Метрополитен и социальный транспорт
Условия обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта на федеральном уровне закреплены в следующих нормативных документах:
. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта»;
. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;
. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.12.2015 №347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Организация транспортного обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других МГН на этих видах транспорта предусматривает:
1) разработку и реализацию планов (дорожных карт) по формированию и обеспечению доступной среды на уровне транспортных компаний и собственников объектов транспортной инфраструктуры;
2) планирование необходимого для работы на линии количества транспортных средств, приспособленных для обслуживания инвалидов соответствующих категорий, а также планирование расписания движения транспорта с учетом реальных потребностей этих групп населения в передвижениях в необходимых им направлениях;
3) обучение персонала транспортной компании, ответственного за обеспечение условий доступности при предоставлении услуг пассажирам из числа инвалидов;
4) проведение инструктажей водителей: вводного — при приеме на работу, и предрейсового — при отправлении по маршруту движения впервые или при перевозке детей;
5) контроль механиком исправности и работоспособности подъемников и аппарелей, установленных в транспортном средстве, перед его выпуском на линию;
6) информирование людей с инвалидностью и других МГН о доступности услуги и особенностях ее предоставления как в удаленном доступе, так и по месту ее предоставления,
7) и другие мероприятия.
На региональном и местном уровнях управления помимо соблюдения требований федерального законодательства, целесообразно уделять внимание разработке и реализации следующих мероприятий:
. внедрения системы стандартизации качества транспортного обслуживания населения как полноценного механизма измерения и оценки условий доступности услуг и объектов для людей с инвалидностью и других МГН на основе применения стандартизованных процедур и методик по установленному перечню показателей;
. применению на основе стандартов качества региональных и муниципальных программ развития транспорта и обеспечения его доступности для инвалидов, планирования значений показателей качества транспортного обслуживания на перспективу, установления требований к перевозчикам в составе договорных условий;
. организации функционирования рабочих групп с участием представителей общественных организаций инвалидов, научных сообществ и других учреждений и лиц, компетентных в решении вопросов развития доступной среды транспортных систем городов и регионов.
Учитывая массовый характер спроса населения на услуги автомобильного и городского электрического транспорта, — более 70 % перевозок в стране осуществляется этими видами транспорта, — необходимо уделять особое внимание их доступности на всех уровнях управления и этапах планирования транспортных процессов.
Услуги автобусного и городского наземного электрического транспорта
Общие требования к доступности услуг автобусного и городского наземного электрического транспорта во многом схожи с общеотраслевыми — это информационное обеспечение в доступной форме для пассажиров из числа инвалидов на остановочных пунктах и в транспортных средствах; оказание им ситуационной помощи при посадке в транспортное средство, размещении и высадке из него, а также при пользовании услугами автовокзалов и автостанций; режим работы транспортных средств на линии в соответствии с расписанием или договорными условиями при заказных перевозках, и пр. Вместе с тем, пассажиры из числа инвалидов часто сталкиваются с трудностями при получении услуг. Поэтому отраслевому специалисту важно иметь представление о сопоставимости каждого элемента конкретной транспортной услуги с нозологическими особенностями основных групп инвалидов и уметь заблаговременно предпринимать действия, направленные на предупреждение возникновения любых негативных последствий для таких людей на каждом этапе их передвижения.
Этап планирования передвижения. Планирование повседневного или разового маршрута передвижения является первым важным этапом получения услуги потребителем. Используя сведения из официальных источников об условиях обслуживания, человек оценивает риски, которые могут возникнуть в процессе передвижения исходя из индивидуальных особенностей своего здоровья. Критически важным в этом процессе может оказаться любое ограничение: время подхода и ожидания транспортного средства, продолжительность перевозки, способ размещения в транспортном средстве, сложность пересадки, отсутствие санитарно-гигиенических помещений, условия кратковременного отдыха в пути и другие.
Неожиданное проявление таких рисков в процессе получения услуги по причине недостоверной информации или ее отсутствия на этапе планирования, для людей с инвалидностью может иметь негативные последствия. Например, в зимних или неблагоприятных погодных условиях нарушение графика движения транспорта или невозможность по какой-либо причине осуществить посадку в транспортное средство могут стать причиной причинения вреда жизни и здоровью этих людей, что недопустимо. На практике известны случаи обморожения по аналогичным причинам, ухудшения состояния здоровья, требующие длительного восстановления.
Именно поэтому при организации и осуществлении регулярных перевозок важное внимание следует уделять соблюдению планового времени начала и окончания работы транспорта на линии, интервалов движения и времени отправления от остановочных пунктов транспортных средств, доступных для инвалидов, обязательности обслуживания таких пассажиров в момент их наличия на остановочном пункте.
Информация, размещаемая на остановочных пунктах и публикуемая на общедоступных Интернет-ресурсах не должна вводить в заблуждение потребителей. В ситуациях задержки движения транспорта по объективным причинам, перевозчику необходимо не только предпринять меры для восстановления графика движения, но и обеспечить оперативное информирование пассажиров о ситуации на маршруте и ожидаемом времени прибытия транспорта на остановочный пункт. Такая информация должна предоставляться на официальных Интернет-ресурсах и электронных табло (при их наличии) в доступной форме.
Этап немоторизованного передвижения. На этапе немоторизованного передвижения до остановочного пункта или при пересадке следует учитывать следующие особенности маломобильных групп населения:
их скорость передвижения обычно в 1,5–2 раза ниже, чем у среднестатистического человека, а затраты времени на преодоление одинакового пути, соответственно, во столько же раз выше;
в пути многим требуются остановки для отдыха с определенной периодичностью (для людей с наиболее сложными заболеваниями через 60–100 м, с менее сложными — через 200–300 м);
до 25 % людей с инвалидностью даже при краткосрочных поездках испытывают потребность в посещении санитарно-гигиенических помещений;
ослабленное состояние организма, немощь, болевые ощущения являются факторами, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения на большие расстояния, по ненормативным уклонам, по неровным поверхностям и пр.
Для предотвращения возможных рисков на этом этапе передвижения, необходим комплексный подход, предполагающий следующие способы обеспечения доступности транспортного обслуживания населения:
1) предоставление транспортных услуг на маршрутах регулярных перевозок в полном соответствии с установленными плановыми значениями показателей (время работы транспорта на маршруте, соблюдение трассы маршрута и расписания движения, недопустимость отказа инвалиду в посадке в транспортное средство, и пр.);
2) при оказании услуг легковым такси или «социальным такси» — предоставление ситуационной помощи в передвижении по предварительному запросу всем маломобильным группам населения на этапе немоторизованного передвижения «от двери до транспортного средства», «от транспортного средства до двери» или «от двери до двери» (применим для МГН, не способных самостоятельно передвигаться на расстояния более 300 м);
3) предоставление альтернативной транспортной услуги — заказной перевозки по приемлемой цене, — как более глубокого уровня оказания ситуационной помощи (применимо только в отношении лиц с инвалидностью, не способных передвигаться самостоятельно более 50–100 м; не применяется для экстренных поездок в больницу).
Этап посадки в транспортное средство. Этап посадки в транспортное средство на остановочных пунктах, автостанциях и автовокзалах может сопровождаться следующими основными рисками для пассажиров из числа инвалидов и других МГН:
. плохая различимость номера маршрута и его названия (конечного и основных промежуточных пунктов);
. трудность обнаружения места остановки транспортного средства на протяженных остановочных пунктах и места расположения двери транспортного средства для человека с нарушением функций зрения, особенно на остановочных пунктах с интенсивным движением маршрутного транспорта и высоким уровнем шума в окружающей среде;
. трудность предупреждения о необходимости посадки в транспортное средство и ее осуществления для инвалида на кресле-коляске;
. трудность и повышенные затраты времени посадки в транспортное средство некоторых категорий людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Рассмотрим поочередно мероприятия по обеспечению условий доступности услуг автомобильного и городского наземного электрического транспорта для различных категорий инвалидов и других МГН.
1) Различимость номера и названия маршрута очень важны для большинства пассажиров, имеющих зрение, особенно для людей с нарушением слуха. На маршрутах регулярных перевозок транспортные средства находятся на остановочных пунктах короткое время (около 20–40 с), за которое человеку нужно успеть своевременно и правильно идентифицировать объект, принять решение о посадке и осуществить посадку, если это необходимо. Нередко, чтобы не пропустить нужное транспортное средство, пассажир вынужден обращаться к другим пассажирам или к водителю для уточнения маршрута. В некоторых случаях, из-за недостатка информации пассажиры пропускают транспортное средство нужного им маршрута, и вынуждены ожидать прибытия другого транспортного средства длительное время, в других — уезжают в ненужном им направлении, что вызывают дополнительные сложности с возвращением в пункт отправления. Подобные ситуации недопустимы, поскольку нарушают права потребителя и могут привести к психоэмоциональному стрессу человека. Поэтому при оборудовании подвижного состава средствами информации важно обеспечить правильное размещение текста и нормативных значений параметров шрифта (размер, цвет, контраст, освещенность). Номер и название маршрута должны быть доступны для чтения большинством пассажиров, включая слабовидящих. Особое внимание следует уделять доступности текста на световых табло и избегать применения табло с переменной информацией для информирования пассажиров снаружи транспортного средства.
Транспортные организации обязаны оборудовать транспортные средства указателями маршрутов и информацией на них согласно ГОСТ 25869-90 «Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования» и ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности». Требования к световым табло в настоящее время в сфере автомобильного и городского электрического транспорта отсутствуют, однако параметры текстовой информации на них должны соответствовать вышеприведенным стандартам.
2) Идентификация транспортных средств и посадка в них людей с тотальным нарушением функций зрения имеет более сложный характер. В случае обслуживания на остановочном пункте единственного маршрута, прибытие транспортного средства такие люди безошибочно определяют на слух. Используя белую трость, при открытых дверях, они способны самостоятельно обнаружить место входа в салон и осуществить посадку. От водителя требуется внимательность и время, достаточное для безопасного входа и расположения инвалида по зрению в салоне.
Значительные трудности такие люди испытывают в условиях интенсивного движения транспортных средств различных маршрутов и на протяженных остановочных пунктах с несколькими посадочными площадками. В таких случаях слепой человек вынужден обращаться к другим людям за помощью, которые не всегда хотят или могут правильно и своевременно отреагировать на его просьбу. В результате есть риск не успеть осуществить посадку в нужное транспортное средство. На практике известно немало ситуаций, когда такие пассажиры пытались безуспешно осуществить посадку в течение целого часа. Поэтому важнейшей задачей организаторов перевозок и перевозчиков является обеспечение надежности идентификации транспортных средств инвалидами по зрению с использованием специальных средств информирования и ориентирования, отличных от указанных в пункте 1.
Речь идет о применении современных электронных и информационных технологий.
Ее суть заключается в том, что инвалид по зрению, находящийся на остановочном пункте, использует персональное устройство или коммуникатор со специальной программой. Это устройство в оперативном режиме взаимодействует с устройствами, установленными на остановочных пунктах и подвижном составе. На транспортных средствах над одной из пассажирских дверей размещается звуковой маячок, а на панели водителя – индикатор, информирующий о посадке инвалида соответствующей категории (идентификация происходит на основании настроек в программе, установленной на персональном устройстве или коммуникаторе).
По команде пользователя устройство озвучивает название объекта и данные всех прибывающих на остановочный пункт транспортных средств. Если транспортное средство определенного маршрута подходит пассажиру, он нажимает необходимую кнопку на своем устройстве, после чего над одной из входных дверей транспортного средства срабатывает звуковой маячок, позволяющий точно сориентировать пассажира к месту входа в салон. Маячок работает короткое, но достаточное время для осуществления посадки.
Одновременно, на панели водителя загорается индикатор, информирующий о необходимости обратить внимание, что посадку осуществляет пассажир с ограничением по зрению (или иной категории) и, при необходимости, должен принять меры по оказанию ему ситуационной помощи.
При планировании мероприятий по оказанию услуг незрячим пассажирам следует избегать размещения на наружных частях кузова каких-либо табличек, выполненных шрифтом Брайля, в том числе дублирующих номер и название маршрута. Такую информацию невозможно быстро обнаружить руками, а процесс обнаружения небезопасен с точки зрения дорожного движения, негигиеничен и травмоопасен для чувствительных кончиков пальцев таких людей. По этой же причине инвалиды по зрению не пользуются кнопкой вызова водителя, расположенной на кузове рядом с пассажирской дверью или на ней.
3) Посадка в транспортное средство людей на кресле-коляске почти всегда сопряжена с необходимостью использования аппарели или подъемника. Конструкция транспортных средств общего пользования, эксплуатируемых в России, предусматривает расположение этих устройств в проеме средней или задней двери салона. При такой компоновке отсутствует техническая возможность удаленного управления устройством привода из кабины водителя, поэтому оказание помощи инвалиду осуществляется только на месте. Самостоятельное использование устройств пассажирами не допускается.
Первая сложность, которая возникает у людей на кресле-коляске заключается в необходимости информирования водителя о посадке в условиях ограниченного времени остановки транспортного средства. Для удобства такого информирования на кузове сбоку от пассажирской двери предусматривают кнопку вызова водителя, которая должна быть исправной и доступной для нажатия ладонью человеком на кресле-коляске.
Водитель обязан держать в поле своего зрения таких пассажиров и, не пренебрегая общими требованиями к безопасности маневрирования и остановки транспортного средства, незамедлительно оказывать им ситуационную помощь.
При отсутствии кнопки вызова, не предусмотренной конструкцией транспортных средств старого образца, водитель обязан самостоятельно обращать внимание на наличие на остановочном пункте пассажиров из числа инвалидов. Для лучшего взаимопонимания, особенно при высокой интенсивности движения маршрутного транспорта и на протяженных остановочных пунктах, пассажирам на кресле-коляске рекомендуется предупреждать водителя о необходимости посадки взмахом руки.
Одной из особенностей оказания ситуационной помощи является необходимость одновременного соблюдения водителем приоритетных требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Согласно части 4 статье 4 этого закона обеспечение безопасности транспортного средства должно осуществляться водителем в объеме, не препятствующем исполнению его служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности перевозки. Поскольку ситуационная помощь предоставляется, в том числе в целях обеспечения безопасной посадки/высадки пассажиров, следовательно, она имеет отношение к вопросам безопасности перевозки. Поэтому водитель, предприняв меры, предупреждающие самопроизвольное движение транспортного средства и доступ посторонних лиц в кабину, обязан предоставлять необходимую помощь маломобильным пассажирам. При работе с подъемником или аппарелью водитель должен обеспечить безопасность пассажиров, находящихся в зоне действия устройства, и в обязательном порядке помочь пассажиру на кресле-коляске войти или выйти из транспортного средства, если такая помощь потребуется.
Использование низкопольных транспортных средств с системой опускания пола («книлинг») обеспечивает во время их остановки условия расположения входа в салон в одном уровне с поверхностью посадочной площадки, что является хорошим примером универсального дизайна. Водитель может не вмешиваться в процесс посадки/высадки пассажиров, в т. ч. передвигающихся на кресле-коляске, однако должен обеспечить минимальный зазор между транспортным средством и краем посадочной площадки. Такая работа требует профессиональной подготовки водительского состава и специального обустройства элементов обустройства остановочных пунктов. В настоящее время соблюдение этих условий в отечественных условиях является проблематичным, но обязательно должно быть достижимым в среднесрочной перспективе.
4) В пиковые периоды времени доступность пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения часто бывает ограничена высоким уровнем наполнения подвижного состава. Трудности с посадкой могут испытывать незрячие люди, беременные женщины, пожилые люди и другие маломобильные группы населения. Но наиболее уязвимой категорией являются инвалиды на кресле-коляске. Занимаемая одним таким пассажиром площадь сопоставима с 5–8 обычными пассажирами или 8–12 % от общей вместимости подвижного состава, без учета использования аппарели и прохода к месту размещения кресла-коляски.
Согласно Правилам дорожного движения, недопустимо перевозить пассажиров сверх количества предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. Поэтому при отсутствии резервов свободного пространства в салоне, водитель обязан сообщить о ситуации с отказом пассажиру в посадке диспетчеру, а диспетчер — направить одно из транспортных средств в укороченный рейс. Однако такое решение неэффективно с точки зрения управления транспортным процессом, поэтому основное внимание следует уделять на стадии планирования и организации перевозок с целью предупреждения возникновения подобных ситуаций. В частности, могут использоваться следующие удобные для перевозчиков приемы снижения рисков обслуживания пассажиров из числа инвалидов: расчет, планирование и использование количества подвижного состава на линии в пиковые периоды суток с учетом максимальной загрузки не более 70 % или не более 3 пасс./м2 свободной площади пола; использование резервного, в т. ч. специализированного подвижного состава на определенных участках маршрутов или маршрутной сети в объемах, покрывающих потенциальный спрос маломобильных групп населения на услуги пассажирского транспорта общего пользования; разработка сети специализированных маршрутов, предназначенных для обслуживания льготных категорий пассажиров, включая МГН, с максимальной расчетной вместимостью транспортных средств — не более 3 пасс/м2 свободной площади пола; прием и обслуживание перевозчиками предварительных заявок от людей с инвалидностью на перевозку между остановочными пунктами в обозначенное время;
- и другие.
5) На маршрутах междугородного сообщения и при осуществлении заказных (в т. ч. туристических и экскурсионных) автобусных перевозок сотрудники службы сопровождения обязаны помочь пассажирам из числа инвалидов в размещении их, багажа и ручной клади в транспортном средстве. При отсутствии службы сопровождения такую функцию, обязан выполнить водитель, о чем должно быть прямо указано в его должностной инструкции. Водитель также должен провести индивидуальный инструктаж таких лиц о правилах перевозки и помочь им пристегнуться ремнями безопасности.
Этап перевозки (поездки). На этапе перевозки выделяют следующие особенности транспортного обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других МГН.
1) Инвалиды некоторых категорий, в том числе у которых отсутствуют или не функционируют руки, кисти, пальцы рук, могут сталкиваться с трудностями оплаты проезда наличными деньгами. При сохранении кондукторной системы обслуживания, линейный персонал должен оказать таким людям всю необходимую ситуационную помощь. В значительной степени проблема решается применением бесконтактных карт и других способов оплаты проезда, основанных на технологии NFC. В случае использования стационарных валидаторов следует уделять важное внимание высоте их установки, доступной как для стоящего в полный рост среднестатистического человека, так и для людей на кресле-коляске.
2) Объявление остановок в салоне транспортного средства следует выполнять заблаговременно, не менее двух раз, в визуальной и звуковой формах. Речевая информация должна быть громкой и четкой, визуальная — зрительно доступной для чтения, в т. ч. для слабовидящих людей с нарушением слуха. По возможности, рекомендуется применение автоинформаторов.
Информационное табло предназначено, прежде всего, для представления людям с нарушением слуха и другим пассажирам названия следующей по ходу движения остановки. Дополнительная информация (дата, время, температура в салоне и др.) также может присутствовать, но непродолжительное время и не мешать ориентированию пассажиров на маршруте. В случае применения табло с бегущей строкой, следует учитывать ориентировочное время считывания информации пассажиром — 120 знаков в минуту. Для табло с переменной статичной информацией время отображения информации следует принимать около 8 с, а количество знаков в строке — не более 40. Дополнительно необходимо учитывать время (2–4 с), необходимое для переключения внимания неслышащего человека на предоставляемую информацию. Размер шрифта на информационных табло должен соответствовать нормативным требованиям по размеру, яркости и контрасту, а поверхность табло — не иметь бликов.
3) Размещение табличек со шрифтом Брайля в салоне транспортного средства для инвалидов по зрению должно быть логичным и удобным. Они могут применяться для маркировки мест таких пассажиров (не следует путать с инвалидами на кресле-коляске), возле или непосредственно на кнопке информирования водителя на доступном для пользователя расстоянии. Ими целесообразно дублировать номера кресел и мест размещения ручной клади в автобусах, где такая нумерация предусмотрена. Объемную информацию о правилах перевозки и обеспечении их безопасности, при необходимости, целесообразно предоставлять в речевом формате (устно или с использованием электронных устройств).
Таблички с таким шрифтом не следует выполнять в местах аварийных выходов, возле огнетушителя или на каждом поручне. Нет необходимости дублировать шрифтом Брайля инструкции пользования средствами пожаротушения, аварийным молотком, аптечкой и пр. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на поиск и прочтение информации у людей не будет времени, а установление места размещения табличек, кроме того, может привести к серьезным травмам. Таким образом, указанная информация не имеет практического значения и останется невостребованной. Обеспечение безопасности пассажиров из числа инвалидов и других МГН — есть зона прямой ответственности линейного персонала, и их подготовке по данному вопросу должно уделяться особое внимание в транспортных компаниях.
Услуги легковых такси
Оказание услуг легковыми такси реализуется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112). Для людей с инвалидностью такая услуга, в отличие от услуг транспорта общего пользования, начинается на этапе удаленного заказа перевозки. В процессе заказа диспетчер или электронная система должны уточнить у клиента наличие категории инвалидности и особенности оказания ситуационной помощи, если это необходимо. На основе полученных данных агент или транспортная компания определяют наличие подходящего клиенту типа транспортного средства и водителя, обладающего необходимыми навыками оказания ситуационной помощи. В случае отсутствия таких возможностей, компания обязана в кратчайший срок известить об этом пассажира и предложить ему другой приемлемый вариант разрешения сложившейся ситуации. Водители легковых такси должны обладать навыками общения и оказания ситуационной помощи инвалидам всех категорий. При наличии потребности со стороны клиента, водитель должен помочь проводить пассажира до автомобиля и обратно, уметь собрать и привести в рабочее состояние кресло-коляску, если транспортное средство не приспособлено для перевозки пассажира непосредственно на нем.