Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)




Обработка и анализ результатов

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

 

Благоприятная ситуация развития:

· если ребенок считает себя помещает себя на верхние ступеньки;

· если ребенок ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;

· ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?».

Неблагоприятная ситуация развития:

· положение на любой из нижних ступенек;

· дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама.

· на самую высокую ступеньку ребенка ставит друг, а не кто-то из близких.

Методика «Какой я?»

Пользуясь представленным далее протоколом, спрашиваем у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.

 

Оценка результатов:

· ответы типа «да» – 1 балл;

· ответы типа «нет» – 0 баллов;

· ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» – 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.

 

Выводы об уровне самооценки:

· 10 баллов – очень высокий;

· 8-9 баллов – высокий;

· 4-7 баллов – средний;

· 2-3 балла – низкий;

· 0-1 балл – очень низкий.

Методика самооценки «Дерево» (Дж. и Д. Лампен, модификация Л.П. Пономаренко)

Цель: изучение Я-концепции и самооценки личности.

Возраст: от 6 лет.

Ребёнку предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Ребёнок получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Он должен обвести одним цветом человечка, который, который ближе всего ребёнку, а другим цветом того человечка, на которого ребёнок хотел бы быть похож, оказаться на его месте.

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребёнок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Обработка:

№ 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 19, 18, 11, 12, 16, 17 - общительность, дружескую поддержку.

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 - мотивация на развлечения.

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

 

Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)

Цель: выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я концепции.

Возраст: от 6 лет.

Этопроективная методика, включающая в себя 7 субтестов, в которых ребенку предлагается выбрать свое место или место близких ему людей в схематичных рисунках. Все спонтанные высказы­вания испытуемого при выполнении субтестов фиксируются в протоколе. Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание первого субтеста: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков — люди. Укажи, где находишься ты».

Субтест 2. Большой круг — это твое «Я». Маленькие круги — это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.

Субтест 3. Вот на рисунке твои родители, учитель, друзья. Поставь крестик там, где находишься ты.

Субтест 4. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков ты являешься?

Субтест 5. Слева в прямоугольнике находишься ты. По­ставь крестики в соответствующих рядах, где находятся твои мама, папа и т. д.

Субтест 6. Поставь точку в том месте круга, где ты находишься.

Субтест 7. В какой фигуре, изображенной на рисунке, ты поместишь себя?

Обработка результатов:

Субтест 1. Нормой является указание на третий-четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я-образа, осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого - заниженную самооценку. (В форме для забивки указать номер круга).

Субтест 2. Позволяет определить отношение с близки­ми людьми. При расположении сверху признает превосход­ство и допускает давление этого человека на себя. Оказы­вает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ними. (В форме для забивки указать номера позиций для мамы, отца, дедушки и т.д.)

Субтест 3. Определяет социальную заинтересован­ность, чувствует ли ребенок себя приня­тым в мир людей, а также степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных кон­тактах. (В форме для забивки указать номер зоны с крестиком).

Субтест 4. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг -1) или своей уникальности (правый круг-2). (В форме для забивки указать номер выбранного круга).

Субтест 5. Идентификация. С кем из перечисленных людей ребенок сильнее идентифицирует себя, при анализе экспериментатор должен обратить внимание на адекват­ность идентификации полу ребенка. (В форме для забивки указать номера рядов для мамы, папы, дедушки, бабушки и т.д.).

Субтест 6. Определение степени эгоцентризма. Для до­школьника характерен высокий эгоцентризм (расположе­ние в самом центре круга), более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным. (В форме для забивки отметить номер выбранной позиции).

Субтест 7. Оценка сложности Я-КОНЦЕПЦИИ. Чем сложнее выбранная фигура, тем более сложная Я-КОНЦЕПЦИЯ. (В форме для забивки указать номер выбранной фигуры от 1 до 8).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: