Виды упражнений при обучении грамматике на уроках английского языка в начальной школе




 

Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. [1]

Обычно выделяют упражнения для усвоения материла и для его использования в речи. Первые называют языковыми, подготовительными, тренировочными и т.п., вторые – речевыми, коммуникативными, творческими и т.п. Для каждого вида РД как средства общения необходимы 2 категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или УРУ, и те, в которых происходит развитие речевого умения, или РУ.). В рамках коммуникативного подхода удачными представляются следующие термины, обозначающие три существующие в практике обучения типа упражнений (Шатилов): подлинно-коммуникативные (естественно-коммуникативные или речевые упражнения), условно-коммуникативные (учебно-коммуникативные или условно-речевые) и некоммуникативные (языковые).

Языковые упражнения направлены на выработку у учащегося первичных умений и навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью является подготовка ученика к дальнейшей речевой деятельности. Упражнение должно соблюдать лишь одну трудностьи не иметь дополнительных трудностей.

Языковые упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения иностранному языку, так как определенным навыком легче овладеть в от-дельности.

Речевые упражнения – направлены на выработку у учащегося нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.

Упражнения постепенно становятся все более творческими и все больше приближаются к естественному акту речи.

Во многих методических публикациях, как отечественных, так и зарубежных, первый и второй типы упражнений не разграничиваются, а типология включает в себя только 2 категории: подготовительные (некоммуникативные) и коммуникативные упражнения.

Далее представлена схема коммуникативных (речевых) и некоммуникативных (языковых) упражнений при обучении английскому языку.

 

Речевые упражнения Языковые упражнения
Open-ended activities (brainstorm, mind mappind) Language games Information gap(information transfer) open-ended questions Expansion Closed activities(gap filling, reconstruction, matching) Eliciting(questioning, rephrasing) Information transfer Questioning(display, multiple-choice, true-false, closed) Reconstruction(gap filling, completion, unscrambling) Drill Odd-one-out Classifying (selecting, identification, comparison, sorting, grouping Ranking

 

Exercise (упражнение) является наиболее ранним термином для обозначения любого вида упражнений. С развитием коммуникативного метода подвергся значительному переосмыслению в зарубежной методике и в настоящее время встречается преимущественно в терминологических сочетаниях formal exercise (формальное упражнение), linguistic exercise (лингвистическое упражнение), т.е. соотносится с некоммуникативными (языковыми упражнениями). В своем родовом значении exercise практически полностью вытеснен термином activity.

Терминологическая парадигма термина activity чрезвычайно развита и охватывает практически все разнообразие речевых действий, выполняемых в учебных условиях. На основе термина activity образовано множество видовых терминов. Почти все они образуют антонимические пары и имеют терминологические эквиваленты в русском языке, образованные на основе термина «упражнение».

Упражнения открытого типа исключают единственно верный вариант ответа, решения, выполнения задания. Они не могут жестко регламентироваться по времени и строго контролироваться учителем. В таких упражнениях внимание сосредоточено преимущественно на содержании высказывания. Учащиеся обладают больше свободой в определении этого содержания, в выдвижении гипотез, в выборе и комбинировании языковых средств. Упражнения открытого типа могут быть разного уровня сложности, но именно к этой группе относятся все подлинно коммуникативные, творческие упражнения.

К этому типу относятся упражнения на генерацию идей (brainstorming, mind mapping).

Brainstorming – «мозговой штурм»\ «мозговая атака». Упражнение, в ходе которого учащиеся совместными усилиями или индивидуально разрабатывают семантическое поле какого-либо понятия или определенную схему. В основе этого упражнения лежат приемы семантических ассоциаций. В связи с заданным понятием (темой) учащиеся спонтанно и свободно высказывают идеи, мнения, затрагивают различные аспекты темы и фиксируют их неупорядоченно в виде отдельных слов, словосочетаний, незаконченных фраз, коротких предложений. «Мозговой штурм» часто используется как вариант экспозиции, он эффективен также при подготовке монологических высказываний в устной и письменной форме.

Mind-mapping составление семантической карты (интеллектуальной карты: Мильруд, 1996, логико-смысловой карты: Пассов, 1985). Упражнение, в котором, как и при «мозговом штурме», реализуются приемы порождения семантических ассоциаций. При составлении семантической карты в центр смыслового комплекса помещается главное понятие – ключевое слово, по ассоциации с которым порождается лексико-грамматический материал, предстающий в виде лексико-семантического или функционально-грамматического поля. Логико-смысловая карта способствует ассоциативному опосредованному запоминанию слов и выражений, служит путеводителем для построения самостоятельных устных высказываний, облегчает планирование и создание письменных произведений

Information gap - «информационное неравновесие» - характерная черта естественного речевого общения. Процесс обмена информацией отличается тем, что вначале участники владеют лишь частью общего «банка информации», а в результате речевого взаимодействия каждый получает более полный объем сведений. Стремление восполнить информационные пробелы является стимулом для речевого общения.

Преодоление «информационного неравновесия» может происходить и при обмене информацией с ее перекодированием из одной формы представления в другую (information transfer).

Open-ended \ divergent questions - вопросы открытого типа, или дивергентные вопросы. Вопросы открытого типа не подразумевают единственно правильного ответа и вызывают разнообразные личностные ответы и реакции. Вопросы этого типа являются более сложными в когнитивном плане. Они служат стимулом к порождению собственных высказываний, разных по объему, самостоятельных как по форме, так и по содержанию.

Expansion – упражнение на расширение заданного речевого материала, представленного словосочетанием, частью предложения, высказыванием на уровне предложения, сверхфразового единства или текста. Расширение высказываний может осуществляться за счет детализации, уточнения, включения элементов описания, конкретных примеров, раскрытия причинно-следственных связей и при помощи других риторических приемов, способов логического развития мысли.

Упражнение не расширение способствует развитию как монологической, так и диалогической речи, готовит к участию в учебных дискуссиях, к устным выступлениям перед аудиторией. Это упражнение не менее значимо и для развития экспрессивной письменной речи учащихся.

Closed activities – упражнения закрытого типа. Предполагают единственно верный вариант ответа или способ выполнения задания, отличаются высокой степенью структурированности, управляемости со стороны учителя, преимущественным вниманием к языковой правильности речи. Эти упражнения – некоммуникативные тренировочные. Они часто аналогичны объективным тестам, которые используются для контроля сформированности языковых навыков. Примерами упражнений закрытого типа являются заполнение пропусков (gap-filling), восстановление (reconstruction), соотнесение (matching).

Drill - организационная форма выполнения языковых упражнений, которая предполагает целенаправленную отработку отдельного учебно-речевого действия, его многократное воспроизведение, выполнение действий, аналогичных ему, с целью запоминания языкового явления и автоматизации навыков. Как методическая категория дрилл сформировался в рамках аудиолингвального метода обучения иностранным языкам и продолжает ассоциироваться с интенсивной, жестко управляемой со стороны учителя тренировкой языкового материала (фонетического, лексического, грамматического) с акцентом на внеконтекстном, внеситуативном усвоении формы и значения.

Как дрилл могут выполняться имитативно-репродуктивные подстановочные, трансформационные упражнения на материале отдельных слов и предложений. Разновидности этих упражнений подробно описаны в методической литературе (Шатилов, Скалкин, Пассов).

Eliciting\ Elicitation – приемы, используемые учителем с целью стимулирования речемыслительной деятельности учащихся и вовлечения их в иноязычное общение. Побуждая обучаемых к интеллектуальной и речевой активности, эти приемы могут подводить учащихся к формулированию правила, пониманию закономерностей функционирования речевых единиц, к воспроизведению образцов речевых действий, выбору, варьированию, комбинированию речевых образцов и речевых единиц. Эти методические приемы реализуются в различных видах вопросно-ответной работы (questioning), при использовании учителем перифраза (rephrasing).

Questioning – приемы вопросно-ответной работы.

Обмен вопросами и ответами – характерная черта речевого общения между учителем и учениками и между самими учениками в процессе обучения. Вопросы, которые задает учитель, стимулируют речемыслительную деятельность учащихся в том случае, если они вызывают познавательное затруднение в связи с недостаточной информированностью, языковой сложностью материала, проблемным характером ситуации или темы. Вопросы широко используются для вовлечения обучаемых в иноязычное речевое общение (eliciting). В методике обучения иностранным языкам существуют различные типологии вопросов. В зависимости от их функционально-смыслового назначения можно выделить две основные группы вопросов: контрольные и коммуникативные.

Коммуникативные вопросы задаются с целью запросить интересующую информацию, мнение, оценку в связи с учебным материалом, ситуациями общения либо с собственным жизненным опытом учащихся.

В отечественной методике вопросы, нацеленные на проверку сформированности навыков и умений, называются общим термином – контрольные. В британской методике для обозначения контрольных вопросов используются частные термины – в зависимости от специфического назначения вопросов. Например: Display questions – вопросы на проверку владения лексико-грамматическим материалом.

Среди контрольных вопросов выделяются два вида, характерных именно для этой функционально-смысловой группы:

• Multiple-choice questions – вопросы, предполагающие выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

• True-false questions - вопросы, предполагающие выбор ответа – высказывания, подтверждающего или опровергающего данное утверждение.

В зависимости от языковой формы, то есть от лексико-грамматической структуры, выделяются:

• Yes\ no questions – общие вопросы;

• Wh\ how questions – специальные вопросы;

• Or questions - альтернативные вопросы;

• Tag questions - разделительные вопросы.

В зависимости от когнитивной сложности ответа различаются:

• Closed\ convergent questions - вопросы закрытого типа, или конвергентные вопросы;

Вопросы закрытого типа, как правило, предполагают единственно верный ответ, который может быть сформулирован кратко. Такие вопросы чаще всего выполняют контролирующую функцию.

Reconstruction \ restoration – учебно-методический прием, согласно которому учащиеся выполняют учебно-речевые действия реконструкции отдельных неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста. Деформация высказываний или целого текста производится учителем или составителем учебных материалов путем предварительного удаления из них языковых единиц (deleting) либо нарушения логического порядка в связном тексте и предъявления его в виде разрозненных фрагментов (jumbling).

Прием восстановления реализуется учащимися в следующих видах упражнений: заполнение пропусков (gap-filling), дополнение (completion), перегруппировка (unscrambling).

“Odd one out” – «удали лишнее слово» - упражнение, в котором учащиеся, опираясь на действия идентификации, сравнения, должны осознать принадлежность языковых единиц (лексических или грамматических) к определенному классу или понятийной категории, выбрать и удалить один лишний элемент, не относящийся к этому классу. Понятийная категория, на основе которой происходит сортировка языкового материала, может быть задана в упражнении или определяться самим учащимся (classifying).

Упражнение способствует усвоению лексических единиц, а также может быть полезным для закрепления навыков словосочетания.

Учебно-методические приемы организации языковых или речевых единиц, их классификация в соответствии с заданными категориями или без заданных категорий. Эти приемы лежат в основе целой группы упражнений, в которых учащиеся выполняют речевые действия, соотносимые с познавательными действиями и общефункциональными механизмами речевой деятельности. К этим упражнениям относятся идентификация (identification), выбор (selection), сравнение (comparison, contrast), соотнесение (matching), сортировка (sorting), группировка (grouping), ранжирование (ranking).

Отличительной чертой этой группы упражнений является взаимосвязь указанных действий, включенность одних действий в другие, поскольку поиск и идентификация, сравнение и выбор всегда лежат в основе фундаментального познавательного процесса классификации. Упражнения этой группы направлены на осознание понятийных категорий и их языковой формы (consciousness-raising activities). В последние годы они приобрели особую популярность и широко применяются при обучении иноязычной лексике. Организованная по определенному критерию, она лучше запоминается, укрепляются ассоциативные связи между словами. Сопряженность позволяет многократно повторять лексические единицы в разных семантических сочетаниях, в единстве с разнообразными мыслительными операциями, что также способствует более прочному усвоению материала. Упражнения, в основе которых лежат приемы классификации, могут быть как открытого, так и закрытого типа (open-ended activities\ closed activities).

Ranking – ранжирование - упражнение, в котором учащиеся получают задание познакомиться с предлагаемым материалом, осмыслить, оценить содержащуюся в нем информацию и распределить ее согласно определенным критериям: степень важности, предпочтение, эмоциональная окрашенность и т.д. Информация преподносится в виде списка слов, словосочетаний, набора отдельных высказываний или в связном тексте. Упражнение выполняется как индивидуально, так и в парах или небольших группах. При парной и групповой работе ранжирование информации осуществляется в ходе ее обсуждения и согласованного определения приоритетов, оценок. В заключение следует представление ранжированной информации, сопровождающееся комментарием, с последующим обменом мнениями и возможной дискуссией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: