Составитель: Орешков И.В., канд. экон. наук, ст. преп.




Экономика отраслевых рынков

Целями освоения дисциплины «Экономика отраслевых рынков» является подготовка бакалавров к осуществлению:

– научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;

– междисциплинарным научным исследованиям для решения хозяйственных (производственных) задач, связанных с инновационной моделью развития национальной экономики и региона;

– к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом рисков и социально-экономических последствий принимаемых решений, а так же правовых, административных и других ограничений;

– самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию.

В процессе освоения дисциплины у бакалавров развиваются следующие компетенции:

  • способность осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной экономической деятельности.
  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
  • способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
  • способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
  • способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде отчета, статьи или доклада (ПК-4);
  • способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
  • способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
  • способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);

Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:

знать:

- типы рыночных структур и конкурентного поведения, их классификации;

- экономические и территориальные особенности отраслевой специфики экономики РФ;

-основные макроэкономические показатели социально-экономического развития страны;

- методологию исследования рынка и рыночных структур;

- барьеры входа/выхода их роль и классификацию;

- критерии концентрации продавцов на рынке или в отрасли и показатели ее измерения;

- показатели измерения степени монопольной власти;

- вертикальная интеграция, ее значение, виды и последствия;

- признаки доминирования фирмы на рынке;

- значение диверсификации, дифференциации и ценовой дискриминации товара в конкурентной борьбе;

- основные теоретические модели, описывающие конкурентное взаимодействие фирм;

- антимонопольное законодательство страны

уметь:

- обосновать необходимость регулирования конкуренции на рынке современном этапе развития;

- самостоятельно разбираться в особенностях конкурентного взаимодействия фирм, определять тип взаимодействия на конкретных примерах отраслей РФ;

- оценивать степень государственного влияния на конкуренцию и аргументировано обосновывать собственную позицию;

- собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию;

-рассчитывать индексы концентрации продавцов и показатели монопольной власти в отрасли;

-использовать знания, полученные в ходе изучения курса «Экономика отраслевых рынков» в реализации своих профессиональных навыков.

владеть:

- навыками работы с научной литературой;

- навыками поиска необходимой информации;

- навыками устной и письменной речи на русском языке;

- навыками анализа и обработки статистической информации;

- навыками публичной и научной речи умением аргументировано излагать свои мысли;

Содержание дисциплины

Тема 1. Методологические вопросы исследования рынка

Рынок. Границы рынка (типы границ). Отрасль. Отрасль и рынок.

Барьеры входа и выхода: понятие и классификация. Субъективные и Объективные. Экономические. Административные. Организационные. Экологические. Барьеры выхода.

Вопросы для самопроверки

  1. Обоснуйте необходимость выделения особого раздела экономической науки «Industrial organization». Кризис модели совершенной конкуренции.
  2. Раскройте особенности формирования гарвардской парадигмы: «структура – поведение – результативность» (СПР).
  3. Поясните сущность критики подхода «СПР» и альтернативных путей изучения фирм и отраслей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: