Более пол века тому назад, а именно в 1910 году я поступила в 1 класс гимназии Н.А. Хардиной, проучилась в ней 7 лет и закончила ее в первой половине 1917 года десятым выпускником. Как и в других гимназиях, у нас была форма: синие платья с белыми гипюровыми обшивками воротами манжет и черные фартуки. Материал для платья применялся разнообразный: и более дорогой и дешевый- сатиновый, смотря по достатку родителей. При поступлении в гимназию, родителей предупреждали о необходимости сшить халаты - это было обязательно для всех классов в первого до последнего. Материал и рисунок для всех классов был одинаков и покупался в определенном магазине. Во все годы материалом для халатов был неизменно синий ситец с мелким белым рисунком. Другой особенностью нашей гимназии была оценка знаний в табелях, которые выдавались каждую четверть. Оценки делались не цифровыми отметками,например, по пятибалльной системе, а словами: слабо, удовлетворительно, хорошо и т.д.В нашей гимназии ежегодно отмечался день смерти Андрея Николаевича Хардина, как основателя гимназии. Ежегодно проводились встречи бывших гимназисток, когда либо окончивших нашу гимназию. Мне пришлось быть только на одной такой встрече, когда я окончила 7 класс.
Нина Андреевна Хардина. Начальница гимназии и преподавательница русской литературы в старших классах. Обычно мы видели ее по утрам перед налом уроков во время утренней молитвы в своем неизменно сером гладком платье или позднее с озабоченным видом проходящей по коридору. В младших классах у нас с Ниной Андреевной не было близких отношений Она была для нас только начальницей.Хотя в действительности Нина Андреевна была очень добрым, сердечным и отзывчивым человеком. Со временем,когда мы были уже в 4 и 5 классах, она чаще бывала среди нас т.к. принимала самое деятельное участие в организации наших ежегодных классных вечерах. Такие вечера проводились в каждом классе – от первого до седьмого. На них зрителями были наши родители, а в 7-ом классе мы имели право приглашать молодых людей – наших знакомых. Нина Андреевна подсказывала интересные темы для выступлений, указывала где нужные материалы,помогала советами в устройстве самих постановок в приготовлении костюмов и обычно присутствовала на репетициях. С нами Нина Андреевна была мягка, ровна и общительна. Но иногда мы видели ее другой. Это случалось тогда, когда она была нами недовольна.
|
Тогда она была молчалива, говорила сухо, деловито. Особенно запомнился случай, когда я была в 4-м классе: две ученицы в начале перемены начали брызгать друг друга водой, к ним присоединились другие и вскоре весь класс оказался вовлеченным в эту затею. Оброненный на пол мел вместе с водой привели переднюю часть класса в безобразное состояние. Мы вошли в такой азарт, что прослушала звонок и не заметили, как в дверях появилась учительница истории.Постояв несколько секунд с растерянным видом, она исчезла. Только тогда мы осознали содеянное, мы сели за парты и стали ждать своей участи. Зашла Нина Андреевна и молча села за учительский стол. Потом она попросила учениц с первой парты позвать няню Клавдию с ведром и тряпкой. Посланные ученицы по дороге объяснили няне, что произошло и просили не сердиться за то что ей придется дополнительно убирать класс. Но Нина Андреевна отпустила Клавдию и стала ровным спокойным голосом вызывать по две девочки и давала небольшой участок пола,чтобы он был вымыт и вытерт.После того как пол был вымыт Нина Андреевна ушла и пришла учительница истории. Она продолжила урок не упоминая об инциденте. Все хорошо запомнили этот урок. Для того времени, когда у многих в доме была прислуга, такое решение вопроса было очень необычным. В 7-м классе Нина Андреевна преподавала у нас русскую литературу. Ее уроки проходили живо и интересно. Она в увлекательной форме разбирала то или иное произведение и призывала нас к активному участию в разборе. Раз в неделю она собирала нас по вечерам и эти занятия проходили не как обычные,а в более непринужденной обстановке. Ученицы по очереди читали произведение не входящее в учебную программу, а остальные молча слушали. Сама Нина Андреевна занималась рукоделием, помню она в это время вышивала рисунок для диванной подушки,которым все восторгались. Эта подушка была предназначена для лотереи,которая устраивалась ежегодно в городском театре в пользу неимущих учениц нашей гимназии. Через некоторое время вносили огромный самовар, чашки и несколько кексов и мы все с удовольствием продолжали слушать произведения.С Ниной Андреевной я виделась последний раз в начале двадцатых годов в Ленинграде, куда она приехала со своими родными – семье профессора Борисяк, жившем тогда на Васильевском острове.
|
Заключение
В 2019 году гимназии имени Хардиной исполнится 120 лет. История гимназии тесно и неразрывно связана с историей Самары, историей семьи Хардиных, с известной фамилией, которая для Самары значила и значит очень много.
|
Дом дворянина Поплавского пережил не одну революцию, военное лихолетье, период социалистических преобразований, перестройку. Несколько раз здание пытались забрать, полностью исключив учебный процесс, но сила знаний и вековых традиций оказалась сильнее.Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 года №176 здание школы по адресу: улица Куйбышева,125 признано памятником культурного наследия федерального значения.
Сейчас фасад здания школы №15(бывшего образцового железнодорожного училища №1, бывшей гимназии Н.А.Хардиной) отреставрирован. Мы наслаждаемся античной классической красотой особняка Поплавского. Образование в гимназии Хардиной также имело классические каноны, хотя методы преподавания были очень демократичны. Отношения между гимназистками и преподавателями были очень доверительными и открытыми, и в этом была особенность гимназии Хардиной.
Настоящие интеллигенты, дворяне не только по происхождению, но и по внутренним порядочным убеждениям, Андрей Николаевич Хардин и его дочь Нина Андреевна навсегда останутся в памяти самарцев, как пример бескорыстного служения своему делу, родному городу,губернии. Они это доказали своей жизнью и своей деятельностью.С полной уверенностью
можно сказать, что Семья Хардиных- это общественное достояние Самары»
Цель моей работы, достигнута. Мы познакомились с историей семьи Хардиных, их деятельностью в Самарской губернии в конце XIX начале XX века.
Информация данной работы может быть использована в качестве краеведческих материалов на классных часах, внеурочной деятельности об истории Самары, губернии, знаменитых самарчанах,улицах и зданиях.
Приложение:№1
Школа №15 имени Нины Андреевны Хардиной со стороны улицы Куйбышева (до реставрации)
Приложение №2
Дом дворянина Ю.И. Поплавского. Из личного фонда Щербачевых в ЦГАСО. Фотоснимок 1901 года
Приложение № 3
Первоначальный проект фасада дома дворянина Ю.И. Поплавского на Саратовской (ныне Фрунзе) улице, 1899 год. Из личного фонда Щербачевых
Приложение №4
Гимназия Н.А. Хардиной с писчебумажным магазином Миллера на первом этаже, раньше был книжный магазин Ивановой и тайная явка эсеров
Приложение № 5
Здание школы №15 советский период
Приложение № 6
Бывший дом Ю.И. Поплавского, ныне Фрунзе, 171. Памятник культурного наследия регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165)
Приложение №7
Архитектор А.А. Щербачев и заказчик Ю.И. Поплавский на строительстве, 1902 год. Из личного фонда Щербачевых в ЦГАСО
Приложение №8
Школа №15 - Дом Поплавского в наше время(после реставрации)
Список литературы:
1. Поддубная Р. Сомнительных дел не берет. И во имя денег на компромиссы не идет // Самарские губернские ведомости. -1999. 2 (29).
2. Сибирский. Хардин Андрей Николаевич. Биография // Волжское слово. – 1910. - №81.
3. Струков О.С.Красная гимназия // Волжская заря – 1969. - №5.
4.Фонды музея школы №15
5.Интернет сайты:
Интернет-сайты:
1. ru.wikipedia.org/wiki/Самара
2. gubernya63.ru › Эпохи
3. www.samluka.ru/1710/stolica.html
4. https://volkomorov.com/files/kostirchenko-censorship.pdf Вопросы истории. 1996, № 11-12. С. 87-94.
https://vestarchive.ru/istochnikovedenie/1251-frontovye-pisma-1941-1945-gg-kak-molitvy.html