Психологические последствия информатизации
Постановка проблемы
На современный этапе развития общества информационные технологии (ИТ) завоевывают все новые сферы человеческой деятельности, с ними взаимодействуют самые широкие слои населения. Как и во многих других странах, в России отмечается высокая степень готовности к применению ИТ как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации (ППИ).
Как показывает мировой и отечественный опыт, ИТ оказывают все более активное воздействие на формирование психических процессов. Следует дифференцировать прямое и косвенное влияние ИТ на психическую деятельность. Прямое связано с "эффектом преобразования" - трансформацией опосредствованной ИТ деятельности в содержательном и в структурном аспекте по сравнению с традиционной, с возникновением новых форм этой деятельности
Настоящая работа – обобщение многолетних теоретико-экспериментальных исследований авторов. Она посвящена малоизученной проблеме анализа непрямого (косвенного, многократно опосредствованного) влияния ИТ, ведущего к изменению традиционных (неинформатизированных) форм деятельности. Выделим ряд основных принципов реализации воздействий такого рода:
1. Принцип распространения преобразований (преобразованная под влиянием ИТ деятельность сама становится источником последующих преобразований других видов деятельности);
2. Принцип возвратных воздействий (изменение конкретного вида информатизированной деятельности может приводить к изменению неинформатизированной (традиционной) формы этой же деятельности);
|
3. Принцип генерализации преобразований (ППИ могут затрагивать не только отдельные психические процессы, но и всю личность в целом);
4. Принцип интерференции преобразований - одни ППИ накладываются на другие, что может привести и к гиперболизации, и к нейтрализации последствий.
В настоящей работе предлагается обобщенное представление некоторых условий реализации указанных принципов, психологических механизмов и последствий информатизации деятельности. Разрабатываемый подход направлен на повышение эффективности использования ИТ путем минимизации возможных негативных ППИ и осуществления мер по контролю и управлению процессами преобразования деятельности под влиянием ИТ.
ЗОНЫПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Целесообразно выделить следующие основные зоны ППИ. Непосредственное взаимодействие с ИТ в рамках учебной, трудовой, игровой и других форм деятельности образует центральную зону ППИ. Вплотную к ней примыкают некоторые традиционные формы деятельности, связанные с взаимодействием с ИТ (например, консультирование пользователей с экспертами в области ИТ). К более отдаленным зонам можно отнести те виды человеческой активности, которые не напрямую, а опосредствованным образом связаны с использованием ИТ. В этих зонах даже те, кто никогда не работал с компьютерами, являются косвенными пользователями ИТ и испытывают психологические последствия информатизации. Можно упомянуть посетителей специальных аттракционов (например, связанных с виртуальной реальностью), получателей компьютерных списков рассылки информации, владельцев кредитных карточек, зрителей анимационных фильмов и т.д. Когда влияние процессов информатизации осуществляется через СМК, воздействие приобретает особо сложный, многократно опосредствованный и переопосредствованный характер. Проводниками таких воздействий являются также люди, активно взаимодействующие с ИТ.
|
Можно выделить две основные тенденции распространения преобразований: афферентную и эфферентную. Эфферентная характеризуется распространением новообразований, возникших в центральной зоне, в другие, более отдаленные. Примером могут служить попытки при общении с компьютером как с партнером. Наши исследования показали, что при этом возникает ряд новообразований по сравнению с традиционным межличностным общением: значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, снижается роль эмоционально-аффективных средств общения и др. Эти новообразования могут переноситься в условия традиционного общения между людьми. Яркие феномены такого "компьютероподобного" общения отмечаются не только в деловой сфере (например, при взаимодействии программистов с пользователями), но и в повседневной деятельности - при обсуждении бытовых проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д. К.Брод также отмечает, что такого рода новообразования нередко переносятся во внутрисемейное общение.
Афферентная тенденция заключается в том, что в информатизированную деятельность привносятся компоненты, характерные для традиционной деятельности. Такого рода компоненты зачастую излишни и/или факультативны - так, компьютеры проявляют инициативу, "шутят", имитируют личностное общение с пользователями и т.п. Даже при отсутствии программно реализованных предпосылок для актуализации афферентной тенденции последняя часто актуализируется благодаря активности самих пользователей. К примеру, и начинающие, и высококвалифицированные пользователи при работе с компьютером нередко выходят за узкие рамки чисто делового взаимодействия с техническим устройством, пытаясь что-либо объяснить ему, обругать и т.п.
С помощью афферентных и эфферентных воздействий осуществляется взаимосвязь между выделенными зонами психологических последствий информатизации и создается сложная и во многом противоречивая структура преобразованных под влиянием информационных технологий форм деятельности.