МДК 02.08 Организация театрализованной игры в ДОУ
3 ДО группа очная форма обучения
Даты занятий 02.06.2020 Срок сдачи 03.06.2020
Задание: изучить лекцию, законспектировать в тетрадь (фото)
Обратить внимание на особенности подбора сценария, этапы подготовки театрализованного представления, особенности работы с текстом,
ПОСТАНОВКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОУ
Значение творческих постановок для развития дошкольника
Прежде всего следует подчеркнуть, что музыкальная постановка в ДОУ не должна являться самоцелью. Это всего лишь средство, используемое для решения задач, поставленных перед персоналом согласно учебному плану.
При этом цели, которые можно реализовать с помощью театральных средств (театральные игры, постановки спектаклей и т. д.), весьма многочисленны — от физического развития и развития речи детей, выработки и закрепления навыков социальной адаптации, морально-нравственных установок.
Из вышесказанного можно сделать несколько парадоксальный и все же вполне обоснованный вывод — музыкальная постановка в ДОУ осуществляется не для зрителя В детском театре зритель отходит на второй план — он может присутствовать (при необходимости) или отсутствовать, что в данном случае не принципиально. Музыкальная постановка в ДОУ ставится главным образом для его участников — для того, чтобы им было весело или грустно, комфортно или неудобно, чтобы они научились тому, чего еще не умеют, открыли в себе то, что до поры было скрыто от окружающих и от них самих.
Другой причиной близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой — ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках.
|
Важность театрализованных представлений для дошкольников объясняется следующими факторами:
— физическими — наличие «рукотворного» мира (костюмы, декорации, игрушки, куклы и т. д.), дающего возможность в любую минуту действовать с предметами и вещами;
— социально-эмоциональными — дети одновременно являются актерами, режиссерами, художниками, музыкантами, что предоставляет им некоторую независимость, возможность творчества, а достигается совокупностью изобразительной, речевой, музыкальной, театрализованной деятельности;
— психологическими — ребенку предоставляют возможность ощутить чувство внутренней свободы, раскованности, самовыражения;
— интеллектуальными — в процессе игры дети выполняют разнообразные творческие задания.
Исполняя роли персонажей с разными характерами, дошкольники примеривают на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика — осторожность, петушка — решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества.
Но для многих детей выйти на сцену — серьезное испытание. Нередко только от лица куклы ребенок впервые отваживается произнести слово со сцены. Он психологически прячется за игрушку как за «ширму», за которой чувствует себя более уверенно, раскрепощенно, понимая, что внимание зрителей прежде всего обращено на нее. Она становится той соломинкой, за которую хватается ребенок, чтобы скрыть свои волнения и переживания.
|
Таким образом, театр выполняет важную психологическую функцию, так как помогает участникам действия повысить и стабилизировать свою самооценку, воспитать волю и характер, развить черты лидера, а также выплеснуть те негативные эмоции, которые в иных случаях жизни «отыграть» не представляется возможным,
Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей из так называемых групп риска (с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т. д. Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одаренными детьми.
ОТБОР СЦЕНАРИЯ
Одна из наиболее сложных задач — отбор и адаптация сценариев будущей постановки.
Главное условие выбора произведения — интерес детей к нему. Удачным будет подход в том случае, когда педагоги знакомят дошкольников с несколькими произведениями и сообща решается, какое из них интереснее было бы поставить. К этому времени первичный отбор произведений уже фактически произведен взрослыми. Тем не менее, совместно принятое решение не только выявляет заинтересованность детей, но и повышает их социальную уверенность, понимание собственной значимости (этап планирования проекта).
В качестве сценария можно использовать фольклорные и авторские сказки, отрывки из литературных произведений, в том числе поэтических. Однако часто оригинальные тексты сложны, поэтому для сценария необходимо их адаптировать — изменить с учетом уровня подготовки детей.
|
Другой вариант — создание сценарных текстов по мотивам произведений, где участвуют персонажи первоисточника, сохранены отдельные сцены или повороты сюжета, но идея или общий сюжет сильно отличаются от оригинала. В качестве примера можно привести сценарий по русской народной сказке «Теремок».
При отборе сценария для постановки нужно помнить, что в тексте должно быть заложено большое количество действия, которое сопровождало бы речь героев и активизировало речевые навыки детей. Это связано с тем, что на начальном этапе обучения для ребенка важнее действие и его речевое сопровождение, нежели абстрактная речь.
Например, в сказке «Лягушка-путешественница» изначально мало действий, в основном (в оригинале) присутствуют описания природы и рассказы лягушки. Однако, добавляя «общение» лягушки с различными персонажами, танцы и другие действия, мы облегчаем и игру детей-актеров, и восприятие спектакля зрителями.
Сценарный текст должен содержать преимущественно знакомый материал. Желательно также, чтобы в тексте сценария были повторы — реплики, в которых используется многократно один и тот же языковой материал. Они облегчают усвоение роли, акцентируют внимание на основные моменты постановки.
Уже на этапе отбора желательно в сценарии закладывать возможности для импровизации, роль которой в театральной деятельности высока. Именно импровизация позволяет собственно творить, проявлять эмоции, искать и демонстрировать свое «я».
Однако возможности для импровизации в дошкольном возрасте не слишком велики (по крайней мере, так считают многие педагоги). Чаше всего постановки сводятся к механическому заучиванию жестко запрограммированного текста (кстати, эта проблема касается театральной деятельности не только в дошкольном, но и в школьном возрасте). Такой подход не только не оправдан как единственно возможный, но даже вреден, так как заучивание тормозит речевое развитие: от ребенка требуется точно воспроизвести готовую фразу, и если у него по каким-то причинам не получается, он чувствует себя некомпетентным в речевом отношении.
Особенности отбора и подготовки сценариев можно отметить следующее:
1) тексты сценариев лучше строить на знакомом музыкальном и речевом
материале;
2) речь персонажей должна активнее сопровождаться конкретным (а не абстрактным, не связанным напрямую со словом) действием;
3) в сценарный текст необходимо включать возможности для
импровизации;
4) сценарий должен отражать социокультурные языковые особенности.
ПОДГОТОВКА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
Этапы работы над постановкой спектакля в ДОУ во многом схожи с аналогичной работой в любом театре. Режиссер на каждом этапе должен отмечать и записывать все интересные и оригинальные «находки» и задумки, как свои и педагогов-помощников, так и детей, с целью дальнейшего их использования.
Приступая к подготовке постановки воспитатель должен:
* точно определить тему, идею, сверхзадачу и жанр постановки;
* продумать оформление сценического пространства, декорации, реквизит, костюмы персонажей, характер и техническое решение искусственного освещения и спецэффектов.
Работа над постановкой предусматривает следующие этапы:
* знакомство с произведением;
* игры, этюды;
* распределение ролей и разучивание текста;
* разводка;
* наработка;
* отработка;
* прогоны;
* генеральная репетиция;
* премьера (официальное представление спектакля зрителям: родителям детей, педагогам и всем желающим);
* отчет: устный доклад о степени решения задач и достижения целей, поставленных перед ним в учебном плане ДОУ и письменный отчет методисту ДОУ.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этом этапе необходимо в как можно более непринужденной обстановке познакомить детей с материалом будущего спектакля (рассказ, сказка и т. д.). Можно прочесть не все произведение сразу (особенно если оно большое), а растянуть процесс на несколько дней. Ориентируясь на реакцию детей, попробуйте включить музыкальное сопровождение — пьесы и песни, отрывки из которых предполагается использовать в будущем спектакле. Если же музыка отвлекает детей, то лучше оставить ее для следующего этапа.
После прочтения очередного отрывка обсудите его с детьми: провоцируйте их на собственные рассуждения о характерах персонажей, их поступках, событиях, происходящих с ними, о том, какой это персонаж, что нравится в произведении, что нет (активизация самостоятельной деятельности на этапе разработки проекта).
Во время обсуждения можно продемонстрировать различия в поведении персонажей.
Однако не стоит задерживаться на данном этапе надолго и не обязательно проигрывать постановку целиком. После этого репетировать весь спектакль.
После прочтения и обсуждения материала (так называемый пассивный этап) нужно сразу переходить к этапу игр и этюдов.
Игры — первый активный период подготовки, когда можно предложить детям пофантазировать, попытаться изобразить персонажей произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят, спят, одеваются (для этого нужен подручный материал: разноцветные куски тканей, элементы театральных костюмов, сценический реквизит). Здесь уже необходимо включить музыкальное сопровождение.
Особенность этого периода заключается в том, что ребенок действует на площадке один. Если даже на сцене присутствует несколько детей, все они изображают одно и то же и друг с другом не взаимодействуют. Инициатором ситуации является педагог.
Далее следует перейти к так называемой разводке. Это первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе с музыкальным руководителем придумывают мизансцены (расположение актера и необходимого ему реквизита на сцене в определенный момент времени), передвижения, физические действия персонажей.
На данном этапе дети уже должны быть одеты в сценические костюмы; сцена оформлена; декорации установлены; реквизит изготовлен; записан (и используется) «рабочий» вариант фонограммы.
Можно постепенно вводить в репетиционный процесс хореографические, спортивные и вокальные элементы.
После того как мизансценический и действенный «рисунок» придуман и закреплен, дети вместе с воспитателем начинают «наполнять» свои роли смыслом и эмоциями с помощью интонаций, смысловых пауз, мимики и жестов. Этап наработки «разбивается» на эпизоды — каждый из них репетируется отдельно. Присутствие детей, не занятых в конкретном эпизоде, возможно, но не обязательно.
На следующем этапе — отработки — спектакль репетируется полностью от начала до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами. Особенность его заключается в том, что режиссер время от времени может останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то моменты проигрывать заново.
Дети, ждущие, когда их герой должен появиться на сцене, наблюдают за ходом действия из зрительного зала и отсюда же выходят на площадку, чтобы сыграть в своем эпизоде.
Спецэффекты, освещение, музыкально-шумовое сопровождение должны обеспечивать специально назначенные для этого люди.
Далее наступает этап прогонов. Это репетиции всего спектакля от начала до конца без остановок. Замечания и уточнения делаются музыкальным руководителем в конце действия и реализуются в следующем прогоне.
Дети, не занятые в данный момент в спектакле, находятся за кулисами. С ними обязательно должны быть 2—3 педагога, следящие за порядком и тишиной. Прогонов должно быть не более трех.
Прогон конечного варианта представления, на который можно пригласить в качестве зрителей детей из других групп, носит название генеральной репетиции, после которой делается перерыв в один день перед премьерой.
На всех этапах репетиций и самого представления должны чувствовать значимость своей деятельности. Не нужно забывать и о поощрениях. Небольшие сувениры, похвала за особо хорошо произнесенную реплику и т. д. повышают мотивацию. Однако следует помнить, что основным поощрением будет участие в премьере представления и эмоции, реакция зрителей (этап презентации и оценки проекта).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
В любом представлении особые требования всегда предъявляются к музыкальному оформлению. Музыка усиливает впечатление от спектакля, повышает интерес к нему (как со стороны зрителей, так и со стороны участников). Поэтому влияние музыкального руководителя наиболее значимо.
При подготовке представления хорошо включать в сценарии знакомые песни, которые разучиваются на занятиях, поскольку они способствуют активизации интонационных навыков и ритма, легки для усвоения.
Музыка к должна быть готова до начала репетиций. Под нее можно слушать само произведение (чтение отрывков), на занятиях по музыкальному развитию проводить физминутки, танцевать. Это усиливает эмоциональную основу речи.
Воспитатели и зачастую родители является основным оформителем спектакля. Они выполняет эскизы костюмов и декораций На занятиях по изодеятельности можно, проводя параллель с постановкой, предложить детям нарисовать персонажей, отдельные сцены спектакля.
Однако основной объем работы ложится на плечи воспитателей, которые помогают детям учить текст, по заданию режиссера отрабатывают с ними сцены, реплики, жесты. Кроме того, воспитатели — незаменимые помощники в изготовлении декораций, костюмов и т. д.
Желательно, чтобы все дети пробовали исполнять разные роли, благодаря этому представление может быть поставлено в нескольких вариантах, а ребята получат максимум возможностей для самовыражения (самостоятельность и творчество в ходе воплощения проекта).