Методические рекомендации к урокам рисования человека




Учащимся дается понятие портрета как жанра ИЗО (внеклассное занятие); познакомить с разновидностями портрета, провести словарную работу. Для закрепления понятия «портрет» используют стихотворение-загадку:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет.

Перед этим детям говорится: «Послушайте стихотворение и закончите его».

Перед тем, как рисовать человека, надо обратить внимание учащихся на то, как изменется характер движения человека, положение рук, ног, торса. Знакомство с этим проводится с помощью ролевой игры:

1. фигура человека складывается из кусочков бумаги в разных позах; кусочки рвутся или режутся; можно выполнить аппликацию на цветном фоне; обращать внимание на пропорции.

2. с учетом пропорций фигурки рисуются палочками в разных позах, затем эти фигурки «одеваются». После схематичного изображения человека (палочками) и знакомства с пропорциями человеческой фигуры учащиеся приступают к наброскам человека с натуры, затем рисованию портрета. Постепенно задание усложняется. Учащиеся творчески перерабатывают изображение человека (добрый и злой сказочный образ).

 

Бытовой жанр тесно соприкасается с историческим жанром, батальным жанром, портретом, пейзажем, интерьером, анималистическим жанром.

Зачатки бытового жанра можно найти в древневосточном и античном искусстве, в произведениях, основанных на конкретных наблюдениях повседневной жизни (в росписях, рельефах).

В Западной Европе бытовой жанр как самостоятельный жанр (в картинах народной жизни) зародился в 15-16 веках в живописи Возрождения, в Италии; в России – в 10 веке (зарисовки на полях рукописных книг), расцвет же его в России падает на 18 век (это была крестьянская тема).

Произведения бытового жанра – самые разнообразные: миниатюры, рельефы, фрески, книжные миниатюры и зарисовки, церковные росписи, иконы, народные лубки, гравюры, картины, скульптуры и скульптурные группы, произведения ДПИ.

В центре произведений бытового жанра – простой человек с его внутренним миром, характером, настроением, поступками.

Пропорции головы человека.

Высота головы используется как модуль – единица измерения при определении пропорций фигуры человека.

Линия, проведенная через слезник и (зрачки), делит высоту головы на две равные части.

Высота делится примерно на три с половиной части:

- часть головы, покрытая волосами – примерно половина части

- высота лба – примерно одна част

- длина носа (от линии бровей) – примерно одна половина; это и высота уха.

- от нижнего основания носа до подбородка – примерно одна часть.

Нижняя часть делится еще на три части:

- от основания носа до ротовой щели

- от ротовой щели до борозды под нижней губой

- от борозды до подбородка.

По ширине лицо делится на 4 части: центральная часть равна расстоянию между слезниками глаз и равна расстоянию между крыльями носа. Это одна часть

- слева и справа по одной части равна длине глаз.

- от наружного угла глаз до боковой стороны головы равна половине части справа и слева.

 

ИЗОБРАЖЕНИЕ ИГРУЫЧЕЛОВЕКА

При рисовании фигуры человека надо знать главные пропорции, соотношения фигуры взрослого человека, чтобы избегая шаблона найти в рисунке характер и индивидуальные особенности определенного человека.

Голова, взятая за единицу измерения, укладывается у разных людей по-разному:

- у новорожденного – 4 раза

- в три года – 5 раз

- в 5 лет – примерно пять с половиной раз

- в 7 лет – 6 раз

- в 14 лет – примерно 7 раз

- у взрослых: рост до 170 см – 7 раз, 170 см – 7,5 раз, 175 раз – 7,75 раз, 180 см – 8 раз.

У взрослого человека туловище с головой равно по высоте ногам.

Нижняя конечность делится по коленному суставу примерно пополам. От линии бедер до талии укладывается примерно голова. Опущенная рука почти достигает середины бедра, а локоть находится на уровне талии.

Имеются различия у мужской и женской фигуры. Вся длина тела у женщин меньше, чем у мужчин. По ширине у женщин плечи и талия уже, чем у мужчин, а бедра шире.

женщины мужчины
Высота тела делится на 29 частей Голова составляет примерно 4 части Шея от конца подбородка до плеч примерно 1,5 части От плеч до линии груди – 3,5 части От линии груди до линии талии – 2 части От линии талии до пупка- 1 часть От пупка до линии таза – 0,5 часть От линии таза до линии бедер и низа живота примерно 2 части От линии бедер до колена – 7 частей От колена до стопы – 7 частей Стопа – примерно 1,5 часть Высота тела делится на 31 часть Голова составляет примерно 4 части Шея от конца подбородка до плеч примерно 1,5 часть От плеч до линии груди – 3 части От линии груди до линии талии – 3 части От линии талии до пупка- 1 часть От пупка до линии таза – 1 часть От линии таза до линии бедер и низа живота примерно 2 части От линии бедер до колена – 7 частей От колена до стопы – 7 частей Стопа – примерно 1,5 часть
рука
И у мужчины, и у женщины длина примерно 12,5 частей. От плеча до локтя примерно 5,5 частей; от локтя до запястья примерно 4 части; кисть – три части.
Ширина мужской фигуры
Голова примерно 3 части, шея – 2, плечи – 6, талия – 4,5, таз – 5, бедра – 5,5, колени – 4, стопы вверху – 2,5, стопы внизу – 4.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ РИСОВАНИЯ ДЕРЕВЬЕВ

При рисовании деревьев нужно передать особенности конструктивного строения деревьев и кустарников различных пород; движение ветвей, настроение характер линий и цвета. Это наблюдается с детьми на пленэре (на природе).

Нужно четко закрепить у детей плавность перехода от толстых частей к тонким, как на стволе, так и на ветках.

 

УРОК-СИНТЕЗ

Перед таким уроком проводится экскурсия в парк, в лес; на ней рассматривают разные деревья, выполняют их зарисовки, сравнивают, на какого человека похоже то или иное дерево.

На уроке выполняют сравнение деревьев с людьми, выполняют наброски деревьев и человеческих фигур, на которые похожи эти деревья.

 

ПЕЙЗАЖ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Пейзаж – с фр. «страна, местность» - это изображение какой-либо местности, природы.

В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды различных местностей, а также виды городов или архитектурных комплексов, т. е. пейзажи бывают реальными и созданными фантазией художника (по памяти, по представлению).

Отдельные элементы пейзажей содержатся в рельефах и росписях Древнего Египта. Самостоятельное развитие пейзаж получил в Китае в 7 веке. В средневековом искусстве он впервые появился в Голландии. Пейзажи там писались на небольших полотнах с особой любовью; их так и прозвали: «маленькие голландцы». Тогда пейзаж был часто символичен (например, условные «горки» на русских иконах.).

Как самостоятельный жанр пейзаж складывается в графике, а затем и в живописи в 16 - начале 17 века в Италии, в России (в миниатюрах, иконах и фресках). В 19 веке пейзаж определялся в словаре как «передача света в воздушном пространстве, на поверхности земли и воды».

Пейзаж может быть самостоятельным произведением. А может служить фоном в произведениях других жанров.

Задачей пейзажа является художественное изображение явлений и форм природы, пространства, света, воздуха, что связано с автором, его отношением к природе, его мыслями, чувствами, настроением.

Разновидности пейзажа:

- по времени года

- по времени суток

- по месту изображения (сельский, городской, индустриальный, лесной, луговой. Полевой, горный, речной, морской - марина)

- по объемности (широкопанорамный, интимный)

- по явлениям природы (радуга, ветер, дождь, буран, облачный день, ясный, пасмурный, разлив реки).

Чтобы правильно нарисовать пейзаж, нужно показать воздушную перспективу.

Воздушная перспектива – это изменение цветового тона,, светлоты и насыщенности предметов при удалении.

Законы воздушной перспективы:

- изображение ближних предметов: детальное, с резкими контурами; контрастное по светлоте, с ярко выраженными градациями светотени; объемное; насыщенное по цветовым тонам; разнообразное по окраскам и цветовым сочетаниям;

- изображение удаленных предметов: обобщенное, с мягкими контурами; без градаций светотени; светлые предметы притеняются, темные – осветляются; плоскостное; блеклое; слабонасыщенное по цвету, с характерным оттенком воздушной дымки (голубоватым);

- применение легких, тонкослойных прописок, заливок, едва заметных мазков на заднем плане.

- увеличение по мере приближения к переднему плану активности письма, разнообразие мазков по направлению и нажиму.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РИСОВАНИЯ ПЕЙЗАЖА

Эти уроки бывают 1- и 2-х часовые.

В любом случае надо предварительно сходить с детьми на экскурсию и понаблюдать цвет неба, земли, воды, деревьев, вблизи и вдали; форму стволов, кроны, направление движения ветвей; наблюдать за красочными деталями: птицы, звери, насекомые, цветы и т. д.; за перспективными изменениями (дорога, река) и загораживанием.

Структура урока:

1-3 пункты – см. Урок рисования с натуры 4 – анализ темы урока:
А) анализ вариантов решения пейзажей
Двухчасовой урок
Первый час Второй час
По линейной перспективе, приемам загораживания, форме деревьев, форме деревьев, красочных деталей По цвету неба, земли, воды, деревьев, красочных деталей в воздушной перспективе
Б) комментарий элементов
форм цвета
5 – объяснение элементов
Линейного рисунка В цвете
6 – закрепление последовательности…
Линейного рисунка В цвете
7 – словесное рисование
8-11 – см. Урок рисования с натуры

Примечания:

Если урок одночасовой, то в пунктах 2, 4, 5, 6 все анализы (линейного рисунка и цвета) проводятся одновременно. В этом случае дети карандашом рисуют только трудные места, а в основном работают сразу кистью (большие поверхности – крупной, мелкие детали - маленькой). Работать в карандаше: передний план слева, справа; средний план; дальний план. В цвете: небо – дальний план; земля – средний план; передний план слева, справа.

 

Вводная беседа.

За основу берется беседа урока рисования с натуры. Для анализа подобрать репродукции пейзажей нужного времени года. Начинать анализ лучше краткого слова о художнике (его пейзажах). План анализа пейзажа:

1) автор, название

2) анализ содержания и композиции картины

3) анализ выразительных средств:

- линия горизонта

- перспектива

- характер пейзажа

- красочные детали

Примерные вопросы:

- к какому жанру относится эта картина (репродукция)? Что на ней изображено?

- какое время года изобразил художник?

- с помощью чего художник передал данное время года?

- какие чувства, настроения вызывает у вас эта картина? Почему?

- сочетание каких цветов помогает передать это настроение?

В конце беседы, после обобщения учителя, нужно закрепить понятие пейзажа и его видов. Можно использовать при этом стихотворение-загадку:

Если видишь – на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется «пейзаж».

 

Анализ темы урока.

А) Можно подобрать несколько репродукций, книжных иллюстраций,, таблиц, самодельных сюжетов. Анализировать их надо по следующему плану, привлекая наблюдения с экскурсии:

1) место действия

2) время суток

3) состояние погоды

4) линия горизонта

5) перспектива (композиция)

6) цветовые отношения

7) красочные детали

Б) открывается доска и комментируются элементы по группам, обращая внимание на форму, цвет.

Элементы: зарисовки экскурсии либо репродукции с разными вариациями неба, земли, воды, деревьев; изображение птиц, зверей, насекомых, цветов, грибов и т. д.

Вопросы для анализа сюжетов:

1) какой пейзаж по времени года?

2) что находится в центре? Слева? Справа? На заднем плане?

3) какие детали украшают сюжет?

4) насколько полно видны предметы на переднем плане?

5) сравните по размеру предметы (указать конкретно) переднего и заднего плана. Как они меняются?

6) предметы какого плана рисуются ближе к нижнему краю листа (указать конкретно)?

7) предметы какого плана (назвать их) начнете рисовать ниже на листе?

8) который из этих предметов (назвать и показать) виден полностью?

9) почему другой предмет (назвать) виден не весь?

10) сравните предметы (назвать) переднего и заднего плана по цвету. Какие ярче, какие четче?

Во время анализа следует отметить особенности пейзажей:

- линия горизонта (высокая – много земли и предметов на ней; средняя; низкая – много неба, живописная).

- небо (ясное, пасмурное, с облаками; их цвет).

- земля (детали, указывающие на время года; много снега и чуть проталин, или много проталин и чуть снега; или первая зелень – весенняя, и т. д.);

- вода (цвет вблизи и вдали; характер – спокойная, быстрая; отражение – перевернутое, бледное, изображение его краев);

- деревья (цвет вблизи, вдали; форма стволов; направление ветвей; форма и цвет кроны, плавный переход от толстых частей к тонким).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РИСОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА

Примерная структура урока

1 час 2 часа
1. Мобилизующее начало урока
2. вводная беседа
3. Сообщение темы и постановка цели урока
4. Анализ темы урока
А) анализ вариантов решения интерьеров
По композиции, линейной перспективе, загораживанию В световой перспективе
Б) комментарий элементов
По назначению, особенностям форм По цвету
В) сообщение последовательности работы над интерьером
НАД ЛИНЕЙНЫМ РИСУНКОМ В ЦВЕТЕ
5. объяснение с показом на доске последовательности выполнения работы
Над линейным рисунком В цвете
6. закрепление
Над линейным рисунком В цвете
7. словесное рисование
8. физкультминутка
9, 10, 11 – см. Урок рисования с натуры

Эти уроки могут быть одночасовыми и двухчасовыми. Если урок одночасовой, то в пп. 2, 4, 5, 6 все анализы проводятся вместе. Можно предварительно провести урок или внеклассное занятие, на нем понаблюдать за мебелью, сделать наброски.

 

Вводная беседа.

Дать понятие интерьера, провести словарную работу. Подобрать репродукции, книжные иллюстрации с подходящими к теме интерьерами.

План анализа интерьеров

1. автор, название (если есть)

2. назначение интерьера: общественный, жилой, производственный.

3. главные средства организации архитектурного пространства:

- свет

- цвет

- мебель

- декоративные детали и красочные элементы.

4. настроение, вызванное интерьером.

Надо выяснить в беседе, к какому времени относится интерьер и какому герою принадлежит; какие предметы говорят об этом.

 

Анализ темы урока.

А) проанализировать несколько вариантов интерьеров (репродукций и своих работ). Нужно выяснить: в какой перспективе они исполнены; какие части помещения видны (стены, потолок, пол); какая мебель, ее расположение, размер вблизи и вдали каковы бытовые предметы, красочные детали; цвет на свету и в тени частей помещения, мебели и других предметов.

Б) по группам комментируются элементы: схемы построения частей помещения; мебель; посуда; бытовые предметы и красочные детали.

В) учитель предупреждает о том, что сначала рисуются стены, потолок, пол, затем ближние предметы, в центре, слева, справа, затем дальние предметы; работа в цвете по возможности сверху вниз, слева направо, от светлого к темному.

Примечания.

Во время самостоятельной работы учитель должен следить за тем, чтобы не было исторических и фактических ошибок в изображении частей помещений, мебели, бытовых предметов, красочных деталей; чтобы по рисунку было видно, кто живет в помещении.

 

ИНТЕРЬЕР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Интерьер в пер. с фр. – «внутренность». Это изображение внутренних помещений различных зданий: учебных классов, жилых комнат, залов и т. д.

В живописи интерьеров могут быть выражены самые различные оттенки чувств и настроений человека: радость, грусть, раздумье. Он бывает торжественным, нарядным или скромным, уютным или холодно-парадным. Интерьер отражает быт, вкусы и интересы своего времени.

Перспектива интерьера

1. вертикальные линии всегда вертикальны.

2. горизонтальные линии, расположенные фронтально к рисующему, параллельны линии горизонта, верхнему и нижнему краям бумаги.

3. горизонтальные линии, уходящие вдаль, опускаются или поднимаются и сходятся в точках схода.

 

Фронтальное расположение интерьера.

1. одна из стен (фронтальная дальняя) расположена прямо перед зрителями без искажений

2. 2. если точка схода расположена на середине фронтальной стены, то левая и правая стены одинаково удалены от зрителя.

3. если перемещаться влево или вправо, соответственно будет перемещаться точка схода.

4. если точка схода расположена слева (справа), то левая (правая) боковая стена рисуется меньше, чем правая (левая).

5. если линия горизонта расположена посередине листа, то потолок и пол равны между собой; если выше – больше места остается на пол, и наоборот.

6. направление верхних и нижних оснований окон и дверей, досок на полу, построение предметов прямоугольной формы подчиняются точке схода.

 

Угловое расположение интерьера.

1. зритель видит угол комнаты с двумя стенами.

2. если угол комнаты расположен посередине листа, то левая и правая стены будут одинаковы между собой. если угол смещается, то одна из стен становится меньше.

3. линия горизонта располагается посередине, может располагаться вверху листа или ниже середины.

4. горизонтальные линии стен, окон, дверей, мебели и т. д. сходятся в двух точках схода.

 

Световая перспектива.

Это изображение предметов в помещении в зависимости от освещения.

Самая темная стена – с окнами. Рядом с окнами – блики на предметах и полу. Предметы, расположенные близко к источнику света (лампа, окно, свеча) яснее по цвету, насыщенности, контрастам, объему, деталям. Чем дальше предметы от источника света, тем они менее насыщенные, менее четкие.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РИСОВАНИЯ НА ТЕМЫ

Уроки тематического рисования бывают следующие:

1) уроки рисования на темы из окружающей жизни;

2) уроки иллюстрирования литературных произведений.

Эти уроки базируются на уроках рисования с натуры, по памяти, по представлению. На них дети учатся применять полученные знания, умения, навыки по композиции, рисованию отдельных предметов, растительных и животных форм, человека; перспективы, цветоведения и т. д.

Большинство тем рассчитано на два урока – первый это эскиз и линейный рисунок, второй – работа в цвете.

Если урок одночасовой, то линейный рисунок и цвет анализируются, показываются и выполняются вместе на соответствующих этапах урока без деления.

Работы детей на уроках тематического рисования должны изображать главных героев в действии, с настроением, характером. Фон, красочные детали должны помогать героям отражать главную мысль композиции и настроение автора.

 

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА РИСОВАНИЯ НА ТЕМЫИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ

Первый урок Второй урок
1. мобилизующее начало урока 2. вводная беседе 3. сообщение темы и постановка цели урока
4. анализ темы урока
А) выделение сюжетов Б) комментирование элементов Линейный рисунок А) анализ цветового решения сюжетов Б) комментирование элементов В цвете
5. объяснение с показом
Линейного рисунка Работы в цвете
6. закрепление
Линейного рисунка Работы в цвете
7. словесное рисование
8. физминутка
9. самостоятельная работа учащихся
10. анализ работ учащихся
11. итог урока

Если урок одночасовой, то пункт 4а называется «обсуждение вариантов и цветового решения композиции».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ РИСОВАНИЯ НА ТЕМЫ

Вводная беседа.

Требования те же, что и на уроке рисования с натуры. Рассматривая произведение ИЗО, надо прежде всего представить себе, какая мысль заложена в нем, какие чувства хотел передать художник зрителям своей картиной.

На первом уроке особое внимание обращается на композицию картины – она строится художником так, чтобы зритель чувствовал главное в произведении (для этого выяснит, где расположен главный объект и чем он выделен).

На втором уроке рассматривается колорит или цветовой строй картины. Выясняется настроение, вызванное картиной у зрителя, - оно диктуется композицией и колоритом картины.

 

Анализ темы урока

Первый урок.

А) выделяются сюжеты темы, звучит вопрос «Что можно нарисовать, чтобы было видно, что это - … (проговаривается тема урока)?». Дети называют сюжеты, а учитель показывает подходящие иллюстрации, или учитель показывает сюжеты, а дети их комментируют.

Сюжеты можно показывать с руки, можно заранее разместить их на доске и закрыть, а открывать по мере надобности для анализа. После анализа сюжеты надо убрать или закрыть, чтобы дети их не копировали.

Б) открываются элементы на доске и анализируются по группам (люди, деревья и т. д.). элементы помогают детям в составлении композиции. Нужно выяснить, как их применит в своей композиции, как творчески переработать, как дополнить композицию своими элементами.

Второй урок.

А, б

Сюжеты анализируются по цветовому решению, разбирается колорит (подбор красок), воздушная перспектива; выясняется цвет элементов, варианты их раскраски.

 

Объяснение с показом на доске

Требования см. в уроке рисования с натуры.

Особенности:

Первый урок.

Сначала рисуется линия горизонта, затем передний план. Обычно на переднем плане изображаются главные герои в движении, крупно, в центре, или главные объекты. Далее рисуется окружение: слева от главных героев, справа от них. Потом рисуется задний план. В конце работа дополняется красочными элементами.

Второй урок.

Сначала пишутся небо, задний план, земля: сверху вниз, слева направо с отрывом идет кисть. Затем пишется средний и передний план. В конце прорабатываются красочные элементы. Нужно показать, как пользоваться элементами на доске, как их творчески переработать.

 

Словесное рисование.

Первый урок.

Дети красивыми словами должны описать свою будущую работу: где, кого и что нарисуют, какими деталями украсят работу.

Второй урок.

- что и каким цветом раскрасят

Если ученик сам не может рассказать, учитель задает ему вопросы: что еще можно добавить в эту работу? Как еще можно раскрасить это место? Кого ты нарисуешь в центре? Что будет делать главный герой? Что ты поместишь слева, справа, на заднем плане? Как украсишь работу?

При этом надо, чтобы другие ученики дополняли ответы, советовали, как лучше выполнить задание.

 

Самостоятельная работа.

Первый урок.

Сначала учитель инструктирует, как правильно работать карандашом, ластиком, затем настраивает на творчество.

Следить за посадкой учащихся и т. д.

Второй урок.

Сначала нужно вспомнить технику работы в цвете, затем настроить детей на творчество.

Далее учитель комментирует, у кого какие допущены ошибки. Надо проследить, чтобы учащиеся сначала исправили ошибки, затем брались за работу в цвете.

Следить за оригинальным подбором красок и т. д.

 

Анализ работ учащихся.

Основу см. урок рисования с натуры.

План анализа:

- композиция (смысловая связь элементов)

- размер главных героев и объектов, их форма

- перспектива

- интересный и самостоятельный замысел

- цветовое решение (второй урок)

- красочные детали

- аккуратность исполнения (первый урок – нажим карандаша, второй – направление мазков. цвет).

 

Вопросы для анализа (первый урок)

- кто главный герой этого сюжета?

- где он находится?

- как он выделен?

- какой у него характер? Настроение?

- на заднем плане что?

- какова главная мысль сюжета?

- как окружение помогает понять главную мысль?

- какие детали украшают композицию?

- как отделяется небо от земли? (если сюжет связан с пейзажем)

- насколько полно видны предметы на переднем плане?

- сравните по размеру предметы переднего и заднего плана (указать конкретно)

- как они меняются?

- предметы (указать конкретно) какого плана рисуются ближе к нижнему краю листа?

- предметы какого плана (назвать их) начинали рисовать ниже на листе?

- который из этих предметов (назвать их) виден ниже на листе?

- который из этих предметов (назвать их) виден полностью?

- почему другой виден не весь?

 

Вопросы для анализа (второй урок)

- сравните предметы (указать конкретно) переднего плана и заднего плана. По яркости. Который ярче?

- который четче?

- как выделяются красками главные герои?

- какими красками можно показать характер героев?

- как с помощью красок можно выделить главную мысль своей работы7

- какими красками по яркости (четкости) изображаются второстепенные детали?

 

 

УРОКИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Первый урок – см. первый урок рисования на темы из окружающей жизни.

Анализ темы урока.

А) обновление в памяти учащихся содержания литературного произведения

Б) выделение сюжетов

В) комментирование элементов

Г) определение последовательности выполнения работы

Второй урок – см. второй урок рисования не темы из окружающей жизни

Методические рекомендации:

Вводная беседа.

Чаще всего на этих уроках ведется беседа о художниках-иллюстраторах; анализируются иллюстрации в детских книгах, выявляются особенности творчества конкретного иллюстратора; ведется словарная работа: «иллюстрация», «иллюстратор», «анималист».

Лучше для анализа брать детские книжки, где можно видеть подходящих к теме урока героев, но это не должны быть те произведения, которые иллюстрируются на уроке.

Анализ темы урока.

Первый урок.

А) коротко вспоминается содержание произведения (3-4 вопроса); лучше дать детям задание перечитать к уроку произведение; можно использовать ТСО; содержание можно вспоминать с использованием аппликаций на доске, теневым театром, чтением по ролям.

План анализа детских работ

1) интересный самостоятельный замысел

2) точность иллюстрирования содержания произведения

3) композиция

4) размер элементов и их форма

5) перспектива

6) красочные детали

7) цветовое решение

7) аккуратность

 

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДПИ

Прикладное искусство и декоративное искусство образовали ДПИ – это предметы, которые выполняют свою главную работу и очень красивы по материалу, форме, цвету, узорам, т. е. украшают нас и нашу жизнь.

Группы ДПИ:

- предметы обихода: мебель, утварь, одежда.

- предметы декоративного назначения: мелкая пластика, ювелирные украшения

- промежуточная группа: мозаика, панно, гобелен, декоративные статуи.

 

Декор – нарядный убор, украшение; украшение формы предмета и его поверхности с помощью специальной художественной обработки.

Изобразительные виды декора:

- сюжетное изображение

- символическое изображение

- орнамент.

Сюжетное изображение – рисунок, изображающий какое-то явление, событие, любой объект живой натуры или предметного мира.

Символическое изображение – изображение идей, понятий, явлений с помощью символов.

Символ – условный знак, в котором всегда присутствует определенный смысл. Он представлен в виде эмблемы, монограммы, аллегории.

Эмблема – условное изображение понятия, идеи.

Монограмма – сплетение, вязь двух или нескольких букв.

Аллегория – иносказание, выражение отвлеченных понятий через конкретный образ. (вечный огонь, богиня победы).

Орнамент - узор, в котором чередуются или повторяются определенные элементы.

Узор – сочетание линий, форм, красок, располагающихся в определенном порядке и создающих декоративный эффект.

Элемент – самая маленькая самостоятельная часть узора. В основе орнамента лежат два композиционных начала: ритм и симметрия.

Ритм – равномерное чередование или повторение элементов узора.

Симметрия – спокойное равновесие элементов, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешенны (зеркальное отражение).

Виды орнаментов по содержанию:

- геометрический

- зооморфный (растительный и животный)

- символический

- комбинированный.

Виды орнамента по композиции:

Мотив – основные элементы орнамента, который может многократно повторяться.

Простой мотив – повторение или чередование одного или нескольких элементов.

Сложный мотив- повтор компактной, целостной группы декоративных элементов.

Орнаменты бывают симметричными и ассиметричными.

Виды орнаментов по форме:

- ленточный – узор в полосе, декоративные элементы которого создают ритмичный ряд с открытым двусторонним движением:

А) повтор или чередование относительно вертикальной оси

Б) повтор или чередование относительно горизонтальной оси.

В) симметричное (зеркальное) расположение относительно вертикальной оси

Г) симметричное (зеркальное) расположение относительно горизонтальной оси.

Е) свободный ритмический повтор

- замкнутый – узор в конкретной форме, элементы которого создают замкнутое движение.

А) зеркальная симметрия с одной осью

Б) кайма – повтор или чередование по краю

В) статичная (неподвижная) форма в центре

Г) ритмическое движение с помощью нескольких осей вокруг центра радиуса

Д) по принципу свободного ритма

- сетчатый – узор в замкнутой форме, элементы которого равномерно чередуются на основе различного типа сеток:

А) из квадратов, где элементы повторяются или чередуются в шахматном порядке.

Б) из прямоугольников

В) из ромбов

Г) из треугольников

Д) из параллелограммов

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ РАБОТЫ

А) линейный рисунок

Выполняется от центра к краям. Одинаковые элементы везде, где надо, рисуются сразу.

Б) работа в цвете

По возможности ведется от светлого к темному, сверху вниз, слева направо. Сначала идет роспись одним цветом везде, где нужно, затем другим.

 

ПОНЯТИЕ О СТИЛИЗАЦИИ

Стилизация – это упрощенное по форме и по цвету изображение предмета.

Способы стилизации:

1) изображение предмета силуэтом, без передачи объема

2) подчеркивание симметрии предмета

3) декоративная раскраска (цвет условен, может меняться насыщенность цвета, количество красок по сравнению с реальным изображением предмета).

 

Методика проведения уроков по декоративной работе

Уроки декоративного рисования бывают следующими:

- рисование узора с образца (1 ч.)

- самостоятельное составление узора (1-2 ч.)

- украшение предметов узорами (1-2 ч.)

- украшение декоративной композиции (1-2 ч.)

Они бывают 1- и 2-часовыми в зависимости от сложности темы.

 

Подготовительные упражнения.

В 1 кл. дается понятие ДПИ (см.). в течение года, во 2-4 кл. это понятие повторяется. Прежде чем приступать к декоративной работе, нужно провести подготовительные упражнения, которые бывают 2 видов:

1. упражнения по составлению узоров

До урока готовится ватманский лист с разноцветными полосками. Полоски лучше делать нежных цветов. Сначала учим детей, как делить эти полоски: засечками сверху и снизу пополам, соединить эти засечки, потом также каждую половинку еще пополам.

Затем учим, как располагать узор в полосе. У учителя заранее заготовлен аппликационный материал0 ритмические единицы (цветные геометрические фигуры). Фигуры должны быть крупными и хорошо видными. У детей на глазах эти фигуры крепятся на цветные полоски:

- то квадраты одного цвета - повторяющийся узор;

- то квадраты двух цветов – чередующийся узор;

- то квадраты и круги одного цвета (дети должны догадаться, что крепить в четвертую часть полоски);

- то квадраты и круги разных цветов – дети говорят, что крепить (и какого цвета) в 3 и 4 часть полоски.

Ведется словарная работа: ДПИ, дэкор, орнамент, элемент, ритм, чередующийся, повторяющийся узор.

 

- 2. упражнения по стилизации

Дается понятие стилизации, не называя термина. Порядок упражнений:

1. предмет рисуется в реальной форме и цвете, затем идет стилизация предмета, т.е. упрощение по форме и варианты раскраски (2-3 предмета).

2. показыавется предмет, но реальная форма не рисуется, а разбирается, как можно его стилизовать. Рисуем сразу стилизованную форму (2 предмета).

3. показыавется предмет, и без коллективного анализа учащиеся самостоятельно рисуют стилизованное изображение (2 предмета).

Если учащиеся не справляются с самостоятельной стилизацией, снова коллективно обсуждаются способы стилизации, но рисуют учащиеся другой предмет, самостоятельно его стилизуя.

 

Для тренировочных упражнений лучше отводить специальные уроки или проводить их на внеклассных занятиях.

 

УРОК РИСОВАНИЯ УЗОРА С ОБРАЗЦА

Структура:

1-3 – см. урок рисования с натуры, 5-10- тоже.

4 – анализ темы урока.

А) тренировочны упражнения по стилизации

Б) анализ образца

В) определение последовательности выполнения работы (см.).

Вводная беседа

Основу см. в уроке рисования с натуры.

Особенности:

На уроке декоративного рисования вводная беседа проводится или по промыслам, или по разным предметам ДПИ. Если она ведется по промыслам, то детям дается понятие о времени и месте зарождения промысла, его истории, технике изготовления произведений ДПИ. Ведется словарная работа, используется дополнительный материал (легенды, загадки и т. д.)

Если вводная беседа ведется по предметам ДПИ, то нужно красочно описать по вопросам каждый предмет: форму, материал, украшения, их расположение. Словарная работа: ДПИ, узор и т. д. Подчеркивается единство декора (украшений) и утилитарного (практического) назначения предмета. В конце проводится обобщение и воспитательная работа.

Предметы должны быть хорошо видны и брать их нужно грамотно.

Примерные вопросы по анализу предметов:

- что это за предмет?

- для чего он нужен?

- из чего он сделан?

- чем он украшен?

- в каких местах расположен узор?

- из каких элементов состоит узор?

- их размеры

- какие использованы краски?

- каковы красочные детали (фон, рамка и т. д.)?

- как одним выражением можно определить эти предметы?

- что такое ДПИ?

 

Анализ темы урока.

А) если нет специального урока для тренировочных упражнений по с<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: