Порядок расчета коробки передач





1. Выбираем схему коробки передач и изображаем в виде кинематической схемы (рис. 2.1).

2. Предварительно определяем межосевое расстояние между валами коробки передач по эмпирической формуле:

, (2.1)

где - коэффициент, для легковых автомобилей = 14,5÷16,0, для грузовых автомобилей = 17,0÷21,5. Принимаем коэффициент = 18.

= 132,85 мм.

3. Определим нормальный модуль, по эмпирической формуле:

, (2.2)

Полученное значение модуля округляем до ближайшего значения по ГОСТ9563-60, таблица 2.1.

 

 

Рис. 2.1. Кинематическая схема трех вальной четырехступенчатой коробки передач.

 

 

Таблица 2.1- Модуль зубчатого зацепления по ГОСТ9563-60

ряд
1-й 1,25 2,5
2-й 1,375 1,75 2,25 2,75 3,5 4,5

 

= 0,032·132,8= 4,25 мм. Выбираем модуль зубчатого зацепления = 4.

4. Приближенно определяем ширину зубчатого колеса по формуле:

, (2.3)

где k – коэффициент, k = 5÷8. Принимаем k = 7,44.

b = 7,44 · 4 = 29,76 мм.

Для легковых автомобилей = 15÷25 мм, для грузовых автомобилей = 20÷35, мм.

5. Определяем угол спирали зубьев .

, (2.4)

= 0,45.

b = 28,690.

Для легковых автомобилей , для грузовых автомобилей .

6. Определяем суммарное число зубьев пары шестерен

(2.5)

= 54,84 » 55.

7. Определяем число зубьев шестерен, исходя из того, что передаточные числа всех передач должны соответствовать значениям передаточных чисел, найденных в тяговом расчёте автомобиля (допустимое отклонение 5÷8%). Передаточное число пары шестерен привода промежуточного вала = 1,8÷2,5.

(2.6)

= 2,182 » 2,2.

8. Число зубьев шестерни первичного вала должно быть z1= 17÷23. Определяем число зубьев шестерни z1:

(2.7)

= 17,19 » 18. Принимаем z1= 18.

Число зубьев шестерни z2:

z2 = zS- z1 (2.8)

z2 = 55 – 18 = 37.

9. Определяем число зубьев всех шестерен. Для обеспечения параллельности валов, необходимо выполнение следующего условия: суммы чисел зубьев каждой пары шестерен должны быть равны (при условии, что у всех шестерен одинаковые модули и углы наклона зубьев), т. е.

, (2.9)

где - число зубьев рассматриваемой шестерни.

Определяем передаточное число любой сменной пары:

. (2.10)

= 3,382.

10. Определяем число зубьев шестерен zi:

(2.11)

= 12,551 » 13.

zi+1 = zS- zi (2.12)

z7 = 55 – 13 = 42.

11. Уточняем межосевое расстояние между валами коробки передач :

, (2.13)

= 125,399 мм.

12. Определяем диаметр делительной окружности шестерни (рис. 2.2)

. (2.14)

= 91,199 мм.

По полученным значениям модуля зубьев определяем размеры шестерен.

Рис. 2.2. Расчетная схема зубчатого колеса

 

13. Определяем высоту головки зуба (рис. 2.2):

, (2.15)

= 4 мм.

14. Определяем высоту ножки зуба (рис. 2.2):

, (2.16)

=1,25×4 = 5 мм.

15. Определяем наружный диаметр шестерни (рис. 2.2):

, (2.17)

= 91,199 + 2×4 = 99,199 мм.

16. Определяем диаметр шестерен по впадинам (рис. 2.2):

, (2.18)

= 91,199 – 2,5×4 = 81,199 мм.

17. Проверяем прочность шестерен по контактным напряжениям:

прямозубых передач

(2.19)

косозубых передач

, (2.20)

где - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку и не равномерность распределения нагрузки между зубьями и по ширине венца.

, (2.21)

где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; для прямозубых колес принимают =1; для косозубых колес в зависимости от окружной скорости и степени точности =1,0÷1,15, принимаем = 1,1;

- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения по ширине венца, = 1,0÷1,45, принимаем = 1,2.

- динамический коэффициент, = 1,0÷1,1. Принимаем = 1.

=1,1·1,2·1,1 = 1,5.

Значения не должны превышать:

у прямозубых шестерен 1500÷3000 МПа;

у косозубых шестерен 1000÷2500 МПа.

= 444,577 МПа .

18. Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:

(2.22)

где - условное окружное усилие, Н

, (2.23)

= 8835 Н.

- коэффициент нагрузки, учитывающий соответственно распределение нагрузки между зубьями, неравномерность распределения по длине контактной линии, динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении, = 1,5 ¸ 2,4, принимаем = 1,7;

- коэффициент формы зуба, находят из таблицы 2.1, исходя из приведенного числа зубьев, принимаем = 0,106;

- коэффициент, учитывающий изменения плеча действия нагрузки по линии контакта косозубого колеса.

 

Таблица 2.1 – Коэффициент формы зуба

Z Z 15
0,1 0,101 0,102 0,104 0,105 0,106 0.108 0,110 0,112
Z
0,117 0,120 0,123 0,128 0,131 0,143 0,145 0,146 0,147

 

Коэффициент, учитывающий изменения плеча действия нагрузки по линии контакта косозубого колеса

, (2.24)

= 0,8.

» 10699,375 Па .

19. По полученным значениям определяем ориентировочные габаритные размеры коробки передач по высоте и длине (принимая одинаковую ширину всех шестерён, ориентировочные размеры включающих устройств, необходимые зазоры и толщину стенок картера).

 





Читайте также:
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.