Повести монголо-татарского нашествия




«Повесть о битве на реке Калке». Первое столкновение русских войск с кочевниками произошло в 1223 г. на реке Калке (Кальмиус). Повесть обстоятельно излагает ход событий.

В битве приняли участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства, что и явилось причиной разгрома на Калке, указывает повесть.

Она хорошо передает настроение русского общества при известии о появлении монголо-татарских полчищ.

Автор повести ссылается на философско-исторический труд Мефодия Патарского «Откровение».

Народное сознание связывало с битвой на Калке сказание о гибели русских богатырей. Списки повести XV—XVI вв. сообщают, что на Калке погибли не только шесть Мстиславичей, но и Александр Попович, его слуга Торопец, Добрыня Рязанич Златой Пояс, а также 70 «храбрых» (богатырей).

«Повесть о приходе Батыя на Рязань». События, связанные с героической защитой русским народом своей земли, получили яркое художественное отражение в «Повести и приходе Батыя на Рязань».

Повесть дошла в составе летописных сводов XVI в. в тесной связи с циклом повестей о Николе Заразском.

Она прославляет мужество и героизм защитников Рязани.

Причину поражения рязанцев автор усматривает в феодальной обособленности русских княжеств, в эгоистической политике князей.

Не связанными со всем содержанием повести являются религиозно-моралистические рассуждения о причинах гибели Рязани.

«Повесть о приходе Батыя на Рязань» состоит из четырех частей:

1. Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии.

Первая часть повести завершается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев. Гордый ответ русского князя вызывает ярость Батыя. По приказанию хана Федор и все посольство перебиты.Горестная весть поражает молодую жену Федора княгиню Евпраксию.

2. Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани.

Вторая часть прославляет мужество и героизм рязанской дружины и ее князя Юрия Ингоревича. В своей речи героический мотив сочетается с религиозным призывом умереть «за божии церкви» и веру христианскую. Центральным эпизодом второй части является гиперболическое описание битвы.

3. Подвиг Евпатия Коловрата.

Третья часть посвящена прославлению подвига Евпатия Коловрата. Это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю.

Основное внимание уделено изображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переносится подвиг всей дружины. В поединке одерживает победу Евпатий. Охваченные страхом монголы вынуждены применить против русского богатыря «пороки». Когда тело Евпатия приносят к Батыю, хан «начаша дивитися храбрости и крепости и мужеству» Евпатия. Батый воздает должное своему врагу. Под стать Евпатию и его храбрые дружинники. В этом ответе обнаруживается отзвук былевого народного эпоса (ср. разговор Ильи с Калином царем).

4. Обновление Рязани Ингварем Ингоревичем.

Последняя, заключительная, часть повести начинается эмоциональным плачем князя Ингваря Ингоревича, созданным по всем правилам книжной риторики. Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязани.Эта концовка свидетельствует об оптимизме, жизнестойкости русского народа, его неколебимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига.

Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов, но она верно передает настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.

Более лаконичен и менее образен рассказ летописи о взятии Батыем Владимира в 1238 г. и битве на реке Сити с князем Юрием Всеволодовичем, павшим в этом бою. Выразителен краткий летописный рассказ об осаде Козельска.

«Слова» Серапиона Владимирского. События монголо-татарского нашествия отразились также в жанре дидактическом и агиографическом.

Талантливым проповедником XIII в. был Серапион. Он в нашествии иноплеменников видит карающий перст Божий, возмездие за грехи и призывает людей к покаянию, говорит даже о приближении скорого конца мира.

Приход «языка немилостивого» Серапион изображает образно и живо, прибегая к ритмической форме построения речи.

Во втором «слове» Серапион говорит о страшном гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов.

Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены в третьем «слове».

Четвертое и пятое «слова» Серапиона посвящены осуждению народных предрассудков и суеверий: они направлены против испытания «ведьм» водой и огнем и против откапывания из могил утопленников, которые, по народному поверью, вредили урожаю.

Е. В. Петухов отмечает простоту и непосредственность его поучений, отсутствие приемов книжного ораторства. Он относит Серапиона к категории писателей северо-восточной Руси XIII в., которые являются соединительным звеном между северо-востоком и Киевом, придерживаются традиций киевской школы, но живут новой жизнью.

События 1237—1240 гг., связанные с нашествием монголо-татарских полчищ, получили широкое отражение в воинской исторической повести, поучении.

2. «СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ »

«Слово о погибели Русской земли» впервые обнаружено в конце 70-х годов прошлого века К. Г. Евлентьевым и опубликовано в 1892 г. X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в 30-е годы нынешнего века И. Н. Заволоко и опубликован В. И. Малышевым в 1947 г.

В центре «Слова о погибели Русской земли — образ Русской земли.Неизвестный автор слагает гимн родине. Он говорит о природных красотах и богатствах родной земли. Неотъемлемой ее частью являются города, села, сады монастырские, храмы. Славу Руси составляли князья, бояре, вельможи многие. Автор говорит о могуществе Всеволода, его отце Юрии Долгоруком и деде Владимире Мономахе.

Автор «Слова о погибели Русской земли» сопоставляет былое величие Руси с нынешним упадком. Нетрудно заметить своеобразную периодизацию истории Руси, как бы продолжающую периодизацию «Слова о полку Игореве».

Владимир Мономах добился прекращения усобиц, сплотил все силы Руси для борьбы со степными кочевниками и нанес им сокрушительный удар. Поэтому в «Слове о погибели» образ Мономаха приобретает героическое и эпическое звучание.

После Владимира и до «ныняшняго Ярослава», «до брата его Юрья» продолжается период княжеских раздоров, что и привело к «погибели Русской земли», т. е. захвату ее врагом.

Есть предположение, что «Слово о погибели» было написано южанином, переселившимся на север Руси, не ранее 1240 г., после падения Киева.

Это произведение можно отнести к жанру историко-публицистических «слов» — «речи», призванной пробудить чувство гордости за свою землю, подвергшуюся разгрому, вдохновить на борьбу против поработителей, для чего необходимо преодолеть княжеские усобицы.

«Слово о погибели Русской земли» породило обширную исследовательскую литературу, в которой высказан ряд интересных, подчас противоречивых мнений о времени и месте создания этого произведения.

3. Переводная литература

К середине XIII в. на северо-востоке Руси получили распространение две переводные повести — «Сказание об Индии богатой» и «Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши».

Как полагают исследователи, обе повести были переведены в начале XIII в. в Сербии: первая — с латинского языка, вторая — с восточного оригинала.

«Сказание об Индии богатой» гиперболически изображает далекую сказочно-утопическую христианскую державу, превосходящую своим богатством, военной мощью Византийскую империю.

По своему жанру послание Иоанна близко к хождениям.

Посреди Индийского царства, говорится в Сказании, протекает река Едем из рая, а в этой реке добывают драгоценные камни.

Подробно описывает Иоанн свой «двор», который можно обойти только в течение пяти дней. В «зерцале праведном» человек может видеть все свои грехи.

А. Н. Веселовский обнаружил черты сходства «Сказания об Индии богатой» с русской былиной и Дюке Степановиче с духовным стихом о Голубиной книге. В описании сказочных богатств Индийской земли нетрудно обнаружить связи с этой былиной, волшебной сказкой и с книжными источниками.

Своеобразное преломление отдельных мотивов и образов «Сказания об Индии богатой» получают в рассказах странницы Феклуши в драме А. Н. Островского «Гроза».

«Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши» носит эсхатологический характер. Его основу составляет восточная повесть о загадочных снах царя и их толкованиях.

А. С. Орлов полагает, что эта повесть стала известна славянам в иранской рецензии, поскольку имя царя Шахаиши восходит к иранскому «шах ан шах».

Общее содержание снов сводится к предсказанию наступления злых времен, «мятежа по всей земли», когда люди будут враждовать друг с другом.

Яркие картины упадка нравов, обличительный пафос сказания, его близость Апокалипсису способствовали его популярности в период эпидемии чумы в XIV—XV вв., когда, в связи с окончанием в 1491 г. седьмой тысячи лет, ожидали «конца мира».

На основании традиций литературы Киевской Руси во второй трети XII — первой половине XIII в. начинается формирование местных областных литератур.

В литературе этого периода интенсивно развиваются жанры исторического повествования, воинской повести, публицистического сказания, ораторской прозы.

Главной темой литературы остается тема Русской земли, ее единства, осуждение эгоистической политики князей. Именно раздоры князей облегчили завоевателям порабощение Русской земли.

«Удельная разрозненность,— отмечал Н. Г. Чернышевский,— не оставила никаких следов в понятиях народа, потому что никогда не имела корней в его сердце: народ только подчинялся семейным распоряжениям князей».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: