Услуги социального транспорта, чаще именуемого «социальным такси», представляют собой одну из форм социальных услуг, реализуемых в рамках Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Они осуществляются на основании договора фрахтования, а их отличие от услуг легкового такси или обычных заказных перевозок автобусами заключается только в использовании механизма государственного субсидирования перевозки и предоставления льгот за проезд. В зависимости от цели поездки, группы и категории инвалидности, льготы составляют 50–90 % от стоимости поездки инвалида и сопровождающих его одного или нескольких лиц.
Нередко для оказания услуги социального транспорта используются специализированные автобусы, адаптированные для перевозки пассажиров на кресле-коляске. Однако данное условие не является отличительной чертой этой услуги. Она может предоставляться и другими типами транспортных средств. Поскольку субсидирование производится за счет средств бюджетов, в каждом регионе предусмотрены правила перевозок и квоты на пользования услугой социального транспорта. Обычно они включают следующий перечень ограничений:
. обслуживание инвалидов строго определенных категорий (дети-инвалиды до 7 лет или более, инвалиды I группы или III степени ограничения к трудовой деятельности, некоторые другие) и сопровождающих их лиц;
. наличие регистрации потребителя услуги на территории обслуживания;
. осуществление только социально значимых поездок (в учреждения здравоохранения, дошкольного и школьного образования, культуры, в государственные и иные социально значимые объекты и обратно);
. ограниченное число поездок, в зависимости от их целей (большее количество с образовательными целями, меньшее - с культурно-бытовыми);
запрет на предоставление услуги в ночное время суток;
ограниченный период действия льготы (например, 2 или 3 часа);
услуга не предоставляется для оперативной доставки клиентов в больницу, а также лицам по установленному перечню заболеваний; и другие.
Заказ услуги социального транспорта осуществляется через диспетчерскую службу за одни или несколько суток до момента ее оказания (в зависимости от региона). На практике период ожидания часто бывает значительно более долгим, из-за несоответствия реального финансирования услуги фактическому спросу на нее, а также приоритетной очередности обслуживания лиц с более сложными ограничениями подвижности и с учетом ранжирования целей поездок по значимости. Например, в первую очередь могут обслуживаться инвалиды на кресле-коляске и дети-инвалиды (количество поездок до 80 в месяц), затем инвалиды I и II групп, после них — инвалиды остальных категорий и групп. В перспективе необходимо стремиться к сокращению таких ограничений, в т. ч. за счет перераспределения данного вида обслуживания в сферу легковых такси.
Диспетчеры и водители должны обладать навыками общения со всеми категориями инвалидов. Например, иметь подготовку для общения с лицами, имеющими нарушение функций слуха, целевым образом не обслуживаемых «социальным такси», следует проводить, поскольку такие пассажиры могут оказаться среди клиентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата или зрения.
Водительский состав должен быть обучен навыкам оказания ситуационной помощи всем категориям инвалидов и быть способным реализовать их на практике (не все водители физически подготовлены и способны приподнять или переместить по наклонной поверхности человека в кресле-коляске). Помимо процессов перевозки, посадки и высадки пассажиров, в должностные обязанности водителей «социального такси» должно входить сопровождение инвалида от места пребывания до транспортного средства и обратно.
Метрополитен
В городах, где имеются линии метрополитена или легкого наземного метро, данный вид транспорта является основой пассажирской транспортной системы, берущей на себя основной объем перевозок населения и гостей города. Основная часть маршрутов наземного транспорта связана со станциями метрополитенов.
При обеспечении условий доступности для всех категорий инвалидов пассажирских перевозок, метрополитенам необходимо решать вопросы их информационного обеспечения: о доступности прилегающих к станциям метро дорожно-пешеходных маршрутов и пересадочных узлов; о доступных маршрутах передвижения по объектам инфраструктуры метрополитена; о доступности для инвалидов оборудования для передвижения и получения информации по условиям поездки; о доступности подвижного пассажирского состава, условий посадки и высадки в пассажирские вагоны;
об условиях обслуживания пассажирских перевозок инвалидов и оказания им необходимой ситуационной помощи; о возможности получения дополнительной информации и консультаций о поездке в доступной форме в компетентных информационно-справочных службах;
. о доступных для инвалидов маршрутах общественного транспорта, связанных с наземной инфраструктурой, выходов из метрополитенов;
. об обязательствах метрополитена по качеству обеспечения условий доступности поездок, времени ожидания, необходимой ситуационной помощи.
Особенностью обеспечения условий обслуживания пассажирских перевозок в метрополитенах являются следующие факторы:
. потребности перемещения пассажиров с одного уровня на другой (с улицы на станцию, со станции на платформу, с платформы в вагон для поездки);
. необходимость соблюдения пассажирами определенной скорости перемещения по всем вышеперечисленным маршрутам;
. ограниченное время на осуществление посадки/высадки пассажиров;
. большие пиковые потоки пассажиров, связанные с деловой социальной активностью населения.
При организации в метрополитенах работ по обеспечению условий доступности пассажирских перевозок для инвалидов, особую сложность представляют вопросы, связанные с обеспечением их безопасности в пиковые периоды времени. Успешное решение этих вопросов осуществляется посредством:
. обеспечения людей с инвалидностью в доступной форме своевременной, актуальной и ясной информацией для принятия решения о доступности поездки;
. обеспечения условий безопасности и доступности пассажирских перевозок во время пиковых нагрузок;
. выбора оптимальных технологий оказания необходимой ситуационной помощи инвалидам в поездках для преодоления существующих для них барьеров;
. подготовки персонала для оказания ситуационной помощи, общения и обслуживания пассажирских перевозок, является основой современной культуры работы метрополитенов по обеспечению доступности пассажирских перевозок для инвалидов.
Для повышения эффективности и качества работ по обеспечению условий доступности пассажирских перевозок для инвалидов, внимание следует уделять доступности объектов инфраструктуры и подвижного состава пассажирского состава. Возможности по созданию доступной среды на сложившихся объектах инфраструктуры метрополитена, построенных в XX в. без учета требований доступности для МГН, часто очень сильно ограничены. В данной ситуации принятие решения о приоритетах обустройства таких объектов должны основываться на результатах исследования и оценки:
. экономической эффективности результатов по обустройству доступности с учетом приоритетов населения и особых потребностей инвалидов. Это соответствует применению принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» при выборе технических, технологических и организационных решений;
. влияния результатов обустройства условий доступности на увеличение объемов пассажирских перевозок пассажиров в целом и отдельно, для пассажиров с инвалидностью;
. уровня обеспечения условий безопасности пассажирских перевозок.
Проект приказа Минтранса России «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи» будет устанавливать в том числе правила обеспечения доступности пассажирам из числа инвалидов объектов инфраструктуры метрополитенов (станций, межстанционных переходов для пассажиров) включающий следующие пункты:
1) помощь и сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и (или) самостоятельного передвижения по объектам, а также в подвижном составе;
2) возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров по виду внеуличного транспорта, информацией о приспособленности объектов с учетом ограничений жизнедеятельности пассажиров из числа инвалидов, а также с другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика лично и (или) по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет), и (или) по телефону;
3) допуск на объекты, в подвижной состав и перевозку без взимания дополнительной платы переводчика жестового языка (сурдопереводчика) и тифлосурдопереводчика, сопровождающего пассажира из числа инвалидов, собаки-проводника при наличии документов, подтверждающих ее специальное обучение и выдаваемых по форме и в установленном порядке;
4) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и (или) тифлосурдопереводчика без взимания дополнительной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов; 5) возможность для пассажиров из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке, ее деталях и необходимых условиях для сопровождения пассажира из числа инвалидов на объектах и в подвижном составе;
6) возможность с учетом ограничений жизнедеятельности пассажиров из числа инвалидов и технических особенностей конкретного вида внеуличного транспорта входа и выхода на станции, межстанционные переходы и передвижения по ним, осуществление посадки и высадки в/из транспортного средства самостоятельно или с помощью работников, в том числе с использованием вспомогательных средств;
7) оборудование устройствами с функцией регулирования громкости для связи со службами информации, экстренной помощи, соответствующими требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
8) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа пассажиров из числа инвалидов к объектам и предоставляемым услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Без системы комплексного подхода к решению вопросов обеспечения условий доступности для инвалидов пассажирских перевозок, невозможно создать безбарьерную среду в метрополитенах. Регламент Европейской Комиссии (ЕС) 1300/2014 от 18 ноября 2014 г. о технических условиях для совместимости, связанных с доступностью системы железнодорожного транспорта Союза для лиц с ограниченными возможностями и лиц с ограниченной подвижностью (Брюссель, 18 ноября 2014 г.) предлагает систему комплексного подхода к организации работ по обеспечению доступности объектов наземной инфраструктуры и подвижного пассажирского состава по формированию безбарьерной среды в метрополитенах для инвалидов.
Рассматривается функционирование и взаимодействие подсистем: подсистема «Инфраструктура». Применяется ко всем общественным зонам на пассажирских станциях, контролируемых предприятием, менеджером по инфраструктуре или ответственным по станциям. В сферу действия входит предоставление информации, приобретение билета, его компостирование при необходимости, а также предоставление инвалидам ожидать поезда;
− подсистема «Подвижной состав». Применяется к подвижному составу, которые предназначены для перевозки пассажиров;
− подсистема «Телекоммуникационные Приложения для Пассажиров». Применяется к системам видео- и аудиоинформирования пассажиров, расположенным на станциях и в подвижном составе.
Все элементы подсистемы должны функционировать как одно целое. Совместное функционирование подсистем создает безбарьерную среду для пассажиров с учетом их ограничений и обеспечивает на заданном уровне качество доступности объектов
и услуг метрополитена.
Инфраструктура
Требования, обустройству доступности объектов инфраструктуры метрополитенов изложены в СП 120.13330.2012 Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 (с Изменениями № 1, 2)
Основные положения:
5.5.1.1 При новом проектировании и реконструкции объектов метрополитена следует предусматривать для инвалидов и маломобильных групп населения (МГН) технические средства или мероприятия, обеспечивающие передвижение в пассажирских зонах и в тоннелях при эвакуации из поезда, остановившегося на перегоне, в соответствии с требованиями нормативных документов.
5.5.1.2 Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации. В системе визуальной информации пассажиров следует предусматривать световые и цветовые указатели и символы, а также электронные табло с изменяемой информацией.5.5.1.3 На станциях следует предусматривать технические устройства или мероприятия для доставки МГН с поверхности на уровень пассажирской платформы (лифты, доступные для МГН, подъемные платформы для инвалидов с вертикальным или наклонным перемещением, пандусы и др.).
5.5.2.1 На каждой станции или ином объекте, предназначенном для пассажиров, должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этой станцией или другим пассажирским объектом.
5.5.2.2 Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на прилегающем к объекту метрополитена участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т. п.
5.5.2.4 На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и вращающиеся турникеты.
5.5.2.5 В каждом ряду турникетов входа/выхода метрополитена следует предусматривать не менее одного расширенного прохода, позволяющего проезд кресла-коляски.
5.5.2.9 При наличии контроля на входе следует предусматривать контрольные устройства, приспособленные для пропуска МГН.
5.5.2.11 Покрытие участка платформ шириной 60 см от края следует предусматривать термообработанным гранитом с шероховатой поверхностью. На расстоянии 60 см от края платформы необходимо укладывать полосу из контрастного материала шириной 10 см, на расстоянии 120 см — полосу гранита с шероховатой поверхностью со снятыми фасками, выступающую на 5 мм из плоскости пола, для обеспечения ориентации на платформе слабовидящих и слепых пассажиров.
5.5.3.1 Подземные переходы метрополитена следует оборудовать пандусами или подъемными устройствами для инвалидов и МГН.
Ширина одностороннего пандуса должна быть не менее 1,3 м, двустороннего — 1,8 м. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. С каждой стороны улицы при отсутствии лифта в одном из лестничных сходов в пешеходный переход должна быть предусмотрена зона шириной 1 м для движения пассажиров с детскими колясками.
5.5.3.2 Пандус должен выполняться из материала с шероховатой текстурой поверхности. По обеим сторонам пандуса следует предусматривать поручни и ограждения. Поручни пандусов располагают на высоте 0,7 и 0,9 м, отстоящие от стены на 40 мм, круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой.
5.5.3.4 Лестницы допускается дублировать не только пандусами, но и другими средствами подъема (подъемными платформами для инвалидов, лифтами, доступными для МГН, и т. п.).
5.5.4.1 На станциях мелкого заложения лифт на платформу станции при технической возможности следует предусматривать непосредственно с поверхности земли в наиболее доступном для инвалидов месте. Над входом в лифт необходимо устраивать павильон или встраивать его в другие здания или сооружения. При отсутствии возможности предусмотреть лифт с поверхности земли на платформу на станциях мелкого заложения следует предусматривать лифт на платформу станции с уровня кассового зала вестибюля, а на лестницах с каждой стороны пешеходного перехода, примыкающего к вестибюлю с лифтом, устанавливать подъемные платформы для инвалидов или лифты рядом с лестницей.
5.5.4.2 Для обеспечения доставки инвалидов на стациях глубокого заложения возможно использовать эскалаторы с применением мер организационного характера. При наличии технической возможности и по заданию заказчика в рамках «разумного приспособления» допускается предусматривать лифт, доступный для МГН, с поверхности земли в уровень платформы или в коридор, размещаемый в промежуточном уровне, и подъемную платформу для инвалидов из коридора на платформу.
5.5.4.4 Лифтовые холлы оборудуются системой управления доступа, ограничивающей категории пользователей»
В Евростандарте «Доступность метро для инвалидов» даны актуальные рекомендации по обустройству условий доступности элементов инфраструктуры.
Эскалаторы. Места входа на эскалаторы должны быть помечены металлическим рельефным покрытием 120 на 120 см. Вокруг переднего и бокового краев каждой ступени эскалатора должна быть расположена полоса 5 см шириной. Эти отметки помогают пользователям легче определять, где начинается каждая ступень и ее ширину (где заканчивается ступень и начинается боковая панель). Рекомендуемый цвет для этой цели фосфоресцирующий желтый. Во-первых, потому что желтый цвет хорошо контрастирует с металлическими оттенками эскалатора, и, во-вторых, потому что у слабовидящих этот цвет ассоциируется с сигналом предупреждения об опасности и помогает идентифицировать ступеньки пассажирам с ограничением по зрению. Ступени эскалатора с фосфоресцирующими желтыми полосками.
В верхней и нижней части эскалатора должны быть три плоские ступени, чтобы упростить доступ слабовидящих, и людей с ограниченной подвижностью. Там, где эскалаторы оснащены фотоэлектрическими элементами или каким-нибудь другим механизмом, запускающим ход движения эскалатора, рекомендуется установить задержку начала движения, чтобы дать пользователям время ровно встать на ступенях эскалатора и взяться за поручень. Линейная скорость не должна превышать 0.5 м/с.
Двигающиеся пешеходные дорожки с наклоном (траволаторы). Минимальная ширина 120 см. Края должны быть защищены боковыми поручнями, расположенными на высоте 90 см, и они должны тянуться горизонтально на расстоянии 45 см сверху и снизу каждого блока. Поручень должен контрастировать с окружающим пространством. Покрытие пола в нижней и верхней части такой движущейся дорожки должно быть выделено по текстуре и по контрастности для облегчения опознания. Максимальный наклон такой же, как и для пандусов.