Ход урока
I. Организационный момент.
– Садится за рабочий стол тот, кто назовет слова, состоящие из трех, четырех, пяти, шести звуков и обозначающие животных.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Характеристика звуков [р], [р’].
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами закрепим написание одной буквы, правильное произношение звуков, которые она обозначает, вы мне скажете сами.
– Для начала давайте проведем речевую разминку.
– Прочтите слоги, записанные на доске.
Речевая зарядка:
РА–РО–РУ–РЫРЯ–РЕ–РЮ–РИ
АР–ОР–УР–ИР АРЬ–ОРЬ–УРЬ–ИРЬ
– Кто из вас догадался, о каких звуках будем говорить сегодня на уроке? ([р], [р’].)
– Произнесите звук [р]. Охарактеризуйте этот звук.
– Произнесите хором звук [р’]. Дайте характеристику этому звуку.
– Чем звуки похожи? (Звуки согласные.)
– Чем отличаются? ([р] – твердый, [р’] – мягкий.)
2. Соотнесение с буквой.
– Какой буквой обозначаем на письме звуки [р], [р’]?
– На что похожа буква «Р»?
– Вы правы, буква «Р» похожа на раздуваемый ветром парус, на топор, на трость с круглой ручкой.
– Встаньте из-за парт и изобразите букву «Р».
– Букву «Р», а также буквы «Й», «Л», «М», «Н» в русском языке называют сонорными согласными.
СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
– Сонорные согласные – особенные. Они произносятся с большим участием голоса, а шума у них очень мало. Глухих парных звуков у них нет. А сами они во всех позициях в слове звучат отчетливо и ясно. Поэтому согласные «Р», «Л», «М», «Н», «Й» – не просто звонкие, всегда звучащие сонорные.
Сонорные согласные
Самые прекрасные:
Повсюду ясно слышатся,
Звучат почти как гласные.
– Давайте проведем маленькое исследование: проверим, как звучат сонорные согласные в различных позициях в словах:
|
роза, лук, мак, нос, йод, горло, мрак, холм, нрав, тайна, шайба, темп, коржик, сорт, рейс, вверх, шар, гол, дом, сон, чай.
Вывод. Сонорные «Р», «Л», «М», «Н», «Й» во всех позициях в слове произносятся и слышатся ясно. При письме они не нуждаются в проверке. Самое главное – правильно и четко произносить эти звуки.
3. Минутка чистописания.
– Кто из вас догадался, какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания?
– Почему вы так решили?
– У кого есть другое мнение?
– Вы правы, сегодня на минутке чистописания мы с вами повторим написание строчной и прописной букв «Р», «р».
– Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
Поэлементный анализ букв. Прописывание в воздухе. Письмо в тетрадь.
4. Работа с предметными картинками.
Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением рыбки, груши, ракеты, парты, коровы, шаров, розы, руки.
– Произнесите слова еще раз хором, выделяя голосом звук [р].
Звукобуквенный анализ.
Запись слов в тетрадь.
– Подчеркните букву «Р». Составьте предложение с данным словом и запишите его в тетрадь по следам анализа.
5. Нахождение звуков [р], [р’] в словах.
– Определите место звуков [р], [р’] в слове (начало, середина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится).
Рыба, топор, парус.
Физкультминутка
– Давайте немного отдохнем.
– Во время физкультминутки мы с вами совершим путешествие по городам. Если в названии города есть звук [р] или [р’], вы наклоняетесь. Если в названии города нет этих звуков, вы остаетесь на месте.
|
Ижевск, Тверь, Казань, Кострома, Саратов, Москва, Волгоград, Новгород, Минск, Астрахань, Самара, Владивосток…
– Вот мы и провели с вами заочное путешествие по городам России и поработали со звуками [р], [р’].
– Охарактеризуйте эти звуки.
– Звук [р] – согласный, звонкий, твердый, у него нет глухого братца, этот звук называется сонорным.
– Звук [р’] – согласный, звонкий, мягкий, у него нет глухого братца, этот звук называется сонорным.
IV. Закрепление изученного.
1. Игра «Прогулка по саду».
Учащимся предлагается макет клумбы с цветами. Дети «рвут» только те цветы, название которых начинается со звука [р] (роза, ромашка, рододендрон).
2. Работа по карточкам.
– Прочитайте слова. Какой звук слышится на месте пропущенной буквы?
..ак,..ука, ..оза, о..ех, топо..
– Запишите слова, вставляя пропущенную букву. Подчеркните эту букву.
– Составьте с выделенным словом предложение и запишите его в тетрадь.
V. Итог урока.