Обследование мелкой моторики рук
I. Кинестетический праксис.
1. «Кольцо».
Соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Удерживать позу по счет до 10.
2. «Коза».
Вытянуть вперед указательный палец и мизинец, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Удерживать позу по счет до 10.
3. «Три богатыря».
Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Удерживать позу под счет до 8.
4. «Заяц».
Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Удерживать по счет до 10. При первом выполнении можно помочь ребенку принять нужную позицию пальцев.
5. «Солдатики».
Удержать вытянутые напряженные пальцы под счет до 10.
6. «Вилка».
Вытянуть вверх три пальца (указательный, средний и безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Удерживать позу под счет до 10.
7. «Очки».
Округлить указательные и большие пальцы обеих рук в виде очков. Остальные пальцы вытянуты.
II. Кинетический праксис.
Рисование
1. Рисование прямой горизонтальной линии.
2. Рисование круга, овала.
3. Рисование прямоугольника по точкам.
4. Рисование ломаной линии «Дорисуй забор по точкам» (4-5 лет).
При анализе обращается внимание на следующее:
- как ребенок держит карандаш;
- в какой руке держит карандаш;
- как начинает чертить карандашом (характер линии: с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и др.);
- как ребенок заканчивает линию (характер линии);
|
- соединяет ли ребенок линии при изображении геометрических фигур или нет;
- как ребенок ориентируется в пространстве листа.
Работа с бумагой.
1. Вырезание ножницами (разрезать лист по прямой линии).
2. Обрывание листа бумаги (оборвать лист по прямой линии).
Тактильные ощущения.
1. Узнавание качества предмета (4-5 лет).
Наощупь узнать в мешочке и показать разные по качеству предметы (деревянный, резиновый, пластмассовый). Инструкция: «Опусти руку в мешочек и вытащи любой деревянный предмет».
2. Узнавание формы предмета.
Нащупать в мешочке и показать разные по форме предметы (круглый, квадратный, треугольный). Инструкция: «Опусти руку в мешочек и вытащи круг».
3. Узнавание наименования предмета.
Нащупать в мешочке и показать разные предметы (карандаш, расческа, ложка, кукла, конфета и пр.). Инструкция: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».
Сила тонуса.
1. Сжатие двумя руками рук взрослого.
2. Сжатие руки взрослого одной рукой.
3. Одномоментный разрыв натянутого листа бумаги.
Ребенок держит тетрадный лист двумя руками за противоположные стороны; соединяет руки с листом вместе, а затем резко натягивает бумагу, разрывая ее за один прием.
Координация движений.
1. Вдевание нитки в иголку (4-5 лет).
2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак» (4-5 лет).
Ребенок сидит за столом, руки на краю стола. Инструкция: «Положи руку (руки) на стол ладонью вниз (показ педагога). А теперь поставь руку (руки) на ребро (показ). Сожми руку в кулак (показ). Теперь делай со мной: ладонь, ребро, кулак, …» Темп упражнения убыстряется. Когда ребенок запомнит последовательность выполнения упражнения, педагог проводит его под счет (раз-два-три).
|
3. Упражнение «Коза-заяц».
Быстрая смена поз. Педагог показывает упражнение, а ребенок одновременно с ним выполняет его в медленном темпе. Упражнение выполняется 3-4 раза.
4. Показ упражнений по образцу.
Упражнение «Улитка, высуни рога – дам пирога». Педагог вытягивает вперед большой палец и мизинец, остальные согнуты и прижаты к ладони. Попеременное поднимание и опускание вытянутых пальцев. Ребенок выполняет после показа педагога.
Обследование щепоти руки (большой, средний и указательный пальцы соединенные вместе).
1. Захват карандаша.
При определении щепоти предлагается нарисовать на листе много палочек (не менее 10) разной длины в разных местах. Если захват карандаша неправильный, то взрослый показывает верное положение щепоти.
2. Упражнение «Посолим суп».
Ребенок должен производить движение медленно, как бы растирая большой комочек соли.
3. Катание шарика (4-5 лет).
Ребенок, зажав шарик (диаметр 15 мм) тремя пальцами, начинает катать его по часовой стрелке.
Показатели выполнения заданий:
1 балл – с заданием справился;
0 баллов – с заданием не справился.
По результатам диагностики выставляется литергруппа (А, Б, В, Г), которая показывает степень развития мелкой моторики ребенка на момент обследования.
Характеристика литергрупп (4-5 лет)
Группа «А» - 26-25 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.
|
Группа «Б» - 24-19 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно. Этих детей следует заинтересовать игрой в конструктор, мелкой мозаикой. Особое внимание обратить работе над щепотью ведущей руки. Для достижения положительного результата в последующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
Группа «В» - 18-12 баллов. Мелкая моторика развита плохо. С такими детьми педагогам и родителям предстоит большая работа, которую необходимо построить на основе результатов обследования (на пробах). Особое внимание уделить кинетическим пробам, так как в их основе лежит принцип переключения от напряжения мышц руки к расслаблению и наоборот. У детей данной группы возможны также нарушения в речи, поэтому следует проводить раннюю работу по совершенствованию мелкой моторики и артикуляционной.
Группа «Г» - 11 баллов и меньше. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы. С таким детьми необходимо работать не только педагогам и родителям, но и специалистам (логопеду, дефектологу, массажисту, невропатологу).