Алгоритм проведения учебного проекта в начальной школе




Контрольная работа по дисциплине

«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

 

Автор работы:

студентка 5 курса

гр. 29ПО (2)154

Е.Е. Беженцева

 

 

Проверил:

канд. биол. наук, доцент

Н.Ю. Стрижак

 

Тюмень, 2019

Алгоритм проведения учебного проекта в начальной школе

Название проекта: Театральная постановка «Экологический суд над человеком»

Тип проекта: общеклассный, творческий

Возрастная группа: 10-11 лет (4 класс)

Продолжительность реализации: 2 месяца

Период реализации: 23.10.2020 – 26.12.2020

Цель педагогическая: формирования ценностного отношения к окружающей среде, экологического сознания учеников; развитие творческих способностей учащихся

Актуальность: потребление ресурсов значительно возрастает с каждым годом. Так, например, потребление бумаги с каждым годом возрастает на 20%. Ежедневно в школьных урнах оказывается до 5 кг бумажного мусора. А объемы потребления бумаги напрямую связаны с истощением природных ресурсов и экологическими последствиями

Проблема: неосознанность последствий истощения природных ресурсов, вызванного их нерациональным использованием

Цель: создание школьной театральной постановки на экологическую тематику «Экологический суд над человеком»

Задачи:

1) изучить алгоритм создания театральной постановки;

2) прочитать и проанализировать текст и героев пьесы, распределить роли;

3) распределить роли и проанализировать героев пьесы;

4) подготовить декорации и реквизит – маски папье-маше;

5) изучить информацию в литературных и интернет - источниках об экологических последствиях нерационального использования природных ресурсов, в частности, бумаги;

6) изучить информацию о способах сокращения расходов природных ресурсов, в частности, бумаги.

Продукт деятельности: постановка «Экологический суд над человеком»

Объект: процесс создания театральной постановки

Предмет: театральная постановка «Экологический суд над человеком» как средство формирования осознанного отношения к использованию природных ресурсов.

Формы работы:

· Индивидуальная

· Групповая

· Коллективная

Методы:

· анализ (работа с пьесой, работа с информационными источниками);

· обобщение (работа с информационными источниками);

· творческая работа (создание театральной постановки).

Оснащение:

· классный кабинет (для проведения собраний, репетиций по работе с текстом и др.);

· проектор, доска (для презентации промежуточных результатов деятельности);

· сценическое пространство (для репетиций и показа постановки);

· звуковое и световое оборудование (для показа постановки);

· мастерская / цех (для создания реквизита, масок и пр.);

· материалы для создания масок в технике папье-маше (использованная бумага, клей ПВА, вода, мука/крахмал, краски, кисточки);

· материалы и инструменты для создания декораций (черная ткань, иголки, нитки, ножницы, дощечки, гвозди, молоток, фрезерный станок, лак);

· костюмы для участников постановки (униформа для присяжных-зрителей, мантия для судьи, костюмы для стихий и природы, деловые костюмы для прокурора и адвоката);

· реквизит (парик судейский, колба, наклейка «Яд», таблички виновен/невиновен по числу присяжных);

· привлекаемый специалист: театральный художник, владеющий технологией создания папье-маше масок;

· компьютеры, доступ в Интернет (для сбора информации для исследования);

· доступ в библиотеку (для сбора информации для исследования).

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подведение к теме проекта.

После завершения учебной четверти и сбора исписанных тетрадей, которые не будут использоваться, создать для учеников ситуацию размышления о дальнейшей судьбе использованной бумаги с помощью проблемных вопросов

· Ребята, вы когда-нибудь задумывались, что происходит с бумагой, да и любым мусором, который мы выбрасываем?

· Давайте представим, сколько использованной бумаги выбрасываем мы с вами и другие ребята в школе каждый день/четверть/год?

· Как вы думаете, как это влияет на природу, на окружающую среду?

· А какие есть другие варианты, что делать с использованной бумагой?

· Можно ли применить ее еще раз, как вы думаете?

· Как можно побудить других задуматься об этой проблеме?

Гипотезы детей:

— Бумагу можно использовать на максимум возможностей (например, писать с двух сторон);

— Бумаге можно дать «вторую жизнь» (сделать из использованной бумаги поделку)

— Бумагу можно сдать в переработку (сделать из нее новую бумагу).

— Заставить других людей задуматься можно своим примером, рассказав о проблеме через журнал/газету, видеоролик, выставку, спектакль.

Поиск примеров существования аналогичной проблемы с другими природными ресурсами. Формулирование существующей проблемы.

2 этап. Организационный.

Самостоятельное чтение пьесы детьми, затем совместное обсуждение героев, распределение ролей в ходе обсуждения с решающим голосом педагога

Вопросы для обсуждения героев и распределения ролей:

· Как бы вы описали этого героя?

· Какими качествами обладает герой?

· В чем его задача в этой истории?

· Почему он поступает именно так?

· Кто из вас обладает подобными качествами и может разделить позицию героя?

· Кого бы вы порекомендовали на эту роль и почему?

Определение:

— темы (Постановка «Экологический суд над человеком»)

— актуальности работы (совместный поиск информации о сокращении природных ресурсов из-за нерационального природопользования)

— типа проекта (общеклассный, творческий)

— целей и задач работы (создание постановки «Экологический суд над человеком»),

— методов проведения исследования (творческая работа, анализ, обобщение).

Распределение ролей в пьесе и в проекте

· Прокурор (изучить информацию об экологических последствиях нерационального природопользования) – рекомендуется взять на эту роль ребенка, умеющего отстаивать свою позицию, формулировать и высказывать личное мнение

· Адвокат (изучить информацию о способах сокращения расходов природных ресурсов) – рекомендуется взять на эту роль ребенка, умеющего отстаивать свою позицию, формулировать и высказывать личное мнение

· Судья (поиск информации совместно с прокурором и адвокатом) – рекомендуется взять ребенка с заниженной самооценкой для создания ситуации успеха, демонстрации важности ребенка, его мнения и принимаемым их решений

· Секретарь (оформление результатов работы в единый документ)

· Доктор (поиск информации о технике папье-маше) – рекомендуется привлечение ребенка с заниженной самооценкой для создания ситуации успеха

· Человек (организация мастер-класса по изготовлению маски в технике папье-маше – помещение, материалы) – рекомендуется взять ребенка-лидера для того, чтобы он был способен выдержать давление со стороны партнеров по сцене, находясь в позиции обвиняемого

Природа (изучить алгоритм создания театральной постановки) – рекомендуется привлечение ребенка с заниженной самооценкой для создания ситуации успеха

— Стихии (Вода, Огонь, Воздух, Земля) (изучить алгоритм создания театральной постановки) – рекомендуется привлечение детей со сниженной самооценкой для создания ситуации успеха

Присяжные-зрители (создание маски в технике папье-маше, подготовка реквизита, костюмов и декораций)

— Техническая группа (Помощник режиссера, Художник по свету, Звукорежиссер) (помощь в организации репетиционного процесса, монтаж сцены, контроль выполнения задач группами) – рекомендуется взять детей с практическими навыками и лидерскими качествами, способных контролировать процесс реализации постановочного процесса.

Педагог выступает режиссером и координатором – производит распределение ролей, контроль выполнения работы, режиссерскую работу над постановкой

В соответствии с распределенными ролями педагог обозначает дополнительные исследовательские функции детей. Предварительное задание для группы «Стихия» - найти информацию по проекту. Устанавливается график сборов-летучек и репетиций: индивидуальных и общих.

3 этап. Реализация проекта

Режиссерскую роль на себя берет педагог и осуществляет работу по алгоритму, на каждой репетиции анализирует с детьми проделанную работу, на каком этапе они находятся, куда двигаются дальше.

Параллельная работа учеников по исследованию и в репетиционном процессе, проведение собраний – летучек по обмену полученной теоретической информацией о проблеме. Собрания и репетиции проводятся 2 раза в неделю, на собрании каждая группа представляет другим ученикам промежуточные итоги своей деятельности

График встреч и репетиций:

3.11.20 – сбор-летучка, распределение исследовательских задач, доклад учащихся с ролями, относящимся к стихии, о работе по созданию театральной постановки для формирования понимания дальнейшей совместной деятельности. Постановка задач о поиске информации к следующему сбору для учеников, исполняющих роли «адвокат», «прокурор» и «судья».

6.11.20 – общая репетиция, читка пьесы, работа над речевой выразительностью

10.11.20 – сбор-летучка, доклад учащихся с ролями «адвокат», «прокурор» и «судья» об экологических последствиях нерационального природопользования и о вариантах решения этой проблемы. Постановка задач для исполнителей ролей «Человек» и «Доктор» о поиске информации по технике папье-маше и организации мастер-класса

13.11.20 – индивидуальные репетиции с исполнителями ролей «Человек» и «Судья»

17.11.20 – сбор-летучка, доклад исполнителя роли «Доктор» о технике папье-маше и исполнителя роли «Человек» о времени и месте проведения мастер-класса. Постановка задачи для исполнителя роли «Секретарь» о начале оформления исследовательской работы в единый документ. Постановка задач для исполнителей ролей присяжных о подготовке реквизита для спектакля

20.11.20 – мастер-класс по изготовлению маски в технике папье-маше

24.11.20 – общая репетиция, поиск художественного решения сцены суда

27.11.20 – доработка индивидуальных масок, работа над реквизитом

1.12.20 – сбор-летучка, доклад технической группы о стадии готовности спектакля и предстоящих этапах работы, доклад исполнителя роли «секретарь» о проделанной работе, доклад исполнителей роли присяжных об этапе работы над реквизитом спектакля, постановка задач перед технической группой о поиске музыкального сопровождения и светового решения

4.12.20 – индивидуальная репетиция с исполнителями ролей «Прокурор» и «Адвокат»

8.12.20 – общая репетиция – поиск речевой и пластической выразительности

11.12.20 – доработка реквизита к спектаклю, подбор и подготовка костюмов, демонстрация музыкального решения и решения по свету технической группой

15.12.20 – индивидуальная репетиция с исполнителями ролей «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля», «Природа»

18.12.20 – общая репетиция – сборка спектакля

22.12.20 – генеральный прогон постановки в костюмах, с декорациями, реквизитом, светом и музыкой

26.11.12 – премьера театральной постановки

Группе исполнителей ролей, относящимся к стихиям необходимо найти информацию:

· о ролях и их функциях в постановочном процессе, существующих дисциплинах подготовки актеров, видах репетиций, правилах работы на сцене, работе над персонажем;

· алгоритм создания спектакля: выбор произведения → анализ произведения → просмотр постановок по данной пьесе или на схожую тематику → деление пьесы на эпизоды → работа над речью, пластикой, движением → работа с характерами → создание этюдов на эпизоды спектакля → поиски решений эпизодов → создание декораций, костюмов → уточнение характеров, мотивов их действий, предлагаемых обстоятельств → репетиция отдельных сцен с декорациями и реквизитом, музыкой и светом → сборка спектакля.

4 этап. Презентация проекта

Презентация проекта – премьера постановки. Перед показом постановки учащиеся выступают перед зрителями и рассказывают о причинах создания постановки, какую информацию по проблеме они нашли, какие пути решения открыли, как применили в данной работе (создание масок из использованной бумаги). Затем премьера постановки и обсуждение со зрителями.

5 этап. Рефлексия

Учащиеся получают обратную связь по проекту от слушателей, а также сами дают обратную связь друг другу и педагогу об опыте работы над проектом, в группах, в определенном виде деятельности, анализируют свои успехи и неудачи.

Со зрителями: беседа актеров – учащихся со зрителями получение обратной связи по вопросам:

- Как повлияла постановка на понимание проблемы?

- Вызвала ли работа учеников эмоции?

- К каким действиям побуждает постановка?

- Какие рекомендации можете дать актерам?

Беседа учеников друг с другом и с учителем:

- Насколько комфортно было работать над созданием постановки?

- Над чем заставила задуматься работа?

- К каким выводам в ходе работы пришли?

- Какие практические действия можем предпринять, чтобы решить проблему? (использование бумаги с обеих сторон, сбор макулатуры на переработку, просвещение других с помощью постановки и др.)

Самоанализ:

- Что дала мне эта работа как ученику?

- Что дала мне эта работа как личности?

- Насколько успешно я справлялся с исследовательской и творческой работой?

- Насколько комфортно было работать с одноклассниками?

- Что могу предпринять я, чтобы повлиять на проблему нерационального использования природных ресурсов?

Достигаемые результаты:

Интеллектуальные:

· знания об опасности нерационального использования ресурсов – истощение, загрязнение, и путей решения данной проблемы – переработка, вторичное использование;

· знания об алгоритме создания театральной постановки;

· знание о технике папье-маше,

· работа с информацией – сравнение, обобщение, критический анализ информации, полученной из интернет- и литературных источников;

2. Практические:

· умение создавать маску в технике папье-маше,

· умение создавать декорации – работать на фрезерном станке, шить, покрывать лаком;

3. Личностные:

· развитие воображения, критического и творческого мышления;

· развитие коммуникативных навыков: публичные выступления, умение договариваться в команде;

· развитие речевой, телесной выразительности;

4. Нравственные:

· осознание опасности нерационального использования природных ресурсов;

· осознание необходимости бережного отношения к природе;

· творческая самореализация;

· раскрытие творческих способностей учащихся;

· самовыражение через театрализацию;

· создание ситуации успеха для учащихся;

· укрепление дружеских отношений в классе;

· развитие самостоятельности учеников;

· развитие чувства личной и коллективной ответственности.

Рекомендованные для изучения источники:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: