IV. Закрепление изученного.




Ход урока

I. Организационный момент.

– Садится за рабочий стол тот, кто назовет слова, состоящие из трех, четырех, пяти, шести звуков и обозначающие животных.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Характеристика звуков [р], [р’].

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами закрепим написание одной буквы, правильное произношение звуков, которые она обозначает, вы мне скажете сами.

– Для начала давайте проведем речевую разминку.

– Прочтите слоги, записанные на доске.

Речевая зарядка:

РА–РО–РУ–РЫРЯ–РЕ–РЮ–РИ

АР–ОР–УР–ИР АРЬ–ОРЬ–УРЬ–ИРЬ

– Кто из вас догадался, о каких звуках будем говорить сегодня на уроке? ([р], [р’].)

– Произнесите звук [р]. Охарактеризуйте этот звук.

– Произнесите хором звук [р’]. Дайте характеристику этому звуку.

– Чем звуки похожи? (Звуки согласные.)

– Чем отличаются? ([р] – твердый, [р’] – мягкий.)

2. Соотнесение с буквой.

– Какой буквой обозначаем на письме звуки [р], [р’]?

– На что похожа буква «Р»?

– Вы правы, буква «Р» похожа на раздуваемый ветром парус, на топор, на трость с круглой ручкой.

– Встаньте из-за парт и изобразите букву «Р».

– Букву «Р», а также буквы «Й», «Л», «М», «Н» в русском языке называют сонорными согласными.

СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

– Сонорные согласные – особенные. Они произносятся с большим участием голоса, а шума у них очень мало. Глухих парных звуков у них нет. А сами они во всех позициях в слове звучат отчетливо и ясно. Поэтому согласные «Р», «Л», «М», «Н», «Й» – не просто звонкие, всегда звучащие сонорные.

Сонорные согласные

Самые прекрасные:

Повсюду ясно слышатся,

Звучат почти как гласные.

– Давайте проведем маленькое исследование: проверим, как звучат сонорные согласные в различных позициях в словах:

роза, лук, мак, нос, йод, горло, мрак, холм, нрав, тайна, шайба, темп, коржик, сорт, рейс, вверх, шар, гол, дом, сон, чай.

Вывод. Сонорные «Р», «Л», «М», «Н», «Й» во всех позициях в слове произносятся и слышатся ясно. При письме они не нуждаются в проверке. Самое главное – правильно и четко произносить эти звуки.

3. Минутка чистописания.

– Кто из вас догадался, какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания?

– Почему вы так решили?

– У кого есть другое мнение?

– Вы правы, сегодня на минутке чистописания мы с вами повторим написание строчной и прописной букв «Р», «р».

– Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

Поэлементный анализ букв. Прописывание в воздухе. Письмо в тетрадь.

4. Работа с предметными картинками.

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением рыбки, груши, ракеты, парты, коровы, шаров, розы, руки.

– Произнесите слова еще раз хором, выделяя голосом звук [р].

Звукобуквенный анализ.

Запись слов в тетрадь.

– Подчеркните букву «Р». Составьте предложение с данным словом и запишите его в тетрадь по следам анализа.

5. Нахождение звуков [р], [р’] в словах.

– Определите место звуков [р], [р’] в слове (начало, середина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится).

Рыба, топор, парус.

Физкультминутка

– Давайте немного отдохнем.

– Во время физкультминутки мы с вами совершим путешествие по городам. Если в названии города есть звук [р] или [р’], вы наклоняетесь. Если в названии города нет этих звуков, вы остаетесь на месте.

Ижевск, Тверь, Казань, Кострома, Саратов, Москва, Волгоград, Новгород, Минск, Астрахань, Самара, Владивосток…

– Вот мы и провели с вами заочное путешествие по городам России и поработали со звуками [р], [р’].

– Охарактеризуйте эти звуки.

– Звук [р] – согласный, звонкий, твердый, у него нет глухого братца, этот звук называется сонорным.

– Звук [р’] – согласный, звонкий, мягкий, у него нет глухого братца, этот звук называется сонорным.

IV. Закрепление изученного.

1. Игра «Прогулка по саду».

Учащимся предлагается макет клумбы с цветами. Дети «рвут» только те цветы, название которых начинается со звука [р] (роза, ромашка, рододендрон).

2. Работа по карточкам.

– Прочитайте слова. Какой звук слышится на месте пропущенной буквы?

..ак,..ука, ..оза, о..ех, топо..

– Запишите слова, вставляя пропущенную букву. Подчеркните эту букву.

– Составьте с выделенным словом предложение и запишите его в тетрадь.

V. Итог урока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: