О выставке живописи Ксении Заварзовой «Путь вдохновения»




 

Путь вдохновения для каждого художника уникален. Он таков, каким готов пройти его художник на данный момент своего творчества. То он похож на широкую, привольную дорогу, то на пролегающие меж горных камней прихотливые тропы. Но счастье вдохновения в том, что даже сложные "трассы" воспринимаются художником как путь к творческим озарениям, как потрясающая возможность открытия мира через самого себя. И это безусловная привилегия Художника в принципе, а если мы говорим о творчестве Ксении Заварзовой, - это еще и зрительская возможность увидеть необычную вселенную "глазами Ксении". Она не похожа ни на фотографии, ни на притягательные страницы глянцевых журналов, ни на конъюнктурно-заказные дифирамбы чему или кому-либо. Если речь идет о пейзажах, это зачастую несколько суровый и величественный мир природы; и чрезвычайно лиричный, исполненный сокровенных чувств мир человека, если мы говорим о портретах, особенно детских.

 

В пейзажных мотивах Китая, Тибета, Армении, Дании, Италии в творчестве Ксении мы порою не найдем ярких архитектурных достопримечательностей, не станем искать в них и характерного только для той или иной страны национального колорита. Напротив, и в вековой лестнице, идущей к пагоде, и в извилистой дороге к Арарату, и в одиноком рыбацком домике на одной из датских набережных мы увидим что-то исключительно родственное и близкое нашему сердцу, глазу. В целом можно отметить характерную для пейзажей Ксении Заварзовой единую тенденцию - желание уловить контраст первозданной природной красоты и техногенных, цивилизационых вмешательств человека в виде всевозможных теплостанций, электрических столбов, станционных вышек, асфальтовых размеченных дорог, высоких яхтовых мачт или металлических указателей посреди речных кос. Но почему-то даже вся эта урбанистическая проза не лишает пейзажи Ксении Заварзовой открытости и ощущения необозримости горизонтов. Тяготение к небу, к новым дорогам, даже композиционно ощутимыми за «занавесом» первого плана – делает пейзажи художника чрезвычайно наполненными смыслами.

 

«Путь вдохновения» - это не просто сага о радости художника видеть и чувствовать, это жизнеутверждающее высказывание о красоте разных уголков мира: от родных просторов до самых отдаленных точек нашей планеты. Это лирическое повествование о детстве и детях, о счастье быть наблюдателем и соучастником прекрасного действа взросления, становления человека. Самые нежные материнские чувства вложены Ксенией в картины: «Стеша», «Утро» и «Леденец».

 

Стиль и творческий почерк Ксении Заварзовой можно определить как декоративно-монументальный: даже в небольших по формату работах художник задает некую ритмическую и колористическую динамику, позволяющую воспринимать картины как яркое выражение того или иного жизненного впечатления.

Большую часть экспозиции составляют пейзажи. В них даже неискушенный взгляд способен уловить особую оптику зрения художника. Это, как правило, интересно выбранный ракурс композиции: дом, гора, улочка, набережная, дорога меж горных теснин почти всегда «извлекаются» откуда-то снизу, с вершины, из-за угла, а также найденная художником тональная гармония земного и небесного, всегда безошибочно вступающая в диалог с цветом. Темные и белые пятна домов, сияющие облака или красные турбины на фоне зеленых холмов становятся своего рода доказательством бесспорной цветности мира, его торжествующей силы.

 

Такая оптика появляется с большим художническим опытом, когда даже за простыми фрагментами человеческого бытия: городской велосипедной стоянки у датского фахверкового домика, за образом уходящей в горы дороги можно прочувствовать всю глубину авторского посыла. За массивом сооружения «Мельницы в Орсе» мы угадываем образ несокрушимости воли perpetuum mobile, в постоянстве которой рождается твердыня человеческого духа. В залитом закатными лучами солнца «Итальянском кафе» в контрасте с бирюзовым морем, во всей выразительной динамике цвета и графики горизонталей и вертикалей мы словно поддаемся мысли о неизбежности рока и страстей, когда человек не в состоянии преодолеть их угрозу. За простым мотивом одинокого рыбацкого дома на взморье («Дания. Рыбацкая деревня») мы увидим некий форпост одиночества, стоящего на страже всех возможных тайн, которые так и должны остаться тайнами.

 

Таков путь вдохновения Ксении Заварзовой – в нем есть и динамика жизни, которую приносит бесстрашный творческий поиск, и предчувствие новых горизонтов, и, конечно, радость открытий. Собственно, это путь любого настоящего художника, способного увидеть, прочувствовать, выразить невыразимое.

 

 

Анастасия Безгубова (Шкляева), член Санкт-Петербургского Союза художников и Международной ассоциации искусствоведов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: