Стихотворные размеры
Хорей (от гр. хорос – хор) – эту двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные – 1й, 3й, 5й и т.д. слоги. Размер этот отличается напевностью, слегка таинственной интонацией, возвышенным тоном. Настроение создает светлое, но не лишен напряженности.
Ямб (о греч.ямбос – музыкальный инструмент) – двусложный размер, где ударение приходится на четные – 2й, 4й, 6й и т.д. Строение ямба строгое, энергичное. Передает сильные эмоции, полон жизнерадостных интонаций. Ямб повествует, передает различные чувства, показывает динамику.
Дактиль (от греч.дактилус – палец) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на первый из трех слогов. В античном стихосложении дактилем назывался стихотворный размер, стопы которого состояли из одного долгого и двух кратких слогов. Дактиль размеренный, спокойный, неторопливый. Подводит к спокойному рассказу.
Амфибрахий (от греч.амфибрахус – краткий с двух сторон) – трехсложная стопа, в котором ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными. Так же, как и дактиль, передает спокойное неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть.
Анапест (от греч.анапистос – отраженный назад) – трехсложная стопа, в которой ударение падает на третий слог, последний. Размер этот стремителен, порывист. Его отличает быстрота движения, песенность и напевность. Характерен анапест для сказочных сюжетов.
Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность ». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф
Виды рифм
|
Собственно, для того чтобы добиться успеха в этой области, следует разузнать несколько теоретических моментов. Не лишним будет узнать и то, какие рифмы бывают. А классификаций у них предостаточно.
1. По расположению ударения.
· Мужская рифма
подразумевает ударение на самом последнем слоге. Пример мужской рифмы:
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Сразу оговоримся, что примеры рифм подобраны самые простые и без художественных изысков, дабы легче было понять суть дела.
· Женская рифма
как уже можно догадаться, охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
· Дактилическая рифма
отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца. Пример дактилической рифмы:
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
· Наконец, самая сложная – это
Гипердактилическая рифма
Если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):
Берёзу день расчёсывает,
Берёзу день причёсывает…
2. По фонетическому созвучию рифмы бывают точные и неточные. С точными всё понятно: их замечают и узнают сразу, ими восхищаются, их принимают. Звуки точных рифм совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются:
Я сегодня рано встала
И поэтому устала.
Но часто используют и неточные рифмы, где фонетическое созвучие лишь частично.
Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
|
Способы рифмовки
В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.
Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.
В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:
1. — параллельный (парный);
2. — кольцевой (опоясывающий);
3. — перекрёстный.
Проиллюстрируем все три вида:
1. Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
1. Где падёт её перо,
Там сияет серебро.
Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.
2. Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.
Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.
3. Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.
Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.
Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!
Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской ».
|
Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.
Примерный план анализа лирического произведения
1. Кем и когда написано стихотворение?
2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д .). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт.Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь.Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения
Некоторые литературоведческие термины
метрика — наука о стихотворных размерах
спондей — в двухсложных размерах силлабо-тонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов
пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе
цезура — особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы
фоника — раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции
аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи
ассонанс — повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи
глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов
гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке.
дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге
двухсложная рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название — женская рифма
закрытая рифма — рифма, заканчивающаяся на согласный звук
кольцевая рифма — разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА
конечная рифма — самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы
мужская рифма — второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге
начальная рифма — рифма из первых слов в строках
открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки
перекрестная рифма — наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ
двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.
четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии
пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов
октава — восьмистишие ABABABCC
онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)
метафора — вид тропа, отдельные слова в котором сближаются по сходству или контрасту их значений
метонимия — вид тропа, слова в котором сближаются по смежности обозначаемых понятий, более или менее реальных
эпитет — слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства
сравнение — вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим
перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки
гипербола — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
литота — троп, противоположный гиперболе, образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения, явления
аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический
анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения
антитеза — противопоставление образов, предметов или явлений
градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости
инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок
синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ
эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания
эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф
Клише анализа (интерпретации) поэтического текста.
ЦЕЛЬ: передать тему, идею, эмоциональный тон стихотворения, мысли и чувства лирического героя; объяснить роль наиболее характерных для текста художественных средств.
1.ВСТУПЛЕНИЕ.Поэт... - тонкий лирик (певец природы... гениальный мастер пейзажа...его творческой особенностью является...
2. ТЕМАТИКА.В стихотворении (автор, название) говорится (о чём), описывается (что) В стихотворении автор рисует...Тема... - центральная в творчестве...(характерная, традиционная, нехарактерная для этого поэта Поэт часто обращается к теме(природы, любви, Родины, смысла жизни, назначения поэта и т.д.) Это излюбленная тема поэта Автор поэтизирует (воспевает, романтизирует, рисует, описывает, превозносит, создает...
3. ЖАНР.Перед нами стихотворение - (размышление; - признание; - обращение; - портрет; - воспоминание; - зарисовка; - исповедь).
4. ПАФОС.Стихотворение проникнуто (- комическим; - сентиментальным; - гражданским;
- драматическим; - трагическим; - героическим; - романтическим) пафосом.
5. НАСТРОЕНИЕ.В стихотворении царит...настроение. Настроение этого стихотворения... Стихотворение пронизано настроением...настроение меняется на протяжении...от первой строфы до...к...Начало стихотворения пронизано (восторгом, печалью, грустью, тоской, радостью...) Читая это стихотворение, чувствуешь (нежность, тоску, боль, радость бытия, любование природой...) В этом стихотворении мы ощущаем мотивы...
6. КОМПОЗИЦИЯ. Постараемся разобраться в композиции. Стихотворение можно разделить на (2- 3) части... Стихотворение состоит из (2/3/4/5/6/) двустиший(трехстиший, катренов, пятистиший, октав и т.д.) композиционно стихотворение делится на...начало стихотворения пронизано (восторгом, болью, размышлением, радостью...) Обратимся к первой строфе...В этой строфе поэт пытается выразить(трудновыразимое переменчивое состояние души, природы)
7. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА. Выразительности языка способствуют...Для создания (образа, настроения) автор использует (эпитеты...метафору...сравнение...оксюморон...) С помощью...автор создаёт образ(существительное, ключевое слово строчки, строфы) Используя..., поэт создаёт образ...Ключевые образы первой(второй, третьей ит.д.) строфы -. Светлая тональность поддерживается... Этим... усиливается идея... Возникают символические образы... Художественное пространство стихотворения создаётся при помощи...
8. ЗВУКОПИСЬ.Мы условно(как будто) слышим (журчание ручья, гром, камнепад, водопад, шелест листьев, звуки боя...)и это достигается (ассонансом, аллитерацией, звукоподражанием...) Постоянно повторяющиеся звуки...помогают услышать...Поэт воссоздает через звуковые образы настроение (настроение, ощущение...)
8. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (СУБЪЕКТ)стихотворения...представляется мне (одиноким, путешествующим, размышляющим...) Лирический герой видит (слышит, чувствует...)
9. ЛЕКСИКА. Картину...создаёт лексика, называющая различные (природные реалии: воздух, небосклон, ветерок...) Высокое звучание придаёт строфе старославянское слово (устаревшее) Лексические приметы элегического стиля (роща, ручьи, дубравы...)
10. РИТМИКА.Звучание...стихотворения определяет ритм... короткие (длинные) строки подчёркивают...чередование коротких и длинных строк создаёт ощущение... Параллельная рифма с женским окончанием (или смежная, парная; перекрёстная; кольцевая) создаёт впечатление...плавности, нежности мужское окончание...сток создает впечатление строгости, отточенности мысли, торжественности...
11. СИНТАКСИС. Известно, что восклицательные предложения очень экспрессивны, они усиливают чувства, делают их ярче, выразительнее. Вопросительные предложения (риторические вопросы) заставляют нас задуматься вместе с лирическим героем... Анафора акцентирует наше внимание на состоянии...
12. ИДЕЯ.Последняя строфа - итог всего стихотворения (кульминация стихотворения...) Все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи...Поэт затронул наши души посредством особой организации стиха... системой художественных образов.