Цель: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества
Задачи:
1. воспитательные - продолжить формирование бережного отношения к природе;
2. образовательные – повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам, ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения, научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре;
3. развивающие - продолжить знакомство с растениями своего региона.
Формы работы: рассказ учителя, дискуссия, эвристическая беседа.
Оборудование: таблица «Дубрава», «Ярусность».
Термины урока: ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительное сообщество.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дети проходят в класс. Садятся на свои места. У учителя на столе стоит букет из различных веток деревьев и растений: хвойные, лиственные, папоротник, первоцветы и тд и тп
Учитель обращает внимание детей на свой букет, на то какой он красивый и необычный. Просит детей попытаться назвать все растения, из которых состоит букет.
Затем задает вопросы.
Учитель | Ученик |
Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие? | Растения, Бактерии, Грибы |
Какое Царство нами еще не изучено? | животные |
Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно? | Нет, совместно |
Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно | Растительное сообщество |
Давайте вспомним определение | Растительное сообщество- совместно произрастающие растения |
|
II. Контрольный срез по пройденному материалу
Кроссворд.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
Вопросы:
1. Необходимое условие для выделения растениями кислорода
2. Важный компонент для жизни растений
3. Исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров, встречается в лесах, род сосудистых растений, отдел хвощевидных
4. многоклеточные растительные организмы, обитающие в воде
5. «листочки» елок, сосен, пихт
Главное слово: совместно произрастающие растения.
1 с | в | е | т | ||||||
о | |||||||||
2 в | л | а | ж | н | о | с | т | ь | |
б | |||||||||
3 х | в | о | щ | ||||||
е | |||||||||
4 в | о | д | о | р | о | с | л | и | |
т | |||||||||
5 х | в | о | я | ||||||
о |
III. Изучение нового материала
|
Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества Тема записывается на доске: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество | Запись темы в тетрадь |
Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание? | Деревья |
А в следующий момент? | Кустарники, травы |
Как правильно называется, то, что мы перечислили | Жизненные формы |
Если приглядеться, можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью. Ярусы: 1. Деревья 2. Низкие деревья 3. Кустарники 4. Травы 5. Мхи и лишайники | Запись определения в тетрадь. |
Учитель показывает картинки. Дети располагают картинки сначала по порядку, по ярусам, так как они считают, потом учитель им помогает наводящими вопросами.
Учитель показывает ярусы на таблице. Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате | Ученик после прочтения книги отвечает, пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски |
«Веселая пятиминутка»
Задача учеников привести как можно больше примеров на каждый ярус, пользуясь учебником.
Деревья | |
Низкие деревья | |
Кустарники | |
Трава | |
Мхи и лишайники |
Куда следует отнести мхи и лишайники растущие на деревьях? | Отвечают с корректировкой учителя- межярусный слой |
А если мы сделаем вертикальный разрез почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате | Учащиеся комментируют и приходят к выводу, что есть и подземная ярусность |
А всем ли растениям одинаково живется в лесу? Давайте подумаем. Учитель корректирует ответы учащихся | Одни растения произрастают на свету, другие в тени Одни в холодных местах, другие в теплых и т.д. |
Учитель подводит итог: на растения влияют: освещенность влажность, температура, которые называются факторами среды | Записывают в тетрадь: факторы среды- освещенность влажность, температура |
Давайте вместе заполним схему: Группы растений по отношению к: Свет: Вода: Температура: | Работа с учебником с записью в тетрадь: Свет: Вода: Теневые ксерофиты Светолюбивые мезофиты Теневыносливые гидрофиты Температура: Теплолюбивые холодостойкие |
|
IV. Закрепление материала: работа с терминами в конце § 62
V. Домашнее задание: § 62, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа, выписать в тетрадь растения хвойных и лиственных лесов.