Символы, образы, стереотипы»
Цель исследования: выявление наиболее часто упоминаемых символов, брендов, образов, мифов, имеющих непосредственное отношение к имиджу Мордовии, позволяющих выделять нашу республику среди других субъектов РФ.
Задачи исследования:
1) выявление отношения респондентов к «прямым» символам – официальной символике Республики Мордовия;
2) определение отношения опрашиваемых к советским символам Мордовии для выявления элементов советской идентичности у старших возрастных групп и узнаваемости, знаний и оценок у молодежи;
3) изучение отношения респондентов к национальным «первоисточникам», составным символам, символам мероприятий регионального и общероссийского уровня, «устойчивым брендам», символам региональной гордости.
4) выделение наиболее часто упоминаемых образов, оценка их эффективности, внешнего вида, смысловой нагрузки;
5) подведение итогов фокус-группового исследования.
Целевые группы:
1 фокус-группа – 12 чел.:
– жители РМ;
– 6 мужчин (3 чел. – 18 – 35 лет, 3 чел. – с 36 лет), 6 женщин (3 чел. – 18 – 35 лет, 3 чел. – с 36 лет);
2 фокус-группа – 10 чел.:
– приезжие РФ;
– 5 мужчин, 5 женщин (3 чел. – 18 – 35 лет, 2 чел. – с 36 лет), 6 женщин (3 чел. – 18 – 35 лет, 2 чел. – с 36 лет);
3 фокус-группа – 10 чел.:
– приезжие из-за рубежа,
– 5 мужчин, 5 женщин (3 чел. – 18 – 35 лет, 2 чел. – с 36 лет), 6 женщин (3 чел. – 18 – 35 лет, 2 чел. – с 36 лет);
Фокус гайд
Вводное слово модератора: Добрый день! Каждому из нас, так или иначе, приходится сталкиваться с понятием «имидж». (Можно спросить кого-то, что это такое??) Чаще всего под ним подразумевается внешний вид, облик, которые позволяют выделиться в среде себе подобных. Не удивительно, что в разных культурах существует много пословиц в этой связи:
|
– как о первичном имидже (т.е первом впечатлении): «Одежда красит человека», «Красивые птицы красивы своим оперением», «Добротная одежда открывает все двери» и др.
– так и вторичном имидже (впечатлении после более глубокого знакомства): «Встречают по одежке, провожают по уму», «Монах не опознается по капюшону, а человек – по наряду», «Мужчину делает джентльменом не красивый пиджак», «Мартышка остается мартышкой, а негодяй остается негодяем, даже будучи одетым в шелк и пурпур» и др. (У иностранцев можно спросить, а в их странах существуют подобные поговорки?)
В современном информационном мире, имидж стал реальным ресурсом, определяющим конкурентоспособность не только человека, но и территории. Страны с привлекательным имиджем лидируют в политике, экономике, имеют эффективный диалог с другими странами, их культурные символы тиражируются. Понятие «Сделано в Китае», «Сделано в России», «Сделано в Германии», «Сделано в США» и т.д. наполняется новым смыслом.
Имидж каждый страны это совокупность имиджей ее отдельных территорий, регионов, областей, штатов. А выражается этот имидж в различных образах, символах, легендах, мифах, даже предрассудках и стереотипах. Мы с вами собрались для того, чтобы обсудить имидж Республики Мордовия и образы и символы, которые его составляют.
Меня зовут Курочкина Ксения, я магистрантка Историко-социологического института, и сегодня я буду ведущей нашей встречи, мне будет помогать Ирина Геннадьевна Напалкова, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения. Наши ассистенты студенты-политологи Александр Никашкин (ответственный за презентационное сопровождение), Никита Борщов (ответственный за техническое обеспечение), Дарья Мещерякова (ответственная за организацию нашей встречи).
|
А теперь давайте знакомиться с вами! Начнем слева направо?
Представились.
Ведущий: Рада знакомству! Итак, напомню еще раз, что сегодня мы с вами будем обсуждать символы, бренды и стереотипы, которые являются наиболее яркими, мощными в вашем сознании и как нельзя лучше определяют ваше восприятие Республики Мордовия.
Вашему вниманию поочередно будут представлены различные логотипы, символика, персоны, так или иначе связанные с Мордовией.
Ваша задача – выделить из них те, которые вам эмоционально близки и однозначно помогают выделить Мордовию из других территорий и наоборот те, которые вызывают негативную реакцию.
Располагайтесь с комфортом, расслабьтесь. Прошу вас свободно высказывать любые мысли и идеи, которые возникают в процессе встречи. В любом случае, ответить правильно или неправильно здесь невозможно. Каждый собравшийся имеет право на свое уникальное мнение. Мы не осуждаем и не выставляем оценок. Мы с вами беседуем и делимся своими впечатлениями о нашей Республике.
Процесс проведения фокус-группы будет фиксироваться на диктофон, однако не смущайтесь: это необходимо для дальнейшей интерпретации нашего исследования, которое абсолютно анонимно, в нем не будут фигурировать персональные данные. Поэтому сконцентрируйте все внимание на презентации и на своих чувствах и ощущениях, вызванных представленными образами.
|
Ну что же, приступим.
Имидж региона – это различные символы, бренды, образы, даже определенные «байки» и легенды, существующие в данном регионе, причем как положительные, так и отрицательные, которые позволяют нам сформировать в нашем сознании целостную картину этого региона, и, что самое важное, найти связующие нас с ним нити.
Сейчас вашему вниманию будет представлена презентация, на слайдах которой вы увидите различные символы и образы, неразрывно связанные с Мордовией. Прошу вас внимательно их рассматривать и отмечать для себя, какие из них наиболее значимы для вас, вызывают интерес, положительные эмоции, какие из них в наибольшей степени ассоциируются с республикой, какие вызывают негативные эмоции, а какие совсем безразличны.
Начнем с первой группы слайдов – с прямых символов Республики Мордовия, к ним относится так называемая государственная символика флаг, герб, гимн (флаг, герб, гимн РМ, герб Саранска, герб Темникова, герб Ардатова, герб Рузаевки).
Вопросы:
1) знакомы ли вы с этими символами;
2) насколько флаг, герб и гимн РМ отражают специфику своего региона?
3) какой из гербов вам показался наиболее интересным? Почему?
4) ваше отношение к гимну РМ. Как вы считаете, правильно ли, что гимн Мордовии исполняется на родном языке республики? Должны ли жители республики в обязательном порядке знать слова гимна?
5) Как вы считаете, может ли столица республики – г. Саранск – быть самостоятельным символом Мордовии? Почему? Какие знаковые места города сразу всплывают в подсознании?
Ведущий: Спасибо! А теперь перейдем ко второй группе символов РМ – символам Мордовии советских времен. Давайте их вспомним.
Герб МАССР
Герб советского Саранска
Флаг МАССР
Советские марки, значки
Вопросы:
1) Знакомы ли вам данные символы?
2) Каково ваше отношение к данным символам? Что нравится, а что кажется неуместным?
3) В сравнении с современной символикой РМ, какие же символы – нынешние или советские, по вашему мнению, несут большую смысловую нагрузку?
4) На ваш взгляд, заставляют ли советские символы почувствовать причастность к республике?
Ведущий: Отлично! Двигаемся дальше, и следующий блок символов Мордовии – так называемые национальные первоисточники: такие привычные нам лисичка, национальный костюм, мордовская розетка и, конечно, красный цвет! А также различные социокультурные образы, живущие в нашем сознании, которые неразрывно связаны с РМ.
Этносимволы (вышивка, сюлгамо, мокшанский и эрзянский национальные костюмы, мордовская матрешка, тавлинская деревянная игрушка, мордовский головной убор, красный цвет, лиса, мордовская розетка)
Социокультурные образы ( 1 корпус МГУ, Собор Ушакова, Санаксарский мужской монастырь, Макаровский мужской монастырь, Пайгармский женский монастырь, памятник «Навеки с Россией», памятник воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны, памятник Стратонавтам, поместье Струйских).
Вопросы:
1) какой из представленных символов, по вашему мнению, однозначно отражает региональную принадлежность? Можно ли выделить один символ?
2) Какие из увиденных образов вы бы отнесли к этническим, а какие – к социокультурным?
3) Как по-вашему, насколько велика роль социокультурных образов в восприятии Республики Мордовия?
4) Какие из вышеперечисленных символов наиболее близки именно вам?
5) Если бы вы повели на экскурсию человека, никогда не бывавшего в Мордовии, какие бы три места вы ему обязательно показали?
Ну что же, теперь перейдем к изучению символов, с которыми мы сталкиваемся как в различных СМИ, так и просто на улицах городов республики: так называемых «составных» символов. Они представляют собой слияние элементов официальной символики республики и элементов различных региональных брендов и логотипов.
I. Как имидж страны – это совокупность имиджей региона, так и имидж региона – это совокупность образов его предприятий, организаций и учреждений. Внимание на экран логотипы и символы предприятии Мордовии: Лисма, Биохимик, МГУ, Огарев-ТВ, Атяшевский МПК, Агрофирма Октябрьская, «Сыродельный комбинат Ичалковский», Сармич, «Электровыпрямитель», «Талина», «Сарэкс», «Сарансккабель», «Саранский приборостроительный завод», «Саранский механический завод», Птицефабрика «Атемарская», Птицефабрика «Чамзинская», Агрогруппа «Хорошее дело», Инзера, Новотроицкое молоко, «Орбита», «Мордовцемент», Саранский завод мед оборудования, Саранский завод Резинотехника, Саранский завод керамических изделий, Завод лицевого кирпича, Ковылкинский электромеханический завод, Рузаевский стекольный завод, Зубовополянский деревообрабатывающий комбинат, «Сардоз», «Мордовские узоры», Саранская швейная фабрика, «Ламзурь», КФ «Березники», Консервный завод «Саранский», ВКМ-Сталь, ЛВЗ, Мордов-спирт, Ардатовский светотехнический завод, Авиалинии Мордовии, Заповедная Мордовия, Национальный парк Смольный, заповедник Смидовича, Технопарк Мордовия, Вести Мордовия, 10-канал, НТМ Мордовия, Столица С, Вечерний Саранск, КС банк, Интернет-дом, Рекламное агентство «Деловой Саранск», Гостиница «Саранск», Финно-угорский культурный центр России,
Вопросы:
1) Знакомы ли вам логотипы предприятий Мордовии? Если да, то какие из них? Какие логотипы вам не знакомы?
2) Как часто вы встречаете логотипы этих брендов на баннерах, в рекламных роликах, в СМИ?
3) Логотипов каких предприятий, на ваш взгляд, здесь не хватает? Знаете ли вы, что на них изображено?
4) Насколько интересны дизайнерские решения?
II. В Мордовии активно развивается спорт. Потому не менее интересны и логотипы спортивных клубов и спорт-объектов (ФК Мордовия, ФК «Саранск», Межрегиональный центр подготовки юных футболистов Приволжья Мордовия, спорткомплекс Мордовия, Ледовый дворец Саранск, Гимнастический центр им. Л. Аркаева, Мордовия-арена, Хоккейный клуб Мордовия, спортивный клуб «ТАНРЭН» (каратэ)). Давайте их рассмотрим.
Вопросы:
1) всю ли символику спортивных клубов и спорт-объектов вы узнали?
2) какие из представленных логотипов или образов вам кажутся наиболее удачными в плане отображения региональной принадлежности того или иного спорт-объекта?
3) какие логотипы понравились меньше всего? Почему?
Ведущий: Теперь давайте рассмотрим символику мероприятий, проводимых в Мордовии на городском, республиканском, региональном и общероссийском уровнях:
1000-летие единения
Шумбрат, Мордовия!
Кургоня
Ансамбль «Умарина»
КВН Мордовии
Выставка свадебной индустрии
ЧМ по футболу
ЧР по фигурному катанию 19 - 23 декабря 2018 года
Зимняя спартакиада учащихся 2019
Евро 2020
Ведущий: Отдельной группой мы выделили логотипы дня города Саранска, которые были использованы в разные годы. Обратите внимание на некоторые из них.
Вопросы:
1) Символику всех ли мероприятий вы узнали? Если нет, то какие вам не знакомы?
2) Как вы думаете, отражают ли логотипы данных мероприятий и творческих коллективов их региональную принадлежность? Если да, то какие именно элементы символики это подтверждают?
4) В презентации была представлена символика дня города. На ваш взгляд, допустимо ли ежегодное повторение одних и тех же символов и образов в ней? Почему?
Ведущий:
III. Ну а теперь настало время, наверное, самых известных республиканских брендов, образы которых прочно укоренились в сознании каждого жителя Мордовии: это так называемые «Устойчивые» бренды. Кроме того, давайте узнаем, какие стереотипы, связанные с РМ, живут в вашем сознании.Внимание на презентацию!
Бренды: сгущенка, конфеты Мордовия, конфеты Родной город, мордовские блины, эрзянский мед, Мордовская водка, Ичалковские сыры, масло Ичалковское, сыры Сармич, масло Сармич, сыр плавленый Атяшевский, Ушаковский, Эрзянка, Атяшевская колбаса, куры Чамзинка, яйца Атемарские, 13 регион.
Вопросы:
1) Чувствуется ли привязка представленных брендов к региону?
2) Нужно ли в коммерческих брендах использовать национальные символы?
Имидж территории тесно связан с историческими традициями, стереотипами и даже слухами и предрассудками.
Готовясь к сегодняшней встрече мы изучили существующие стереотипы и хотим их вам представить:
- мордва – упрямый народ,
- в Мордовии хорошо развито сельское хозяйство, при отсутствии полезных ископаемых (нет нефти, нет газа);
- мордовское население – обладатели ярко выраженных скул
- Мордовия – территория тюремных лагерей;
- Мордовия – глухая провинция со всеми вытекающими последствиями: плохими дорогами, низкой культурой, низким уровнем жизни;
- Мордовия – республика ходоков, здесь ходят все от мала до велика;
- В Мордовии все говорят на мордовском языке
Товары Мордовии
Вопросы:
1) С какими из перечисленных стереотипов вы согласны? с какими категорически не согласны?
2) Как вы считаете, каких стереотипов не хватает в данном списке? Какие бы вы обязательно включили?
Ведущий: Отлично, осталось совсем чуть-чуть! Мы с вами выходим на финишную прямую, и давайте напоследок посмотрим портреты тех выдающихся личностей прошлого и современности, с именами которых неразрывно связана сама история Республики Мордовия. Ваша задача – определить для себя, кто из этих личностей именно для вас напрямую ассоциируется с Мордовией. Кроме того, вашему вниманию будут представлены так называемые символы региональной «гордости» - различные ордена, медали, почетные знаки, на которые также необходимо обратить внимание.
Почетный знак Главы РМ
Медаль: почетный гражданин РМ
Медаль: почетный гражданин РМ (2)
Медаль: почетный гражданин РМ (3)
Орден Славы 3 степени
Медаль «За заслуги»
Медаль «За межнациональное согласие»
Медаль 80 лет УФСИН по РМ
Медаль (ведомственная награда)
Медаль 25 лет Мордовской и Саранской епархии
Вопросы:
1) Какие награды, на ваш взгляд, в наибольшей степени отражают идентификацию с Республикой? Какие их отдельные элементы это подтверждают?
2) Какие еще награды РМ вы знаете? Что изображено на этих наградах?
Имидж как любой страны, так и региона связан с ее лидерами и известными людьми. Когда мы говорим Куба сразу всплывает образ Фиделя Кастро, мы говорим Венесуэла – и представляем Уго Чавеса, мы говорим Россия – и конечно это образ нашего президента Владимира Путина.