и др.
} Ценностный подход
Ценностный подход к воспитанию
} Развитие нравственных отношений и сторон личности воспитанника является важнейшей стороной образовательного процесса
} Патриотизм, культура межнациональных отношений; любовь природе; коллективизм; товарищество и т.д.
} Формирование жизнеспособности личности, т.е. выживающей развиваясь в созидательном
направлении (Н.Д.Никандров)
} Воспитание – созидательное средство духовногопреобразования современного общества
} Формирующий личность безопасного
Типа
Воспитание культуры безопасности в процессе формирования личности
} Безопасность является критерием развития государства
} Принцип безопасности образования
} Опасность не должны представлять содержание, технологии, управление образованием
} Создание общества личностей безопасного типа (человек ноосферной формации) (В.В.Анисимов)
} Гуманистический подход
Гуманистический подход
}Уважение человеческого достоинства
}Личность воспитанника – наивысшая ценность
}Принципы гуманистического воспитания:
- Ориентация на развитие личности
- Культурологический подход к отбору содержания
- Деятельностный подход
- Личностный подход
- Полисубъектный (диалогический) подход
- Индивидуально-творческий подход
- Профессионально-этическая взаимоответственность