Конспект логопедического занятия на тему: «Мамин день»
Цель занятия:
Развитие связной речи в рамках темы "Мамин день".
Коррекционно-образовательные задачи: Расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, обучение составления рассказа по сюжетным картинкам
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, внимания, фонематических представлений, развитие артикуляционной, общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Формирование чувства сострадания и справедливости. Формирование внимательного отношения к близким людям.
Оборудование: сюжетные картинки "Миша и Мурзик", цветы мимозы по числу детей, цифровые схемы-рисунки по числу детей.
1. Организационный момент. (1-2 минуты)
Логопед: Здравствуйте ребята!
-Какое время года наступило? (весна).
-Скажите, пожалуйста, какой праздник мы отмечаем в начале весны?
Дети: 8 марта, международный женский день.
Логопед: Правильно. А кого мы поздравляем в этот день?
Дети: Мам, бабушек, сестёр, других женщин.
Логопед: А если мы поздравляем мам и бабушек в первую очередь, значит, чей это день?
Дети: Мамин день, бабушкин день.
2. Основная часть.
Дыхательная гимнастика(2 минуты)
Логопед: Молодцы! А что мы обычно дарим мамочкам и другим любимым женщинам на 8 марта?
Дети: Цветы, открытки, поделки..
Логопед: Молодцы. Разбирайте цветочки (мимозы - можно использовать искусственные, можно и настоящие для большего интереса со стороны детей).
- Как называется этот цветок? (Это мимоза).
-Посмотрите на мимозу, понюхайте, осторожно потрогайте. Какая она?
Дети: Жёлтая, пушистая, душистая, нежная, красивая.
Логопед: Возьмите веточку мимозы, встаньте ровно, посмотрите и послушайте, как я буду делать упражнение. (Вдох, задержка дыхания, на выдохе проговорить «Ах, какая душистая мимоза»).
Вы видели, что я сделала вдох, потом задержала дыхание, а потом на выдохе проговорила «Ах, какая душистая мимоза». Давайте попробуем сделать это вместе.
(Повторить 3 раза).
Логопед: Очень хорошо. А как вы думаете, вашим мамам хотелось бы, чтобы вы в этот праздник много улыбались?
Дети: Да
Логопед: Тогда давайте потренируем наши ротики.
Артикуляционная гимнастика. (3-4 минуты)
1. Улыбка-трубочка
2. Шарик (надуваем щёки)
3. Лошадка
4. Часики
5. Вкусное варенье
Логопед: Молодцы! А теперь давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика (1-2 минуты)
Давайте вспомним упражнение «Наши мамы».
Посмотрите-ка вы кто там? Сжимают и разжимают кулачки.
Врач, швея, художник, повар. Загибают пальцы.
Наши мамы хороши, Хлопают в ладоши и ударяют
Кулачок о кулачок попеременно.
Их поздравим от души! Прикладывают ладошки к сердцу,
потом протягивают вперёд.
Задание 1 (5-6 минут)
Логопед: Отлично. А сейчас расскажите о маме, опираясь на вопросы: 1. Как зовут маму (ИО)? 2. Кем мама работает? 3. Какая мама? 4. Что мама любит делать?
Дети по очереди рассказывают о маме.
Логопед: Ребята, как вы помогаете мамам и бабушкам? Подберите слова - действия.
Дети: Я делаю с мамой уборку. Я помогаю мыть посуду. Я помогаю приготовить салат. Я поливаю цветы, вытираю пыль и т. д.
Логопед: Очень хорошо! Давайте представим, как мы помогаем мамам и бабушкам.
Физминутка «Дружно маме помогаем» (1 минута)
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
Задание 2: Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.
(6-7 минут)
- Но не все детки мамам в праздник помогают.
- Посмотрите на эти картинки.
- Поставьте их в правильной последовательности.
- Составьте рассказ.
- Вспомните, что есть в любом рассказе и сказке?
Дети: Начало, середина и конец.
Логопед: Молодцы. Кто герои этих картинок?
Дети: Мама, мальчик и котёнок.
Логопед: Давайте назовём мальчика и котёнка?
Дети: Миша и Мурзик.
Логопед: Как вы думаете, с чего начинается рассказ?
Дети: Миша уронил вазу. Рядом на полу лежал Мурзик.
Логопед: Что произошло потом?
Дети: Ваза разбилась. Мама услышала шум, зашла в комнату и спросила "Кто разбил вазу?".
Логопед: Что ответил Миша маме?
Дети: Миша сказал, что вазу разбил Мурзик.
Логопед: Что произошло дальше?
Дети: Мама рассердилась на Мурзика и выгнала его за дверь.
Логопед: Что сделал Миша? Чем закончилась история?
Дети: Мише стало жалко Мурзика и он признался маме, что вазу разбил он. Мама пустила Мурзика обратно домой.
Расставляем картинки в правильной последовательности. Дети ещё раз, уже без вопросов, по цепочке пересказывают составленный рассказ.
3. Заключительная часть (1 минута)
Логопед: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Вот вам задание на дом (раздаю рисунки- схемы). Но это не простое задание! Как только вы его выполните (соедините точки по порядку, раскрасите), у вас получится подарок для ваших любимых мам (тюльпан).