После включения акций компании в Официальный список и их допуска к торгам на Основном рынке у компании возникнут определенные постоянные обязательства (англ. continuing obligations), которые регламентируются главой 9 Правил листинга <48>.
--------------------------------
<48> Continuing obligations (LR 9). URL: https://fsahandbook.info/FSA/html/handbook/LR/9.
Ниже в табл. 4 описаны основные постоянные обязательства после прохождения процедуры листинга различных категорий. Кроме указанного в табл. 4 у компании с листингом категории "Премиум" возникают постоянные обязательства в отношении соблюдения антикоррупционного законодательства Великобритании, на котором необходимо остановиться более подробно. Закон о противодействии коррупции Великобритании (UK Bribery Act 2010) был принят 8 апреля 2010 г. и вступил в силу 1 июля 2011 г. В соответствии с первоначальным планом Закон должен был вступить в силу в апреле 2011 г., однако правительство Великобритании утвердило новую дату - 1 июля 2011 г. Это связано с тем, что для выполнения требования ст. 9 Закона Министерство юстиции Великобритании должно было опубликовать Руководство о процедурах, которые могут быть приняты коммерческой организацией в целях недопущения дачи взяток связанными с организацией лицами. Такое Руководство было опубликовано 30 марта 2011 г. <49>.
--------------------------------
<49> Полный текст Разъяснений размещен на официальном сайте Министерства юстиции Великобритании. URL: https://www.justice.gov.uk/legislation/bribery.
Таблица 4
Основные постоянные обязательства после листинга
Ключевые постоянные обязательства | Премиум - обыкновенные акции | Стандарт-акции | Стандарт - депозитарные расписки |
% ценных бумаг в свободном обращении | 25% | 25% | 25% |
Годовая финансовая отчетность | Требуется | Требуется | Требуется |
Полугодовая финансовая отчетность | Требуется | Требуется | Нет |
Промежуточная управленческая отчетности | Требуется | Требуется | нет |
МСФО ЕС или эквивалент | Требуется | Требуется | Требуется |
Кодекс корпоративного управления Великобритании | Соблюдение либо объяснение причин несоблюдения | Нет | Нет |
Типовой кодекс | Применяется | Нет | Нет |
Преимущественные права приобретения | Требуется | Согласно соответствующему законодательству о компаниях | Нет |
Значительные сделки (критерии классификации (Class tests)) | Правила применяются | Нет | Нет |
Сделки с заинтересованными лицами | Правила применяются | Нет | Нет |
Аннулирование | Требуется утверждение 75% акционеров | Утверждение акционерами не требуется | Утверждение акционерами не требуется |
|
UK Bribery Act 2010 предусматривает гражданскую и уголовную ответственность за четыре вида преступлений, связанных со взяточничеством: предложение или дача взятки; вымогательство или получение взятки; подкуп (дача взятки) иностранного должностного лица; неисполнение организацией обязанностей по принятию мер для противодействия взяточничеству. За последнее нарушение, которое, к слову, является нововведением Закона, ответственность несут только юридические лица. Предусмотрено, что компания будет отвечать не только за дачу или получение взятки, но и в том случае, если какое-либо связанное с ней лицо в ее интересах прибегло к взяточничеству с намерением получить для данной компании какое-либо преимущество. В соответствии с Законом достаточным оправданием действий компании (ее связанных лиц) будет служить обеспечение адекватных процедур, направленных на предотвращение неправомерных действий связанными лицами.
|
Исходя из положений Закона, можно выделить такие критерии правонарушений, как предложение, гарантия или дача взятки; требование, согласие принять или принятие взятки; дача взятки с намерением повлиять на иностранное должностное лицо в рамках его полномочий как иностранного должностного лица с целью получения или сохранения бизнеса или преимуществ в его ведении; дача взятки лицом, связанным с организацией, с целью получить или сохранить бизнес для организации, а также получить или сохранить преимущество в ведении бизнеса для организации.
В сравнении с другими "антикоррупционными" актами UK Bribery Act 2010 имеет широкую сферу действия. За исполнение Закона отвечает Serious Fraud Office - британский орган по борьбе с крупными мошенничествами.
Действие UK Bribery Act 2010 распространяется не только на британские, но и на иностранные компании - "ведущие бизнес в Великобритании", как говорится в Законе. Так, под действие UK Bribery Act 2010 подпадают коммерческие организации, связанные лица коммерческих организаций, физические лица, имеющие тесную связь с Великобританией, а также ряд иностранных должностных лиц. При этом понятие каждого из указанных субъектов достаточно полно расшифровывается.
Так, к коммерческим организациям отнесены лица, учрежденные по законодательству одной из частей Великобритании и осуществляющие бизнес (как на территории, так и вне пределов Великобритании); любые другие юридические лица, осуществляющие бизнес или его часть в Великобритании; партнерства, учрежденные по законодательству одной из частей Великобритании и осуществляющие бизнес (как на территории, так и вне пределов Великобритании); любые другие партнерства, осуществляющие бизнес или его часть в Великобритании.
|
В соответствии с Руководством предусмотрены 6 принципов, которыми должны руководствоваться коммерческие организации с целью выполнения адекватных процедур для предотвращения взяточничества:
1) соразмерность процедур (Proportionate procedures) - знание и мониторинг коррупционных рисков, с которыми компания сталкивается в своей отрасли или на своем рынке, и соразмерность с необходимостью введения внутренних процедур;
2) участие высшего менеджмента (Top-level commitment) - создание общеорганизационной культуры с привлечением высшего менеджмента, в которой взяточничество неприемлемо; руководство компании должно дать всем своим сотрудникам и партнерам по бизнесу четкий пример и руководство, что в компании не поощряется взяточничество;
3) оценка рисков (Risk assessment) - оценка всех возможных рисков, стремление к взаимному антикоррупционному соглашению с контрагентами;
4) комплексная юридическая оценка внутренних правил и процедур (Due diligence) - контроль за их применением ко всем работникам и деловым партнерам; анализ всех соответствующих рисков, таких, как благотворительные пожертвования, подарки и гостеприимство, расходы на стимулирование продаж;
5) эффективное внедрение новых регламентов и правил (Communication (including training)) - имплементация различных внутренних правил, практическое обучение положениям о предотвращении взяточничества путем проведения тренингов и семинаров, коучингах по практическим вопросам бизнеса;
6) контроль и анализ (Monitoring and review) - проверки и финансовый контроль, реагирующие на взяточничество, а также учитывающие, с какой частотой необходимо пересматривать политики и процедуры внутри компании.
Принятие всех этих мер должно быть задокументировано. Если компании придется отвечать по обвинениям в непринятии мер к предотвращению взяточничества, можно будет представить доказательства того, что в ней приняты надлежащие процедуры предотвращения такой практики, что послужит защитой компании, где приняты "адекватные процедуры", направленные на предотвращение коррупции.
Несмотря на то что Закон определил виды коммерческих организаций, которые подпадают под его действие, в соответствии с Руководством, понятие "делового присутствия" в Великобритании в каждом отдельном случае будет решать суд.
При этом большинство экспертов в области английского корпоративного права толкуют разъяснения Министерства юстиции Великобритании в логике распространения действия Закона преимущественно на компании с листингом в сегменте "Премиум".
Исключением могут быть депозитарные расписки российских компаний в сегменте "Стандарт", бизнес которых тесно связан с интересами Великобритании, например, компании имеют активы или осуществляют торговые операции с Великобританией.
Таким образом, на сегодняшний день после вступления в силу UK Bribery Act 2010 считается самым жестким законодательным актом, регулирующим положения относительно предотвращения и противодействия коррупции, имея при этом широкую сферу действия.
В связи с этим с целью минимизации возможных рисков нарушения UK Bribery Act 2010 международные юристы рекомендуют компаниям, в первую очередь тем, которые учреждены по законодательству одной из частей Великобритании, а также компаниям, осуществляющим бизнес на территории Великобритании, пересмотреть свои корпоративные процедуры и осуществить комплексный правовой анализ деятельности на соответствие положениям UK Bribery Act 2010.
Допуск ценных бумаг к организованным торгам или включение в котировальный список (листинг) имеют большое значение для компании-эмитента. Однако не менее, если даже не более, значимым для такой компании, а также для широкого круга других лиц, включая прежде всего инвесторов, является делистинг. Если основное назначение листинга заключается в выявлении наиболее качественных и надежных компаний для инвестирования, для чего регулятор и устанавливает специальные барьеры - квалификационные требования к ценным бумагам, включаемым в котировальные списки, то делистинг свидетельствует о том, что биржа как организатор торгов и регулятор как гарант законных прав и интересов инвесторов исключают ценные бумаги эмитента как не соответствующие действующим нормативам и правилам допуска и обращения на фондовой бирже.
Таким образом, несоблюдение компанией постоянных обязательств после прохождения процедуры листинга категории "Премиум" может привести к процедуре принудительного делистинга - исключению из официального перечня британского регулятора. В этом случае Управление Великобритании по листингу проинформирует эмитента о необходимости устранения несоответствия корпоративной практики действующим на британском рынке ценных бумаг нормативам. Например, эмитент не опубликовал полугодовую отчетность по МСФО или недолжным образом провел корпоративные процедуры по заключению сделки с заинтересованными сторонами и т.п. В случае неустранения замечаний британского регулятора ценные бумаги такого эмитента будут подвержены процедуре делистинга с автоматическим прекращением торгов на Лондонской фондовой бирже.
Могут ли российские эмитенты получить листинг категории "Премиум", чтобы воспользоваться его преимуществами?
Основная проблема состоит в том, что законодательство стран с наиболее развитыми финансовыми рынками допускает к обращению на своей территории ценные бумаги с местом нахождения эмитента из ограниченного числа юрисдикции (прежде всего местной юрисдикции).
Ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются к обращению через депозитарные ценные бумаги, эмитентом которых выступает банк-депозитарий.
Как мы уже отмечали выше, российские эмитенты на британском финансовом рынке обладают статусом иностранных компаний, которые организуют обращение своих ценных бумаг на Лондонской фондовой бирже исключительно в форме депозитарных расписок, что не соответствует квалификационным критериям премиального листинга.
При этом под российскими эмитентами понимаются компании, учрежденные по законодательству РФ и получившие в установленном порядке разрешение ФСФР России на обращение ценных бумаг за пределами РФ.
Однако ценные бумаги компаний, имеющих в своей основе российские активы, торгуются на Лондонской бирже (в том числе их бумаги допущены к торгам на Основном рынке Лондонской фондовой биржи с листингом категории "Премиум"). Такие компании являются обычно холдинговыми структурами: основная компания зарегистрирована в офшорной зоне (является резидентом соответствующей юрисдикции), она в свою очередь владеет акциями российских акционерных обществ, которые осуществляют операционную деятельность на территории России, и/или какими-либо еще активами, находящимися на территории России, которые генерируют доход (добыча, производство и пр.).
Примерами таких компаний являются AFI Development plc (юрисдикция Кипра), Polymetal International plc (юрисдикция Великобритании), Evraz plc (юрисдикция Великобритании), X5 Retail Group N.V. (зарегистрирована на Багамских островах) и др.
В январе 2012 г. нефтегазовая компания RusPetro <50>, основными активами которой являются Восточно-Ингинское, Поттынско-Ингинское и Польяновское месторождения в Западной Сибири, учрежденная по законодательству Великобритании в форме Plc, прошла процедуру премиального листинга в Лондоне.
--------------------------------
<50> Официальный сайт RusPetro plc www.ruspetro.com.
Кроме того, в корпоративной практике есть пример повышения категории листинга за счет смены юрисдикции. Так, с 19 июня 2012 г. весь акционерный капитал Polyus Gold International Ltd допущен к торгам в сегменте "Премиум" Лондонской фондовой биржи <51>. Получение листинга категории "Премиум" стало возможным после учреждения юридического лица Polyus Gold International Ltd летом 2011 г. в результате обратного поглощения ОАО "Полюс Золото" компанией KazakhGold, зарегистрированной на о. Джерси. Затем компанией Polyus Gold International Limited была реализована программа обмена глобальных депозитарных расписок ОАО "Полюс Золото" на обыкновенные акции офшорной компании <52>. Формально была проведена процедура делистинга глобальных депозитарных расписок ОАО "Полюс Золото" из сегмента "Стандарт" с последующим прохождением процедуры получения листинга акций в сегменте "Премиум", но уже на юридическое лицо - Polyus Gold International Limited. Получение премиального листинга повысит имидж компании, облегчит доступ к капиталу, повысит качество корпоративного управления и улучшит ликвидность бумаг, отмечается в сообщении Polyus Gold International Ltd <53>.
--------------------------------
<51> Polyus Gold стал VIP на Лондонской бирже, интернет-издание РБК. URL: https://top.rbc.ru/economics/19/06/2012/655684.shtml (дата размещения: 19.06.2012.
<52> Релиз "The London Stock Exchange welcomes Polyus Gold to the Premium segment of the Main Market" на официальном сайте Лондонской фондовой биржи. URL: https://www.londonstockexchange.com/companies-and-advisors/news-events/welcome/polyusgold.htm (дата размещения: 05.07.2012).
<53> Релиз на официальном сайте Polyus Gold International Ltd. URL: https://www.polyusgold.com/ru/media/press_releases/1049/?data_y=2012 (дата размещения: 19.06.2012).
Заключение
Правовое регулирование листинга в Великобритании учитывает множество факторов в силу исторического развития Лондона как одного из международных финансовых центров. Однако фактом является то, что существующие процедуры весьма приветствуются инвесторами, для которых Лондон остается одним из центров притяжения. Интересным представляется сформировавшийся институт премиального листинга ("Премиум"), правила о котором содержат требования к компаниям и их ценным бумагам, которые выше нормативов Европейского союза. Посредством такого листинга осуществляется сверхнормативная фильтрация эмитентов в интересах инвесторов.
Однако российские компании лишены возможности использовать "плюсы" такого листинга. В силу особенностей инфраструктуры локального рынка ценных бумаг и статуса российских эмитентов как иностранных по отношению к Великобритании акции российских компаний не могут торговаться на Лондонской фондовой бирже и соответственно быть допущенными в сегмент "Премиум".
Невозможность торговаться в высшем сегменте Лондонской фондовой биржи и быть включенными в индексы FTSE, торговля в ограниченном биржевом сегменте IOB привели к созданию специального регуляторного режима для компаний из России. Так, для российских компаний не требуется соблюдение Кодекса корпоративного управления Великобритании, Кодекса поведения менеджмента, Закона Великобритании о взяточничестве, а также целого ряда норм корпоративного права Великобритании. Ценные бумаги российских компаний в результате такой ситуации получают так называемый российский дисконт; по существу происходит недооценка таких бумаг. Однако, как показывает исследование, компании, основу бизнеса которых составляют, по существу, российские активы, но которые зарегистрированы в других юрисдикциях, осуществляют премиальный листинг своих бумаг.
Возможности влияния на устранение указанных проблем российского законодателя и российских регуляторов минимальны. Однако все-таки некоторые действия могут оказать (и оказывают) позитивное воздействие на ситуацию.
К примеру, согласно разработанному ФСФР России проекту Приказа "О внесении изменений в Положение о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации" <54> будут сняты ограничения на объем размещения и обращение ценных бумаг российских эмитентов на иностранных фондовых биржах, т.е. за пределами РФ смогут обращаться до 100% акций.
--------------------------------
<54> Размещен на сайте ФСФР России. URL: https://www.fcsm.ru/ru/legislation/documents/projects/index.php?id_3=7801&year_3=2011&month_3=11.
В случае снятия ограничений на обращение ценных бумаг российских эмитентов зарубежные фондовые биржи, включая лидера последнего десятилетия - Лондонскую биржу, а также такие ведущие международные площадки, как Франкфуртская фондовая биржа, принадлежащая группе Deutsche Borse <55>, Гонконгская <56>, Шанхайская <57> биржи, получают реальную заинтересованность пересмотра своих правил листинга в отношении российских компаний. Исходя из проекта Приказа ФСФР, зарубежная фондовая биржа потенциально может стать основной для российской компании, и тогда ситуация может измениться кардинальным образом - могут появиться новые биржевые индексы, новые сегменты листинга или дополнительные условия включения в существующие категории листинга, которые позволят российским компаниям приблизиться к компаниям-резидентам. Но для этого нужны воля и прямая заинтересованность со стороны зарубежных регуляторов и бирж.
--------------------------------
<55> Официальный сайт биржевой группы Deutsche Boerse. URL: www.deutsche-boerse.com.
<56> Официальный сайт Hong Kong Exchange (HKEx). URL: www.hkex.com.hk.
<57> Официальный сайт The Shanghai Stock Exchange (SSE). URL: www.sse.com.cn.
В свое время, анализируя причины кризиса 2008 г., международная группа экспертов, сформированная в Варвикском университете, опубликовала доклад <58>. В качестве одного из выводов было заключение о том, что в условиях глобализации международных финансовых рынков возрастает значение эффективной работы национальных регулирующих органов <59>.
--------------------------------
<58> Полностью доклад называется "The Warwick Commission on International Financial Reform: in praise of unlevel playing fields - the Report of the second Warwick Committee". URL: www2.warwick.ac.uk/research/warwickcommission.
<59> Международный финансовый центр в России: экономические проблемы и юридические решения / Под ред. С.Е. Нарышкина, В.А. Мау, Т.Я. Хабриевой. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2011.
В этой связи необходимо отметить масштабную работу, которую ведет Правительство РФ, по созданию в России международного финансового центра. Одной из концептуальных идей является реализация комплекса мер, направленных на повышение конкурентоспособности торговой и учетно-расчетной инфраструктуры российского рынка ценных бумаг, реализация Закона о центральном депозитарии <60> и возможность открытия иностранными депозитариями счетов номинального держателя в российских учетных институтах, гармонизацию с мировой практикой процедуры выпуска и размещения ценных бумаг, а также требований к раскрытию информации эмитентами <61>.
--------------------------------
<60> 1 января 2013 г. полностью вступил в силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии", регулирующий изменения в учетной системе российского рынка ценных бумаг после создания центрального депозитария. 6 ноября 2012 г. статус центрального депозитария официально получил Национальный расчетный депозитарий (НРД), входящий в группу Московской биржи.
<61> Материалы конференции "Российский фондовый рынок: шаг вперед", проведенной Московской биржей 28 февраля 2013 г.: новации законодательства, информация о создании центрального депозитария в России, сроки предоставления регулярной отчетности эмитентами размещены на сайте НРД. URL: www.nsd.ru/common/img/uploaded/files/integration/pubs/conf_2013_02_28.pdf.
Таким образом, текущая политика государства в области фондового рынка направлена на доведение инфраструктуры рынка ценных бумаг до международного уровня с предоставлением в дальнейшем российским эмитентам возможности без ограничений выбирать биржевую площадку для размещения ценных бумаг, исходя из логики рыночной конкуренции российских и зарубежных фондовых площадок.
Анализируя вопросы листинга на Лондонской фондовой бирже, нельзя не отметить то, какое влияние оказывают предпочтения российских эмитентов при выборе площадки для размещения. С одной стороны, как было отмечено, выбор одного из крупнейших финансовых центров приводит к повышению ликвидности акций, расширению круга инвесторов. С другой - происходит снижение объемов торговли и привлекательности отечественных торговых площадок (этому явно способствует то, что крупнейшие российские компании - "голубые фишки" - в качестве основной площадки выбирают Лондонскую фондовую биржу) <62>.
--------------------------------
<62> Хороший пример дает нам прошедший 2012 г. Две российские компании - ОАО "Мегафон" (релиз "London Stock Exchange welcomes OJSC MegaFon to the Main Market" на официальном сайте Лондонской фондовой биржи. URL: https://www.londonstockexchange.com/companies-and-advisors/news-events/welcome/megafon.htm (дата размещения: 28.11.2012)) и ОАО "Сбербанк" (релиз "The London Stock Exchange welcomes Sberbank" на официальном сайте Лондонской фондовой биржи. URL: https://www.londonstockexchange.com/companies-and-advisors/news-events/welcome/sberbank.htm (дата размещения: 26.09.2012)) прошли процедуру листинга депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже в сегменте "Стандарт" в IOB.
И здесь, анализируя нормативные, политико-правовые документы, документы российских бирж, направленные на развитие финансового рынка, нельзя не заметить проблему конфликта целей. С одной стороны, ряд политико-правовых документов, заявлений, действий направлен на либерализацию доступа российских эмитентов на международные рынки капитала. К примеру, по итогам Петербургского международного экономического форума (июнь 2011 г.) Правительству России было поручено обеспечить вышеупомянутую отмену ограничений на размещение и организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации <63>. С другой - ряд документов, заявлений, действий направлен на повышение инвестиционной привлекательности собственной (российской) инфраструктуры рынка (см.: Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года (Стратегия-2020) <64>, Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р <65>).
--------------------------------
<63> Официальный сайт Президента РФ. URL: www.kremlin.ru, информационное сообщение "Подписан перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума" от 1 июля 2011 г.
<64> Официальный текст Стратегии-2020. URL: https://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/litog.pdf.
<65> Текст Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 г. размещен на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам России. URL: www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020/.
Нельзя не отметить, что пример Лондонской фондовой биржи вдохновил Московскую биржу, которая планирует предложить российским эмитентам стать более открытыми за счет создания премиального листинга. В премиальный листинг Московской биржи могут попасть те из компаний, которые помимо установленных законами требований будут соответствовать дополнительным критериям, установленным биржей <66>.
--------------------------------
<66> ММВБ-РТС предложит листинг класса "Премиум". Статья в издании РБК Daily от 29 марта 2012 г. URL: https://www.rbcdaily.ru/2012/03/29/finance/562949983391214.
Однако нам кажется, что совместить оба вектора политики в сфере развития финансовых рынков будет довольно сложно. И при прочих равных условиях, а тем более при отсутствии развитой финансовой инфраструктуры, российские эмитенты выбирают зарубежные финансовые рынки. И для того чтобы эту ситуацию хоть как-то изменить (если ее вообще радикально возможно изменить), очевидно, требуется серьезная работа со стороны отечественных регуляторов рынка.