Контрольная работа по дисциплине
«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
Автор работы:
студентка 5 курса
гр. 29ПО (2)154
Е.Е. Беженцева
Проверил:
канд. биол. наук, доцент
Н.Ю. Стрижак
Тюмень, 2019
Алгоритм проведения учебного проекта в начальной школе
Название проекта: Театральная постановка «Экологический суд над человеком»
Тип проекта: общеклассный, творческий
Возрастная группа: 10-11 лет (4 класс)
Продолжительность реализации: 2 месяца
Период реализации: 23.10.2020 – 26.12.2020
Цель педагогическая: формирования ценностного отношения к окружающей среде, экологического сознания учеников; развитие творческих способностей учащихся
Актуальность: потребление ресурсов значительно возрастает с каждым годом. Так, например, потребление бумаги с каждым годом возрастает на 20%. Ежедневно в школьных урнах оказывается до 5 кг бумажного мусора. А объемы потребления бумаги напрямую связаны с истощением природных ресурсов и экологическими последствиями
Проблема: неосознанность последствий истощения природных ресурсов, вызванного их нерациональным использованием
Цель: создание школьной театральной постановки на экологическую тематику «Экологический суд над человеком»
Задачи:
1) изучить алгоритм создания театральной постановки;
2) прочитать и проанализировать текст и героев пьесы, распределить роли;
3) распределить роли и проанализировать героев пьесы;
4) подготовить декорации и реквизит – маски папье-маше;
5) изучить информацию в литературных и интернет - источниках об экологических последствиях нерационального использования природных ресурсов, в частности, бумаги;
|
6) изучить информацию о способах сокращения расходов природных ресурсов, в частности, бумаги.
Продукт деятельности: постановка «Экологический суд над человеком»
Объект: процесс создания театральной постановки
Предмет: театральная постановка «Экологический суд над человеком» как средство формирования осознанного отношения к использованию природных ресурсов.
Формы работы:
· Индивидуальная
· Групповая
· Коллективная
Методы:
· анализ (работа с пьесой, работа с информационными источниками);
· обобщение (работа с информационными источниками);
· творческая работа (создание театральной постановки).
Оснащение:
· классный кабинет (для проведения собраний, репетиций по работе с текстом и др.);
· проектор, доска (для презентации промежуточных результатов деятельности);
· сценическое пространство (для репетиций и показа постановки);
· звуковое и световое оборудование (для показа постановки);
· мастерская / цех (для создания реквизита, масок и пр.);
· материалы для создания масок в технике папье-маше (использованная бумага, клей ПВА, вода, мука/крахмал, краски, кисточки);
· материалы и инструменты для создания декораций (черная ткань, иголки, нитки, ножницы, дощечки, гвозди, молоток, фрезерный станок, лак);
· костюмы для участников постановки (униформа для присяжных-зрителей, мантия для судьи, костюмы для стихий и природы, деловые костюмы для прокурора и адвоката);
· реквизит (парик судейский, колба, наклейка «Яд», таблички виновен/невиновен по числу присяжных);
· привлекаемый специалист: театральный художник, владеющий технологией создания папье-маше масок;
|
· компьютеры, доступ в Интернет (для сбора информации для исследования);
· доступ в библиотеку (для сбора информации для исследования).
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подведение к теме проекта.
После завершения учебной четверти и сбора исписанных тетрадей, которые не будут использоваться, создать для учеников ситуацию размышления о дальнейшей судьбе использованной бумаги с помощью проблемных вопросов
· Ребята, вы когда-нибудь задумывались, что происходит с бумагой, да и любым мусором, который мы выбрасываем?
· Давайте представим, сколько использованной бумаги выбрасываем мы с вами и другие ребята в школе каждый день/четверть/год?
· Как вы думаете, как это влияет на природу, на окружающую среду?
· А какие есть другие варианты, что делать с использованной бумагой?
· Можно ли применить ее еще раз, как вы думаете?
· Как можно побудить других задуматься об этой проблеме?
Гипотезы детей:
Бумагу можно использовать на максимум возможностей (например, писать с двух сторон);
Бумаге можно дать «вторую жизнь» (сделать из использованной бумаги поделку)
Бумагу можно сдать в переработку (сделать из нее новую бумагу).
Заставить других людей задуматься можно своим примером, рассказав о проблеме через журнал/газету, видеоролик, выставку, спектакль.
Поиск примеров существования аналогичной проблемы с другими природными ресурсами. Формулирование существующей проблемы.
2 этап. Организационный.
Самостоятельное чтение пьесы детьми, затем совместное обсуждение героев, распределение ролей в ходе обсуждения с решающим голосом педагога
|
Вопросы для обсуждения героев и распределения ролей:
· Как бы вы описали этого героя?
· Какими качествами обладает герой?
· В чем его задача в этой истории?
· Почему он поступает именно так?
· Кто из вас обладает подобными качествами и может разделить позицию героя?
· Кого бы вы порекомендовали на эту роль и почему?
Определение:
темы (Постановка «Экологический суд над человеком»)
актуальности работы (совместный поиск информации о сокращении природных ресурсов из-за нерационального природопользования)
типа проекта (общеклассный, творческий)
целей и задач работы (создание постановки «Экологический суд над человеком»),
методов проведения исследования (творческая работа, анализ, обобщение).
Распределение ролей в пьесе и в проекте
· Прокурор (изучить информацию об экологических последствиях нерационального природопользования) – рекомендуется взять на эту роль ребенка, умеющего отстаивать свою позицию, формулировать и высказывать личное мнение
· Адвокат (изучить информацию о способах сокращения расходов природных ресурсов) – рекомендуется взять на эту роль ребенка, умеющего отстаивать свою позицию, формулировать и высказывать личное мнение
· Судья (поиск информации совместно с прокурором и адвокатом) – рекомендуется взять ребенка с заниженной самооценкой для создания ситуации успеха, демонстрации важности ребенка, его мнения и принимаемым их решений
· Секретарь (оформление результатов работы в единый документ)
· Доктор (поиск информации о технике папье-маше) – рекомендуется привлечение ребенка с заниженной самооценкой для создания ситуации успеха
· Человек (организация мастер-класса по изготовлению маски в технике папье-маше – помещение, материалы) – рекомендуется взять ребенка-лидера для того, чтобы он был способен выдержать давление со стороны партнеров по сцене, находясь в позиции обвиняемого
Природа (изучить алгоритм создания театральной постановки) – рекомендуется привлечение ребенка с заниженной самооценкой для создания ситуации успеха
Стихии (Вода, Огонь, Воздух, Земля) (изучить алгоритм создания театральной постановки) – рекомендуется привлечение детей со сниженной самооценкой для создания ситуации успеха
Присяжные-зрители (создание маски в технике папье-маше, подготовка реквизита, костюмов и декораций)
Техническая группа (Помощник режиссера, Художник по свету, Звукорежиссер) (помощь в организации репетиционного процесса, монтаж сцены, контроль выполнения задач группами) – рекомендуется взять детей с практическими навыками и лидерскими качествами, способных контролировать процесс реализации постановочного процесса.
Педагог выступает режиссером и координатором – производит распределение ролей, контроль выполнения работы, режиссерскую работу над постановкой
В соответствии с распределенными ролями педагог обозначает дополнительные исследовательские функции детей. Предварительное задание для группы «Стихия» - найти информацию по проекту. Устанавливается график сборов-летучек и репетиций: индивидуальных и общих.
3 этап. Реализация проекта
Режиссерскую роль на себя берет педагог и осуществляет работу по алгоритму, на каждой репетиции анализирует с детьми проделанную работу, на каком этапе они находятся, куда двигаются дальше.
Параллельная работа учеников по исследованию и в репетиционном процессе, проведение собраний – летучек по обмену полученной теоретической информацией о проблеме. Собрания и репетиции проводятся 2 раза в неделю, на собрании каждая группа представляет другим ученикам промежуточные итоги своей деятельности
График встреч и репетиций:
3.11.20 – сбор-летучка, распределение исследовательских задач, доклад учащихся с ролями, относящимся к стихии, о работе по созданию театральной постановки для формирования понимания дальнейшей совместной деятельности. Постановка задач о поиске информации к следующему сбору для учеников, исполняющих роли «адвокат», «прокурор» и «судья».
6.11.20 – общая репетиция, читка пьесы, работа над речевой выразительностью
10.11.20 – сбор-летучка, доклад учащихся с ролями «адвокат», «прокурор» и «судья» об экологических последствиях нерационального природопользования и о вариантах решения этой проблемы. Постановка задач для исполнителей ролей «Человек» и «Доктор» о поиске информации по технике папье-маше и организации мастер-класса
13.11.20 – индивидуальные репетиции с исполнителями ролей «Человек» и «Судья»
17.11.20 – сбор-летучка, доклад исполнителя роли «Доктор» о технике папье-маше и исполнителя роли «Человек» о времени и месте проведения мастер-класса. Постановка задачи для исполнителя роли «Секретарь» о начале оформления исследовательской работы в единый документ. Постановка задач для исполнителей ролей присяжных о подготовке реквизита для спектакля
20.11.20 – мастер-класс по изготовлению маски в технике папье-маше
24.11.20 – общая репетиция, поиск художественного решения сцены суда
27.11.20 – доработка индивидуальных масок, работа над реквизитом
1.12.20 – сбор-летучка, доклад технической группы о стадии готовности спектакля и предстоящих этапах работы, доклад исполнителя роли «секретарь» о проделанной работе, доклад исполнителей роли присяжных об этапе работы над реквизитом спектакля, постановка задач перед технической группой о поиске музыкального сопровождения и светового решения
4.12.20 – индивидуальная репетиция с исполнителями ролей «Прокурор» и «Адвокат»
8.12.20 – общая репетиция – поиск речевой и пластической выразительности
11.12.20 – доработка реквизита к спектаклю, подбор и подготовка костюмов, демонстрация музыкального решения и решения по свету технической группой
15.12.20 – индивидуальная репетиция с исполнителями ролей «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля», «Природа»
18.12.20 – общая репетиция – сборка спектакля
22.12.20 – генеральный прогон постановки в костюмах, с декорациями, реквизитом, светом и музыкой
26.11.12 – премьера театральной постановки
Группе исполнителей ролей, относящимся к стихиям необходимо найти информацию:
· о ролях и их функциях в постановочном процессе, существующих дисциплинах подготовки актеров, видах репетиций, правилах работы на сцене, работе над персонажем;
· алгоритм создания спектакля: выбор произведения → анализ произведения → просмотр постановок по данной пьесе или на схожую тематику → деление пьесы на эпизоды → работа над речью, пластикой, движением → работа с характерами → создание этюдов на эпизоды спектакля → поиски решений эпизодов → создание декораций, костюмов → уточнение характеров, мотивов их действий, предлагаемых обстоятельств → репетиция отдельных сцен с декорациями и реквизитом, музыкой и светом → сборка спектакля.
4 этап. Презентация проекта
Презентация проекта – премьера постановки. Перед показом постановки учащиеся выступают перед зрителями и рассказывают о причинах создания постановки, какую информацию по проблеме они нашли, какие пути решения открыли, как применили в данной работе (создание масок из использованной бумаги). Затем премьера постановки и обсуждение со зрителями.
5 этап. Рефлексия
Учащиеся получают обратную связь по проекту от слушателей, а также сами дают обратную связь друг другу и педагогу об опыте работы над проектом, в группах, в определенном виде деятельности, анализируют свои успехи и неудачи.
Со зрителями: беседа актеров – учащихся со зрителями получение обратной связи по вопросам:
- Как повлияла постановка на понимание проблемы?
- Вызвала ли работа учеников эмоции?
- К каким действиям побуждает постановка?
- Какие рекомендации можете дать актерам?
Беседа учеников друг с другом и с учителем:
- Насколько комфортно было работать над созданием постановки?
- Над чем заставила задуматься работа?
- К каким выводам в ходе работы пришли?
- Какие практические действия можем предпринять, чтобы решить проблему? (использование бумаги с обеих сторон, сбор макулатуры на переработку, просвещение других с помощью постановки и др.)
Самоанализ:
- Что дала мне эта работа как ученику?
- Что дала мне эта работа как личности?
- Насколько успешно я справлялся с исследовательской и творческой работой?
- Насколько комфортно было работать с одноклассниками?
- Что могу предпринять я, чтобы повлиять на проблему нерационального использования природных ресурсов?
Достигаемые результаты:
Интеллектуальные:
· знания об опасности нерационального использования ресурсов – истощение, загрязнение, и путей решения данной проблемы – переработка, вторичное использование;
· знания об алгоритме создания театральной постановки;
· знание о технике папье-маше,
· работа с информацией – сравнение, обобщение, критический анализ информации, полученной из интернет- и литературных источников;
2. Практические:
· умение создавать маску в технике папье-маше,
· умение создавать декорации – работать на фрезерном станке, шить, покрывать лаком;
3. Личностные:
· развитие воображения, критического и творческого мышления;
· развитие коммуникативных навыков: публичные выступления, умение договариваться в команде;
· развитие речевой, телесной выразительности;
4. Нравственные:
· осознание опасности нерационального использования природных ресурсов;
· осознание необходимости бережного отношения к природе;
· творческая самореализация;
· раскрытие творческих способностей учащихся;
· самовыражение через театрализацию;
· создание ситуации успеха для учащихся;
· укрепление дружеских отношений в классе;
· развитие самостоятельности учеников;
· развитие чувства личной и коллективной ответственности.
Рекомендованные для изучения источники: