В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый критерий – предмет правового регулирования – считается главным, второй – метод правового регулирования – вспомогательным (рис. 2).
Рисунок 2. Критерии деления права на отрасли
Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права, т.е. предмет – это регулируемые общественные отношения. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования.
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.
Метод правового регулирования обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.
В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Например, прямое предписание определенных действий, рекомендации или предоставление возможности свободного выбора различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.
В научной и юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования, которые хорошо иллюстрируются примером двух отраслей права: уголовного и гражданского [6; 301].
Авторитарный метод (административный, императивный, метод субординации, властных отношений) представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.
|
Этот метод широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношении к другим участникам данных правоотношений обязанностей.
Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей – уголовное право.
Второй метод правового регулирования – метод автономии (диспозитивный метод, гражданский, демократический) – заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.
|
Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений – выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.
Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования во многом зависит от предмета регулирования, т.е. определяется характером самих регулируемых общественных отношений. Метод правового регулирования является дополнительным критерием для выделения отрасли права как самостоятельного подразделения системы права, т. к. в арсенале законодателя методов правого регулирования значительно меньше, чем отраслей права.
Помимо рассмотренных выше основных методов правового регулирования используются также и иные методы. К ним относится метод рекомендаций, при котором используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций. Они обычно адресуются негосударственным организациям (предприятиям) или физическим лицам и устанавливают варианты поведения, желательного для государства, но т. к. они не снабжены санкциями, их соблюдение не обеспечивается принуждением силой государства. Поэтому у субъектов, к которым обращены эти нормы, есть возможность свободного выбора поведения, т.е. они могут и не следовать велению такой правовой нормы.
Расширение сферы применения рекомендательных норм означает сокращение государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики и смягчение методов правового регулирования.
Возможно также применение метода поощрения, суть которого в том, что для стимулирования социально активного и полезного для общества поведения используются поощрительные нормы права, содержащие так называемые позитивные (поощрительные) санкции, указывающие на благоприятные последствия такого поведения. Поощрительными нормами административного права устанавливается порядок награждения особо отличившихся граждан различными государственными наградами, а также условия присвоения почетных званий.