Государственный и муниципальный долг: классификация, механизм управления и оценка эффективности




Статья 97 БК РФ

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Статья 98 БК РФ

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям РФ;

5) иным долговым обязательствам.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте РФ;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.

Различают следующие виды государственного долга:

1. По уровню управления:

А) общегосударственный долг;

Б) государственный долг;

В) муниципальный долг;

Г) долг госкорпораций.

2. По социально-экономическому значению:

А) активный долг;

Б) пассивный долг.

3. Периодичность обслуживания и погашения:

А) капитальный долг;

Б) текущий долг.

4. По источнику заимствования:

А) внешний долг;

Б) внутренний долг.

Внутренний и внешний долг наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В РФ долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа может учитываться и категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

Капитальный ГД – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Активный и пассивный ГД – характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая ГД – это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный ГД – привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

В пределах каждого вида ГД можно выделить формы долговых обязательств:

- по эмитентам – центральные и территориальные;

- по обращаемости на рынке – рыночные и нерыночные;

- по категориям кредиторов;

- по оформлению – документальные и бездокументальные;

- по срочности – краткосрочные (до года), среднесрочные (1-5), долгосрочные (более 5);

- по доходности – купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные с нулевым купоном) и выигрышные;

- по условиям погашения – с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.

Структура управления государственным долгом

 
 

 


 

управление в широком управление в узком смысле

смысле (стратегия) (тактика)

ГД может являться финансовым инструментом и объектом управления одновременно. В качестве финансового инструмента ГД обеспечивает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, на уровень сбережений и другие экономические процессы. Одновременно ГД выступает в качестве объекта управления, когда органы власти устанавливают все необходимые практические аспекты его функционирования. Так, органы власти определяют соотношение между различными видами долговой деятельности, регулируют структуру ГД по срокам обращения и доходности долговых обязательств, устанавливают порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.

Процесс управления ГД включает следующие функциональные элементы:

- планирование заимствований путем определения порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;

- обслуживание долговых обязательств посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению долга;

- контроль за состоянием ГД.

В РФ заемная деятельность органов власти всех уровней регулируется целым набором законодательных ограничений. Так, БК РФ устанавливает предельные объемы государственных и муниципальных заимствований, расходов на обслуживание долга, необходимость разработки и утверждения программ внутренних и внешних заимствований, предельные размеры дефицитов бюджетов БСРФ. Предельные объемы внутреннего и внешнего долга устанавливаются ежегодно законами и решениями о бюджетах на каждом уровне управления. Управление ГД бывает стратегическим и оперативным. Стратегические вопросы развития ГД находятся в ведении Федерального собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и МО. В частности Федеральное собрание и Президент РФ в законе о федеральном бюджете утверждают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, источники финансирования бюджетного дефицита, предельный размер внешних заимствований, предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и странам СНГ, направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов, верхние пределы внутренних и внешних гос. гарантий. Оперативное управление ГД осуществляют Правительство РФ и МинФин РФ, Центральный банк, Внешэкономбанк и Сбербанк как агенты МинФина РФ. Они определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу бюджетных кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и др. мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Существует большое количество методов решения проблемы ГД. По срочности и по характеру решаемых задач выделяют бюджетно-экспертные и финансово-технические методы. По условиям и механизму реализации – рыночные и нерыночные методы.

Бюджетно-экспертные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

Финансово-технические методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

К нерыночным методам можно отнести такие, как конверсия, консолидация и унификация. Также существуют методы – отсрочка погашения займов, аннулирование ГД.

По общепринятым постулатам определения эффективности в экономике предлагается рассчитывать эффективность государственной долговой деятельности как отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе ГД к сумме расходов, выраженное в %:

, П- поступления по системе государственного долга, Р – расходы по системе ГД.

Однако данная методика затруднительная при применении ее на практике.

В настоящее время для оценки эффективности управления ГД Минфином РФ рассчитывается ряд показателей долговой устойчивости страны, которые сравниваются с безопасными пороговыми значениями:

- отношение ГД к ВВП (пороговое – 25%);

- доля расходов на обслуживание ГД в общем объеме расходов федерального бюджета (10%);

- отношение расходов на обслуживание и погашение ГД к доходам федерального бюджета (10%);

- отношение ГД к доходам федерального бюджета (100%);

- отношение Г внешнего Д к годовому объему экспорта товаров и услуг (220%);

- отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг (25%).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: