Экономика отраслевых рынков
Целями освоения дисциплины «Экономика отраслевых рынков» является подготовка бакалавров к осуществлению:
– научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;
– междисциплинарным научным исследованиям для решения хозяйственных (производственных) задач, связанных с инновационной моделью развития национальной экономики и региона;
– к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом рисков и социально-экономических последствий принимаемых решений, а так же правовых, административных и других ограничений;
– самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию.
В процессе освоения дисциплины у бакалавров развиваются следующие компетенции:
- способность осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной экономической деятельности.
- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
- способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде отчета, статьи или доклада (ПК-4);
- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
- способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);
Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:
|
знать:
- типы рыночных структур и конкурентного поведения, их классификации;
- экономические и территориальные особенности отраслевой специфики экономики РФ;
-основные макроэкономические показатели социально-экономического развития страны;
- методологию исследования рынка и рыночных структур;
- барьеры входа/выхода их роль и классификацию;
- критерии концентрации продавцов на рынке или в отрасли и показатели ее измерения;
- показатели измерения степени монопольной власти;
- вертикальная интеграция, ее значение, виды и последствия;
- признаки доминирования фирмы на рынке;
- значение диверсификации, дифференциации и ценовой дискриминации товара в конкурентной борьбе;
|
- основные теоретические модели, описывающие конкурентное взаимодействие фирм;
- антимонопольное законодательство страны
уметь:
- обосновать необходимость регулирования конкуренции на рынке современном этапе развития;
- самостоятельно разбираться в особенностях конкурентного взаимодействия фирм, определять тип взаимодействия на конкретных примерах отраслей РФ;
- оценивать степень государственного влияния на конкуренцию и аргументировано обосновывать собственную позицию;
- собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию;
-рассчитывать индексы концентрации продавцов и показатели монопольной власти в отрасли;
-использовать знания, полученные в ходе изучения курса «Экономика отраслевых рынков» в реализации своих профессиональных навыков.
владеть:
- навыками работы с научной литературой;
- навыками поиска необходимой информации;
- навыками устной и письменной речи на русском языке;
- навыками анализа и обработки статистической информации;
- навыками публичной и научной речи умением аргументировано излагать свои мысли;
Содержание дисциплины
Тема 1. Методологические вопросы исследования рынка
Рынок. Границы рынка (типы границ). Отрасль. Отрасль и рынок.
Барьеры входа и выхода: понятие и классификация. Субъективные и Объективные. Экономические. Административные. Организационные. Экологические. Барьеры выхода.
Вопросы для самопроверки
- Обоснуйте необходимость выделения особого раздела экономической науки «Industrial organization». Кризис модели совершенной конкуренции.
- Раскройте особенности формирования гарвардской парадигмы: «структура – поведение – результативность» (СПР).
- Поясните сущность критики подхода «СПР» и альтернативных путей изучения фирм и отраслей.