СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА




По Н.В. Кузьминой, педагогический процесс можно изобразить как систему из пяти частей: 1) цель обучения (для чего учить?); 2) содержание учебной информации (чему учить?); З) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?); 4) преподаватель; 5) учащийся. Эта система, как и любая большая система, может характеризоваться пересечением связей.

Педагогический процесс – это технология организации воспитательных взаимоотношений, состоящая в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников. Этот процесс создается непосредственно педагогом. Педагогический процесс всегда имеет одинаковую структуру независимо от того, кем он проводится и где. В структуру входят такие компоненты как: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы, результат.

Цель характеризует конечный итог педагогического взаимодействия, к чему, собственно, стремятся учитель и ученик. Принципы введены для определения ключевых направлений при достижении цели. Содержание представляет собой часть опыта поколений, передающуюся учащимся для достижения поставленной цели по выбранным направлениям. Методы – это действия учителя и учащегося, через которые передается и принимается содержание. Средства – это материализованные методы работы с содержанием, которые применяются вместе с методами.

Взаимодействие педагогической, методической и методической структур достигается при динамичном педагогическом процессе. У педпроцесса существует собственная методическая структура. При создании такой структуры цель делится на задачи, которые последовательно выполняются учителем и учениками. К примеру, методическая структура экскурсии состоит из подготовительного инструктажа, достижения места наблюдения, непосредственного наблюдения объекта, регистрации увиденного, подведения и обсуждения итогов. В педагогическом процессе педагогическая и методическая структуры органично взаимосвязаны. Но педагогический процесс может состоять из более сложной структуры – психологической. Психологическая структура состоит из процессов восприятия, мышления, понимания, запоминания, освоения информации; проявления заинтересованности, стремлений, мотивации учения; подъемов и спадов физического и нервно-психического напряжения. Исходя из этого в психологической структуре можно выделить 3 подструктуры: познавательные процессы, мотивация учения, напряжение.

Но для того, чтобы педпроцесс начал работать, нужен такой компонент, как управление. Педагогическое управление представляет собой переход педагогических ситуаций и процессов из одного состояния в другое, которое удовлетворяет поставленной цели.

Процесс управления представляет собой взаимодействие следующих компонентов:

1. информационное обеспечение (нахождение и выявление особенностей учащихся);

2. постановка задач исходя из поставленных целей и особенностей учеников;

3. проектирование, планирование работы по достижению поставленных целей (планирование методик, средств, форм);

4. осуществление проекта;

5. наблюдение за ходом выполнения поставленных целей;

6. выявление и исправление ошибок;

7. подведение результатов.


В дальнейшем Митина Л.М., Маркова А.Н. и Сластенин В.А. определяют деятельность учителя через процесс решения психолого-педагогических задач поэтапно:

· анализ;

· реализация и регулирование;

· учет и оценка результатов.

Педагогический процесс характеризуется следующими параметрами:

· уровнем реализации всех функциональных компонентов;

· уровнем технологичности;

· временем.

Главные характеристики педагогического процесса - целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития. Это не механическое их соединение, а качественно новое образование. Диалектика их отношений внутри педагогического процесса заключается:

· в единстве и самостоятельности процессов обучения, воспитания, развития;

· в наличии общего и сохранении специфического;

· в целостности и соподчиненности их.

Так, эти процессы отличаются по функциям, области применения (обучение воздействует на интеллектуальную сферу, а воспитание - на мотивационную и эмоциональную), методам, средствам, формам, контролю. Однако, все они ведут к одной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

«Основа целостности педагогического процесса - есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей» (Ш.А. Амонашвилли). Целостность педагогического процесса состоит в:

1. Единстве обучения, воспитания, развития.

2. Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.

3. Единстве цели, средств и результата.

4. Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.

5. Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:

1. Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.

2. Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

3. Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.

Таким образом, педагогический процесс есть целостная система со своими структурными и функциональными компонентами, характерными чертами, этапами. Системный подход заключается в учете и анализе всех компонентов системы, взаимосвязей между ними. Это не только система деятельности, но и система взаимоотношений, направленных на развитие личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: