В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет. Традиционно к предмету конституционного права относят:
институт главы государства, его полномочия и прерогативы; порядок организации и деятельности законодательной власти: взаимоотношения палат, полномочия и привилегии членов парламента; статуе министров и государственных служащих; взаимоотношения центрального правительства и местных органов власти; полномочия в области заключения международных договоров (treaty making power); гражданство; гражданские свободы и их пределы; избирательные права; публичные финансы; общую систему судов, сроки полномочий и иммунитеты судей; вооруженные силы и контроль за ними.
В Соединенном Королевстве в связи с отсутствием кодификаций или официальных систематизацииправа юристы испытывают определенные трудности с разграничением отраслей права. Основным критерием разграничения отраслей права, например конституционного и административного, является, по мнению И. Дженнингса, их предмет регулирования1. Применительно к административному праву предметом регулирования является все, что связано с деятельностью публичной администрации (public administration). Однако при отсутствии писаной конституции и кодифицированного права в стране вопрос разграничения конституционного и административного права — это, скорее, вопрос убеждения, чем четкой дефиниции. Тем не менее, точное значение термина "административное право" можно найти в законе2.
Конституция Великобритании, ее характерные черты и особенности
Существует абстрактный и конкретный смысл понятия "конституция". В абстрактном значении конституция — это совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений1, которые определяют: порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой и государственных органов и граждан. В конкретном значении конституция — это конкретный юридический документ или система правовых актов, в которых наиболее важные правовые положения, составляющие предмет конституционного регулирования, приняты в соответствии со специальной процедурой. В Великобритании нет конституции в данном конкретном смысле, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия.
Характерные черты конституции:
1) Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
2) Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих
британской конституции: Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions). Соответственно, источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные со
глашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов.
3) Конституция Великобритании является "гибкой" конституцией, поскольку в английском праве нет различия между "конституционным" и "текущим" законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.
43. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании.
В Великобритании различаются граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, граждане британского Содружества и граждане зависимых территорий. Их права не совсем одинаковы, но это касается в основном вопросов пассивного избирательного права и въезда на постоянное жительство в Великобританию. Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами. После Второй мировой войны, когда у власти находилась лейбористская (трудовая) партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии основных (конституционных) социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Эти права предполагаются естественно существующими, а в законах говорится о производных от них правах и гарантиях. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, праве на равную оплату труда, пенсионное обслуживание, государственную медицину и т. д. Все это в Великобритании есть. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями. В законодательстве эти свободы предполагаются также естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т. д. Личные права регулируются немногими законами (например, Хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами. В последние десятилетия, когда у власти находились консерваторы (до 1997 г.), некоторые положения законодательства о правах граждан были ужесточены – в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ограничения личных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма. В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбуд-сменов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит за соблюдением прав граждан органами управления. В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является англиканская протестантская церковь. Ее глава – монарх. Решения ее синода приобретают силу после утверждения Парламентом и одобрения монархом.