ударных единоборств в России




История развитие кулачного боя,

как первоначального вида ударных единоборств в России /

Особенности и тенденции динамики развития

ударных единоборств в России

 

С древнейших времён человек вступал в противоборство с противником, решая таким образом конфликтные ситуации, а порой и просто имея цель уничтожения ради захвата имущества и иные подобные цели воинствующего характера. С другой стороны, для противодействия агрессии ради сохранения своей жизни и жизни своих близких, защите своего жилища и хозяйства от агрессивно настроенных нападающих требовалось оказывать противодействие [Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).].

Исходя из анатомических возможностей и элементарных двигательных действий человека ходьба, прыжки, толкание, сжатие пальцев в кулак, прослеживается способность человека использовать своё тело в качестве оружия. К которым следует отнести нанесение ударов руками, ногами, борьба с целью сваливание с ног, удушение, применение болевого воздействия на конечности. Для чего требуется хорошая физическая сила, выносливость, хитрость, изворотливость [Горбунов Б. В. Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры русского народа // Традиционные формы досуга: история и современность / Гос. респ. центр русского фольклора. Вьш.5. - М., 1994. - С. 119-132.]. Успешность личного опыта выживать в подобном противостоянии формировала индивидуальное тактическое мышление и смекалку. На основе эмпирического наблюдения человечество стало замечать, что наиболее вероятные движения, которые эффективно достигали своей цели человек старался запомнить, повторить и в дальнейшем использовать для выхода из ситуаций во время противоборств [Новоселов Н.П. Военные игры русского народа и их отношение к эпохе военной демократии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1948. - 425 с.].

Накопленный положительный и отрицательный опыт обобщался, систематизировался в виде приёмов, положений, классификаций ударов, которые старшие старались передать при воспитании своих детей от отца к сыну из поколения в поколение формируя, таким образом, родовые стили [Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников: Опыт реконструкции: По материалам северо-западной России Базлов, Г. Н. кандидат исторических наук Москва 2002, Москва]. Этническое своеобразие, различия в двигательных действиях послужило началом к формированию народных видов единоборств, которые существуют практически в каждом народе имея собственное зарождение стиля, либо заимствованного у других народов [Горбунов Б.В. Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры русского народа // Традиционные формы досуга: история и современность / Гос. респ. центр русского фольклора. Вьш.5. - М., 1994.].

Сформировавшийся общественно-исторический опыт позволял подготовить человека к определённому виду трудовой деятельности, ведению рукопашного боя [Новоселов Н.П., Синицын С. Д., Харабуга Г.Д. История физической культуры народов СССР. Ч. 1. - М., 1953. - 160 с.]. Согласно словарю русского языка, С. И. Ожегова (1970) рукопашный бой: это такая схватка, бой сойтись в рукопашной; рукопашный о бое, схватке: производимый холодным оружием, штыками, прикладами Р. бой. [*** Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1970].

Исследование проведённые рядом учёных в области истории и этнографии Н.П. Новоселов (1947), Б. В. Горбунов (1994), Теодорадзе (), Г.Н. Базлов (2002), подтверждают, что на территории России существовало большое количество народных состязательных забав. Классификация, представленная в работе Горбунова (1994), выделяет два основных направления народных забав: кулачный бой и борьба, которые в свою очередь делятся по направлению деятельности (Рисунок №5) [Горбунов Б. В. Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры русского народа // Традиционные формы досуга: история и современность / Гос. респ. центр русского фольклора. Вьш.5. - М., 1994].

 

 

                       
   
     
     
 
 
   
 
     
 

 


Рисунок 5- виды состязательных забав

В работе Б. А. Рыбакова (1948), широко раскрывается тема состязаний в борьбе и кулачном бою между сёлами, упомянутых в "Повести временных лет" [Рыбаков Б.А. Военное дело // История культуры Древней Руси. Домонгольский период. Т.1. - М.-Л., 1948.]. По мнению И. В. Беляева, в первые века российской истории состязания в кулачном бою и борьбе были широко известны [Беляев И. В. Борцы в Древней Руси // Русская беседа. Т. 2. М., 1856. С. 57-71]. Этому свидетельствуют большинство сохранившихся изображений настенной живописи, каменной резьбы, миниатюр и летописей [Добрыня Никитич и Алеша Попович. Издание подготовили Ю. И. Смирнов и В.Г. Смолицкий. М., 1974.], былин [Новгородские былины. Издание подготовили Ю. И. Смолицкий, В.Г. Смолицкая. М., 1978.], сказок [Русские народные сказки Сибири о богатырях. Новосибирск,1979]. Наиболее древнее изображение кулачных бойцов известные нам на территории Древней Руси, встречается на фреске Киевского Софийского собора (XI в.) [Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. СПб., 1889]. Большинство этнографов изучали бытование русской национальной традиции кулачных боев и борьбы, как устойчивое явление русской народной культуры, связывая их с традиционными народными праздниками, на которых проводились потешные бои и состязания в силе, ловкости [Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963.], [Дикарев М.А. Рождественские святки. Отрывки из малорусского народного календаря // Кубанские обл. вед. 1895. №1. С.2-3.].

Публикации материалов этнографических экспедиций 18-20 века, архивы русского географического общества описывающих традиционные мужские игры, правила их проведения, технику удара и методику подготовки кулачных бойцов, к которым следует отнести исследования С.М.Соловьев (1960), Н. И. Костомаров (1992), И.Е.Забелин (1902), Б.А.Рыбаков (1987), Б.В. Горбунова (1999), Н.П. Новоселова (1947) и другие) [***], свидетельствуют о нескольких видах кулачного боя, различающиеся общими правилами проведение. К таковым относятся массовые состязания, которые делились на два вида «стенка на стенку», «свалка-сцеплялка» и одиночные бои (Рисунок №5) [Горбунов Б. В. Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры русского народа // Традиционные формы досуга: история и современность / Гос. респ. центр русского фольклора. Вьш.5. - М., 1994].

1. "Стенка на стенку" бытовали ещё название "ходить стеною", "играть в войну" [Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта в РСФСР. М.,1967.]. Наиболее распространённая массовая игра на территории России, Украины и Белоруссии. Участники делились на две партии, каждая стенка состояла из нескольких рядов шеренг, первая шеренга формировалась из числа молодёжи 18-25 лет "женихи", "холостые" [Волков И.А. Ситцевое царство. Очерки и рассказы. Т.2. Иваново-Вознесенск, 1926], за ними следовало основная масса составляющие основу стены "взрослые", "старшие" их возраст порой доходил до весьма преклонного 60 лет [Авдеева Е.А. Записки о старом и новом русском быте. СПб.,1842.]. Сроки проведения игр приурочивались в основном к датам народного календаря [Лебедев А.А. К истории кулачных боев на Руси // PC. Т.155. СПб., 1913. №7. С.103-123]. Также, существуют исследования подтверждающие их обрядовые значение и приуроченных к дате определённого события [Н.П. Новосёлов Военные игры русского народа и их отношение к эпохе военной демократии]. Состязания имели определённый сценарий, строго регламентировались с правилами, где основным критерием служили моральной этические нормы, бились по любви, без злобы, не имея сердца. В начале игры проводился «зачин», где из каждой партии вызывались сильнейшие бойцы для одиночной схватки […эпохе военной демократии. М., Новоселов 1948]. Далее разворачивался основной бой "заправский", где основная масса двух партий плотной стеною сходилась друг с другом. Победа в схватке отдавалась той партии, которая пробивала брешь в стене, тесня её к своим позициям, или обрекая в бегство. [новосёлов, Горбунов]. За одну игру проводили по три сходки, исход которых определял победителя.

"Сцеплялка-свалка" существовали и другие названия этой игры "свальной бой" "сцепной бой" [Из печати // Тульские губ. вед. 1897. №289. С.З., Боричевский И. Кулачный бой // Геркулес. СПб., 1914. №13.С.6-7.3] по данным этнографов, эта игра встречается исключительно у русских, в сравнении с другими играми состязательного характера, она отличалась особой жестокостью. Участники "свалки" должны были обладать особым хладнокровием, ловкостью, сильным ударом и умением ориентироваться на поле боя [Разин Н С. Полвека назад. Воспоминания борца. М., 1963]. Правила игры в описаниях литературных источников встречается в двух видах, когда участники разбивались на две партии, сходились в свальной бой не сохраняю при этом строгого строя шеренги-стенки", как при стеношных боях [Мамонтов А.П. 1914 г.р. Томск. №4-Том.; Разин Е.А. История военного искусства. Т.2. М., 1957. С.223; 595. С.609; 694. Л.27-28]. Цель игры - сбить противника противоборствующей стороны с ног. Следовательно, упавший на землю считался проигравшим и выходил с поле боя. Участники, не выдерживающие накала битвы, могли просто сесть в момент боя, показав таким образом свои намерения сдаться. [Максимов С.В. Крылатые слова // Собр. соч. Т.15. СПб.,1909.] В описаниях встречается и другая форма игры, где участники вели бой каждый сам за себя, победившие считался тот боец, который смог побить большее количество народу, оставаясь при этом на ногах [Тедорадзе А. С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX — первая половина XX в. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Тамбов, 2002.]. «Свалка- сцеплялка» была менее популярной по соотношению с другими формами боевых игр, однако по данным этнографической экспедиции, проведённой в Ульяновской области П. В. Сокирко в 1997 году в селе Красная горка была обнаружена интересная народная традиция схожая по своим правилам с игрой "Свалка-сцеплялка" имевшая название "Симбирский замес" проводившийся на день святого Дмитрия Салунского в плоть до 90х годов [Симбирская артель ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ИГРЫП.П.СОКИРКО БОЕВОЙ КОНЬ П.П.СОКИРКО. БОЕВОЙ КОНЬ. Серия «Традиционные русские игры». – 2-е издание. – Ульяновск: 2008]. Участники игры брались за руки, организовывали из количества человек большой круг, двигаясь по кругу чертили ногами на земле очертание круга, обозначающий территорию границ поля, входивши в периметр круга, по команде начинали бой каждый сам за себя. Проигравший был тот, кого выбивали за границы круга, игра велась в три захода, пока не останется один человек. Следует отметить, что участники игры могли сговариваться в момент боя друг с другом о нападении вдвоём на одного, в последствии им всё ровно приходилось биться друг с другом [***Симбирская артель ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ИГРЫП.П.СОКИРКО БОЕВОЙ КОНЬ П.П.СОКИРКО. БОЕВОЙ КОНЬ. Серия «Традиционные русские игры». – 2-е издание. – Ульяновск: 2008].

"Одиночный бой" также встречаются наиболее распространённые названия "сам на сам", "один на один" [Вилькин Я.Р., Нисловская Л.А. Белоруссия // Игры народов СССР / Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. М., 1985], [Горбунов Б.В. Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры русского народа // Традиционные формы досуга: история и современность / Гос. респ. центр русского фольклора. Вьш.5. - М., 1994.], [Корреспонденция. Станица Ильинская (Орского уезда) // Оренбургская газета- 1898,- №286]. Одиночные формы боя имела огромную популярность на территории Древней Руси [Исаевич С.Н. Малорусские народные игры окрестностей Переяслава // КС. T.XVIII. - К., 1887. - №6/7]. В летописи встречается описание использования одиночного кулачного боя, как средства решения судебных тяжб, победа в судебном поединке определяла правоту стороны, в конфликтной ситуации [Добрыня Никитич и Алеша Попович / Литературные памятники / Изд. подг. Смирнов Ю.И. и Смолицкий В.Г. М., 1974.;], [Дмитрюков. Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде Курской губернии 11 Московский телеграф. М., 1831. - №10]. Существуют и многочисленные описания использование одиночного боя и перед крупными сражениями, когда с каждой стороны войска выходили по одному бойцу помериться силой [Сказания и повести о Куликовской битве. Издание подготовили Л.А.Дмитриев, О.П.Лихачева. Л., 1982]. Кулачный боец одиночник, должен был обладать высокой сноровкой, умением, реакцией, ловкостью, мужеством. Большинство одиночных бойцов отказывались участвовать в стеношных боях и других состязаниях, отдавая предпочтение только одиночному бою [М.И. Пыляева «Старое житье», изданной в середине XIX века]. В каждой губернии, уезде, волостях, были свои знаменитости, окутанные легендой, славой, популярностью среди простого люда и придворной знати высшего сословия. Некоторые из них имели всероссийскую популярность Алеша Родимый, Тереша Кункин, Никита Долговяз [Белоусов И.А. Ушедшая Москва // Ушедшая Москва. Воспоминания современников о Москве второй половины XIX в. М., 1964.]. Не пугались кулачного боя и дворянское общество, считалось благородным участие в подобных турнирах и проигрыш в них не считался позором. Известно, что братья А.Г. и Г.Г. Орловы, граф Ф.В. Ростопчин были большими любителями кулачного боя, отличными бойцами и часто сами принимали участия в кулачных боях [Епифанов П.П. Войско // Очерки русской культуры XVII века. 4.1. - М., 1979.].

Одиночный кулачный бой имел несколько разновидностей, где основной задаче являлось сбить противника на землю заставить его сдастся, показывая таким образом своё превосходство в силе [Градополов К.В. Воспоминания боксера. М., 1972]. По данным этнографов в многочисленных областях России существовали правила биться до трёх падений [Афанасьев А.Н. Из воспоминаний // Народные русские легенды А.Н.Афанасьева. Новосибирск, 1990.]. Общественность не допускала проведения поединка между бойцами не равных по мастерству, возрасту, силе, умению [Зеленин Д.К. Общественные игры военного характера у чехов // Второй Всесоюзный географический съезд. Тезисы докладов по секции этнографии и антропологии. М.-Л., 1947]. Помимо одиночного боя с использованием обеих рук "Один на один", встречается и разновидность боя "На одну ручку" где рука одного из бойцов привязывалась кушаком к туловищу, и боец мог биться только одной рукой, при этом противник имел возможность атаковать двумя руками. Наиболее искусные бойцы оставляли для ведения боя левую руку, давая таким образом шанс своему противнику при этом усложняя себе задачу [Игры и праздники Валдая / Сост. Григорьев C.B., Назаренко В.Б. М., 1995].

Бой "Раз на раз" менее популярная форма боя, но, имевшая распространение у русских [Ведерникова Т.Н. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991]. Встречается так же название "удар на удар", "через черту"[Вести из уездов. С. Летники Сапожковский уезд // Рязанский вестник.1910. №74], "чередом"[Панин-Коломенкин H.A. Странички из прошлого. Воспоминания спортсмена. 4.1. -М., 1951.-212 с.]. Вызвавшиеся на бой смельчаки вставали друг на против друга возле начерченной на земле черты, в некоторых описаниях игроки садились друг на против друга, бросали жребий для определения кто первым будет наносить удар. Выпавшему жребий, первый наносил удар по всем правилам кулачного боя, второй в это время защищал наиболее опасные и уязвимые места на теле. Запрещалось использовать защиту уклонами, приседать, переступать ногами. Били поочерёдно, пока один боец не окажется сбитым с ног [Вильер-де-Лиль-Адам В. Деревня Княжья Гора и ее окрестности // Записки ИРГО по отделению этнографии. Т.4. - СПб., 1871]. В некоторых правилах били по три удара подряд. В случае если бойцы смогли устоять на ногах, победа считалась ничейной [Богатырев П.И. Московская старина // Ушедшая Москва. Воспоминания современников о Москве второй половины XIX в. М., 1964], [Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII века. М., 1937]

Обобщение по разделу.

Следует согласиться с мнением большинства учёных исследователей (В. Б. Горбунов, Н. П. Новосёлов А. А. Лебедев и др.), что основным критерием зарождения кулачного боя на Руси, как народной национальной традиции, послужила военно - физическая подготовка которая позволила использовать боевые игры в прикладном значении, развивая таким образом у подрастающего поколения навыки ратного дела, в то же время игра поддерживала у взрослых мужчин боевую готовность, способность ориентироваться в бою и многие другие качества необходимые для военной подготовки. Создание всевозможных боевых ситуаций с разными правилами игры, позволило использовать сам процесс как методику в формировании умения вести бой на разных дистанциях дальней, средней, ближней использовать разные хитрости в технике и тактики боя. Исходя из выше сказанного следует предположить, что игра может использоваться как дополнение к основной методики, способная развивать вариативность, индивидуальное тактическое мышление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: