Услуги социального транспорта




Услуги социального транспорта, чаще именуемого «социальным такси», представляют собой одну из форм социальных услуг, реализуемых в рам­ках Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Они осуществляются на основании договора фрахтования, а их отличие от услуг легкового такси или обычных заказных перевозок автобусами заключается только в использова­нии механизма государственного субсидирования перевозки и предостав­ления льгот за проезд. В зависимости от цели поездки, группы и категории инвалидности, льготы составляют 50–90 % от стоимости поездки инвалида и сопровождающих его одного или нескольких лиц.

Нередко для оказания услуги социального транспорта используются специализированные автобусы, адаптированные для перевозки пассажиров на кресле-коляске. Однако данное условие не является отличительной чер­той этой услуги. Она может предоставляться и другими типами транспорт­ных средств. Поскольку субсидирование производится за счет средств бюджетов, в каждом регионе предусмотрены правила перевозок и квоты на пользования услугой социального транспорта. Обычно они включают следующий пере­чень ограничений:

. обслуживание инвалидов строго определенных категорий (дети-ин­валиды до 7 лет или более, инвалиды I группы или III степени огра­ничения к трудовой деятельности, некоторые другие) и сопровожда­ющих их лиц;

. наличие регистрации потребителя услуги на территории обслужи­вания;

. осуществление только социально значимых поездок (в учреждения здравоохранения, дошкольного и школьного образования, культуры, в государственные и иные социально значимые объекты и обратно);

. ограниченное число поездок, в зависимости от их целей (большее количество с образовательными целями, меньшее - с культур­но-бытовыми);

запрет на предоставление услуги в ночное время суток;

ограниченный период действия льготы (например, 2 или 3 часа);

услуга не предоставляется для оперативной доставки клиентов в больницу, а также лицам по установленному перечню заболеваний; и другие.

Заказ услуги социального транспорта осуществляется через диспетчер­скую службу за одни или несколько суток до момента ее оказания (в зависи­мости от региона). На практике период ожидания часто бывает значительно более долгим, из-за несоответствия реального финансирования услуги фак­тическому спросу на нее, а также приоритетной очередности обслуживания лиц с более сложными ограничениями подвижности и с учетом ранжиро­вания целей поездок по значимости. Например, в первую очередь могут обслуживаться инвалиды на кресле-коляске и дети-инвалиды (количество поездок до 80 в месяц), затем инвалиды I и II групп, после них — инвали­ды остальных категорий и групп. В перспективе необходимо стремиться к сокращению таких ограничений, в т. ч. за счет перераспределения данного вида обслуживания в сферу легковых такси.

Диспетчеры и водители должны обладать навыками общения со всеми категориями инвалидов. Например, иметь подготовку для общения с лицами, имеющими нарушение функций слуха, целевым образом не обслуживаемых «социальным такси», следует проводить, поскольку такие пассажиры могут оказаться среди клиентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата или зрения.

Водительский состав должен быть обучен навыкам оказания ситуацион­ной помощи всем категориям инвалидов и быть способным реализовать их на практике (не все водители физически подготовлены и способны припод­нять или переместить по наклонной поверхности человека в кресле-коляске). Помимо процессов перевозки, посадки и высадки пассажиров, в должност­ные обязанности водителей «социального такси» должно входить сопрово­ждение инвалида от места пребывания до транспортного средства и обратно.

 

Метрополитен

В городах, где имеются линии метрополитена или легкого наземного метро, данный вид транспорта является основой пассажирской транспорт­ной системы, берущей на себя основной объем перевозок населения и го­стей города. Основная часть маршрутов наземного транспорта связана со станциями метрополитенов.

При обеспечении условий доступности для всех категорий инвалидов пассажирских перевозок, метрополитенам необходимо решать вопросы их информационного обеспечения: о доступности прилегающих к станциям метро дорожно-пешеход­ных маршрутов и пересадочных узлов; о доступных маршрутах передвижения по объектам инфраструкту­ры метрополитена; о доступности для инвалидов оборудования для передвижения и получения информации по условиям поездки; о доступности подвижного пассажирского состава, условий посад­ки и высадки в пассажирские вагоны;

об условиях обслуживания пассажирских перевозок инвалидов и оказания им необходимой ситуационной помощи; о возможности получения дополнительной информации и консуль­таций о поездке в доступной форме в компетентных информацион­но-справочных службах;

. о доступных для инвалидов маршрутах общественного транспорта, связанных с наземной инфраструктурой, выходов из метрополите­нов;

. об обязательствах метрополитена по качеству обеспечения условий доступности поездок, времени ожидания, необходимой ситуацион­ной помощи.

Особенностью обеспечения условий обслуживания пассажирских пере­возок в метрополитенах являются следующие факторы:

. потребности перемещения пассажиров с одного уровня на другой (с улицы на станцию, со станции на платформу, с платформы в вагон для поездки);

. необходимость соблюдения пассажирами определенной скорости перемещения по всем вышеперечисленным маршрутам;

. ограниченное время на осуществление посадки/высадки пассажи­ров;

. большие пиковые потоки пассажиров, связанные с деловой социаль­ной активностью населения.

При организации в метрополитенах работ по обеспечению условий доступности пассажирских перевозок для инвалидов, особую сложность представляют вопросы, связанные с обеспечением их безопасности в пико­вые периоды времени. Успешное решение этих вопросов осуществляется посредством:

. обеспечения людей с инвалидностью в доступной форме своевре­менной, актуальной и ясной информацией для принятия решения о доступности поездки;

. обеспечения условий безопасности и доступности пассажирских перевозок во время пиковых нагрузок;

. выбора оптимальных технологий оказания необходимой ситуаци­онной помощи инвалидам в поездках для преодоления существую­щих для них барьеров;

. подготовки персонала для оказания ситуационной помощи, обще­ния и обслуживания пассажирских перевозок, является основой современной культуры работы метрополитенов по обеспечению доступности пассажирских перевозок для инвалидов.

Для повышения эффективности и качества работ по обеспечению ус­ловий доступности пассажирских перевозок для инвалидов, внимание следует уделять доступности объектов инфраструктуры и подвижного со­става пассажирского состава. Возможности по созданию доступной среды на сложившихся объектах инфраструктуры метрополитена, построенных в XX в. без учета требований доступности для МГН, часто очень сильно ограничены. В данной ситуации принятие решения о приоритетах обу­стройства таких объектов должны основываться на результатах исследо­вания и оценки:

. экономической эффективности результатов по обустройству доступ­ности с учетом приоритетов населения и особых потребностей инва­лидов. Это соответствует применению принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» при выборе технических, технологических и организационных решений;

. влияния результатов обустройства условий доступности на увеличе­ние объемов пассажирских перевозок пассажиров в целом и отдель­но, для пассажиров с инвалидностью;

. уровня обеспечения условий безопасности пассажирских перевозок.

Проект приказа Минтранса России «Об утверждении порядка обеспе­чения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи» будет устанавливать в том чис­ле правила обеспечения доступности пассажирам из числа инвалидов объек­тов инфраструктуры метрополитенов (станций, межстанционных переходов для пассажиров) включающий следующие пункты:

1) помощь и сопровождение пассажиров из числа инвалидов, име­ющих стойкие нарушения функций зрения и (или) самостоятельного пе­редвижения по объектам, а также в подвижном составе;

2) возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров по виду внеуличного транспорта, информацией о приспособленности объектов с учетом ограничений жизнедеятельности пассажиров из чис­ла инвалидов, а также с другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика лично и (или) по информацион­но-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет), и (или) по телефону;

3) допуск на объекты, в подвижной состав и перевозку без взима­ния дополнительной платы переводчика жестового языка (сурдоперевод­чика) и тифлосурдопереводчика, сопровождающего пассажира из числа инвалидов, собаки-проводника при наличии документов, подтверждаю­щих ее специальное обучение и выдаваемых по форме и в установленном порядке;

4) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвали­дов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельеф­но-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и (или) тифло­сурдопереводчика без взимания дополнительной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов; 5) возможность для пассажиров из числа инвалидов проинформи­ровать о предстоящей поездке, ее деталях и необходимых условиях для сопровождения пассажира из числа инвалидов на объектах и в подвиж­ном составе;

6) возможность с учетом ограничений жизнедеятельности пасса­жиров из числа инвалидов и технических особенностей конкретного вида внеуличного транспорта входа и выхода на станции, межстанцион­ные переходы и передвижения по ним, осуществление посадки и высад­ки в/из транспортного средства самостоятельно или с помощью работни­ков, в том числе с использованием вспомогательных средств;

7) оборудование устройствами с функцией регулирования громко­сти для связи со службами информации, экстренной помощи, соответ­ствующими требованиям Национального стандарта Российской Феде­рации ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требо­вания доступности и безопасности»;

8) надлежащее размещение оборудования и носителей информа­ции, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа пас­сажиров из числа инвалидов к объектам и предоставляемым услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Без системы комплексного подхода к решению вопросов обеспечения условий доступности для инвалидов пассажирских перевозок, невозмож­но создать безбарьерную среду в метрополитенах. Регламент Европейской Комиссии (ЕС) 1300/2014 от 18 ноября 2014 г. о технических условиях для совместимости, связанных с доступностью системы железнодорожного транспорта Союза для лиц с ограниченными возможностями и лиц с огра­ниченной подвижностью (Брюссель, 18 ноября 2014 г.) предлагает систему комплексного подхода к организации работ по обеспечению доступности объектов наземной инфраструктуры и подвижного пассажирского состава по формированию безбарьерной среды в метрополитенах для инвалидов.

Рассматривается функционирование и взаимодействие подсистем: подсистема «Инфраструктура». Применяется ко всем общественным зонам на пассажирских станциях, контролируемых предприятием, менеджером по инфраструктуре или ответственным по станциям. В сферу действия входит предоставление информации, приобретение билета, его компостирование при необходимости, а также предо­ставление инвалидам ожидать поезда;

− подсистема «Подвижной состав». Применяется к подвижному со­ставу, которые предназначены для перевозки пассажиров;

− подсистема «Телекоммуникационные Приложения для Пассажи­ров». Применяется к системам видео- и аудиоинформирования пас­сажиров, расположенным на станциях и в подвижном составе.

Все элементы подсистемы должны функционировать как одно целое. Совместное функционирование подсистем создает безбарьерную среду для пассажиров с учетом их ограничений и обеспечивает на заданном уровне качество доступности объектов

и услуг метрополитена.

Инфраструктура

Требования, обустройству доступности объектов инфраструктуры ме­трополитенов изложены в СП 120.13330.2012 Метрополитены. Актуализи­рованная редакция СНиП 32-02-2003 (с Изменениями № 1, 2)

Основные положения:

5.5.1.1 При новом проектировании и реконструкции объектов метропо­литена следует предусматривать для инвалидов и маломобильных групп населения (МГН) технические средства или мероприятия, обеспечиваю­щие передвижение в пассажирских зонах и в тоннелях при эвакуации из поезда, остановившегося на перегоне, в соответствии с требованиями нор­мативных документов.

5.5.1.2 Система средств информационной поддержки долж­на быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации. В системе визуальной информации пас­сажиров следует предусматривать световые и цветовые указатели и символы, а также электронные табло с изменяемой информацией.5.5.1.3 На станциях следует предусматривать технические устройства или мероприятия для доставки МГН с поверхности на уровень пассажирской платформы (лифты, доступные для МГН, подъемные платформы для ин­валидов с вертикальным или наклонным перемещением, пандусы и др.).

5.5.2.1 На каждой станции или ином объекте, предназначенном для пассажиров, должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этой станцией или другим пас­сажирским объектом.

5.5.2.2 Тактильные средства, выполняющие предупредительную функ­цию на покрытии пешеходных путей на прилегающем к объекту метропо­литена участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до начала опасно­го участка, изменения направления движения, входа и т. п.

5.5.2.4 На путях движения МГН не допускается применять вращающи­еся двери и вращающиеся турникеты.

5.5.2.5 В каждом ряду турникетов входа/выхода метрополитена следует предусматривать не менее одного расширенного прохода, позволяющего проезд кресла-коляски.

5.5.2.9 При наличии контроля на входе следует предусматривать кон­трольные устройства, приспособленные для пропуска МГН.

5.5.2.11 Покрытие участка платформ шириной 60 см от края следует предусматривать термообработанным гранитом с шероховатой поверх­ностью. На расстоянии 60 см от края платформы необходимо укладывать полосу из контрастного материала шириной 10 см, на расстоянии 120 см — полосу гранита с шероховатой поверхностью со снятыми фасками, вы­ступающую на 5 мм из плоскости пола, для обеспечения ориентации на платформе слабовидящих и слепых пассажиров.

5.5.3.1 Подземные переходы метрополитена следует оборудовать панду­сами или подъемными устройствами для инвалидов и МГН.

Ширина одностороннего пандуса должна быть не ме­нее 1,3 м, двустороннего — 1,8 м. В исключительных слу­чаях допускается предусматривать винтовые пандусы. С каждой стороны улицы при отсутствии лифта в одном из лестничных схо­дов в пешеходный переход должна быть предусмотрена зона шириной 1 м для движения пассажиров с детскими колясками.

5.5.3.2 Пандус должен выполняться из материала с шероховатой тек­стурой поверхности. По обеим сторонам пандуса следует предусматривать поручни и ограждения. Поручни пандусов располагают на высоте 0,7 и 0,9 м, отстоящие от стены на 40 мм, круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой.

5.5.3.4 Лестницы допускается дублировать не только пандусами, но и другими средствами подъема (подъемными платформами для инвалидов, лифтами, доступными для МГН, и т. п.).

5.5.4.1 На станциях мелкого заложения лифт на платформу станции при технической возможности следует предусматривать непосредственно с по­верхности земли в наиболее доступном для инвалидов месте. Над входом в лифт необходимо устраивать павильон или встраивать его в другие зда­ния или сооружения. При отсутствии возможности предусмотреть лифт с поверхности земли на платформу на станциях мелкого заложения следует предусматривать лифт на платформу станции с уровня кассового зала ве­стибюля, а на лестницах с каждой стороны пешеходного перехода, примы­кающего к вестибюлю с лифтом, устанавливать подъемные платформы для инвалидов или лифты рядом с лестницей.

5.5.4.2 Для обеспечения доставки инвалидов на стациях глубокого за­ложения возможно использовать эскалаторы с применением мер организа­ционного характера. При наличии технической возможности и по заданию заказчика в рамках «разумного приспособления» допускается предусма­тривать лифт, доступный для МГН, с поверхности земли в уровень плат­формы или в коридор, размещаемый в промежуточном уровне, и подъем­ную платформу для инвалидов из коридора на платформу.

5.5.4.4 Лифтовые холлы оборудуются системой управления доступа, ограничивающей категории пользователей»

В Евростандарте «Доступность метро для инвалидов» даны актуаль­ные рекомендации по обустройству условий доступности элементов инфра­структуры.

Эскалаторы. Места входа на эскалаторы должны быть помечены метал­лическим рельефным покрытием 120 на 120 см. Вокруг переднего и боко­вого краев каждой ступени эскалатора должна быть расположена полоса 5 см шириной. Эти отметки помогают пользователям легче определять, где начинается каждая ступень и ее ширину (где заканчивается ступень и начинается боковая панель). Рекомендуемый цвет для этой цели фосфорес­цирующий желтый. Во-первых, потому что желтый цвет хорошо контра­стирует с металлическими оттенками эскалатора, и, во-вторых, потому что у слабовидящих этот цвет ассоциируется с сигналом предупреждения об опасности и помогает идентифицировать ступеньки пассажирам с ограни­чением по зрению. Ступени эскалатора с фосфоресцирующими желтыми полосками.

В верхней и нижней части эскалатора должны быть три плоские ступе­ни, чтобы упростить доступ слабовидящих, и людей с ограниченной под­вижностью. Там, где эскалаторы оснащены фотоэлектрическими элементами или каким-нибудь другим механизмом, запускающим ход движения эскала­тора, рекомендуется установить задержку начала движения, чтобы дать пользователям время ровно встать на ступенях эскалатора и взяться за по­ручень. Линейная скорость не должна превышать 0.5 м/с.

Двигающиеся пешеходные дорожки с наклоном (траволаторы). Минимальная ширина 120 см. Края должны быть защищены боковыми поручнями, расположенными на высоте 90 см, и они должны тянуться го­ризонтально на расстоянии 45 см сверху и снизу каждого блока. Поручень должен контрастировать с окружающим пространством. Покрытие пола в нижней и верхней части такой движущейся дорожки должно быть выделе­но по текстуре и по контрастности для облегчения опознания. Максималь­ный наклон такой же, как и для пандусов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: